Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В УрГПУ прошел Международный форум «Образ России в глобальном образовательном пространстве»

27 мая 2019 817
Поделиться
23.06.21 817
Поделиться

23 мая в УрГПУ открылся Международный форум «Образ России в глобальном образовательном пространстве: язык, история, культура».

— Вы знаете, что мировой тренд — ставка на образование в качестве мягкой силы, — отметил в своем приветственном слове к гостям УрГПУ Иван Поппначальник управления научно-образовательной и проектной деятельности. — Мы надеемся, что к нам каждый год будет приезжать все больше иностранных студентов, и, получив образование у нас, они станут продвигать русскую культуру в своих странах. 

Пленарное заседание было посвящено 220-летию со дня рождения Александра Пушкина, которое Россия отметит 6 июня. 

Профессор УрФУ Мария Рут в своем докладе говорила о «Евгении Онегине» как манифесте нового литературного языка, цитируя наизусть целые отрывки из романа. 

— Мы привыкли говорить, что Евгений Онегин — это энциклопедия русской жизни, но это не случайно так вышло, это было сверхзадачей поэта — показать, что родным разговорным языком можно говорить обо всем, что есть в России, — отметила Мария Эдуардовна. 

Нина Хрящева, профессор кафедры литературы и методики её преподавания УрГПУ, рассказала, как в малоизвестной пьесе Андрея Платонова «Ученик лицея» перекликается судьба Александра Сергеевича и самого автора, а Марина Гусельникова, доцент кафедры иностранных языков и деловой коммуникации Уральского государственного горного университета, представила доклад: «Пушкин о значении славянского источника русского литературного языка». 

Анатолий Чудинов в своем докладе рассказал о библиометрических рейтингах, о необходимости которых существуют полярные точки зрения. Лектор говорил о методах подсчета научной активности, которые существуют в мире и используются в России: об индексах Хирша, Scopus, РИНЦ, познакомил с показателями российских лингвистов. 

— Работу вуза, кафедры, ученого, во всем мире оценивают с использованием библиометрии, и это надо учитывать, — отметил Анатолий Прокопьевич. 

На втором пленарном заседании специалисты выступили с докладами о когнитивных стратегиях филологического образования в России и за рубежом. 

Елена Харченко, заведующая кафедрой «Русский язык как иностранный» ЮУрГУ, познакомила слушателей с некоторыми аспектами обучения иностранных студентов русскому языку. Сложности часто связаны с культурными различиями. Например, в России не принято задавать вопросы о возрасте и доходах. А вот у арабов возрастом интересуются в утилитарных целях, так как есть традиция, что в столовой обед оплачивает тот, кто старше всех. Людям других культур непросто бывает объяснить, почему в русских сказках Иван-дурак — положительный герой, а мультфильм «Трое в Простоквашино», по мнению китайских студентов, надо запретить — там пропагандируется непослушание родителям, а это недопустимо. 

Как рассказала Елена Дзюба, профессор кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка УрГПУ, в этот же день в Китае, в Цзилиньском университете иностранных языков, под руководством доцента нашей кафедры Людмилы Весниной работала педагогическая секция, которая объединила коллег из России и Китая для обсуждения практических вопросов преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории. 

— Этот форум был действительно важным событием, — сказала Елена Вячеславовна. — Его участники говорили об истории русского языка и его современном состоянии, о великом культурном наследии, воплощенном на русском языке, о концепциях учебников русского языка как родного, неродного и иностранного, о статусе русского языка и необходимости его продвижения в мире и, конечно, о России и ее имидже в глобальном образовательном пространстве. Важно и то, что форум прошел в Екатеринбурге, городе, который стоит, как принято считать, на границе Европы и Азии. Безусловно, это символично: это место для диалога культур, для диалога Востока и Запада — диалога, который так важен для России. 

В рамках форума также были проведены круглые столы и мастер-классы, посвященные теории и методике обучения языку и литературе в России и за рубежом. Отдельное внимание было уделено особенностям преподавания русского языка в зарубежных, в частности, европейской и азиатской, образовательных традициях. Всего в разных мероприятиях международного форума приняли участие ученые-преподаватели из вузов 10 стран мира (среди них Россия, Италия, США, Китай, Шри-Ланка, Киргизия, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Южная Осетия) и 21 города России. 

Форум проводился при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Российского общества преподавателей русского языка и литературы совместно с Цзилиньским университетом иностранных языков (Китай, Чаньчунь). Организатором выступила кафедра межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного УрГПУ.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская, Елена Дзюба
Фото: Александра Карпушева