Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Rus
Eng
Все разделы

В УрГПУ прошел всероссийский родительский форум

5 марта 2018 991
Поделиться
Рассказать

3 марта в УрГПУ состоялся общенациональный родительский форум по проблемам семейного воспитания под названием «Верны традициям, открыты инновациям». Форум, направленный на рассмотрение актуальных вопросов семейного воспитания, в российских регионах проходит при поддержке Министерства образования и наук Российской Федерации и Московского педагогического государственного университета.

В Уральском государственном педагогическом университете его организатором выступил Центр академического взаимодействия управления стратегии и информационной политики.

Наталья Белоусова – модератор пленарной сессии, кандидат психологических наук, с первых же минут задала общению дискуссионный характер и высокий профессиональный уровень, предложив обсудить первый вопрос: «Почему сегодня важно семейное воспитание?»

Вполне естественно, что на него отвечала Наталья Васягина, заведующая кафедрой психологии образования, доктор психологических наук, профессор:

Проблемы семейного воспитания существуют столько лет, сколько существует человек и институт семьи. Только в соответствии с временем меняется уровень требований к этому институту. На сегодняшний момент мы можем констатировать, что решающая роль в воспитании ребенка принадлежит именно семье. Это же отражено и в семейном кодексе, где записано, что родители перед всеми остальными имеют преимущественное право в воспитании своего ребенка. Но это право налагает ответственность, что понимается не всеми родителями. Проблем в этой сфере много. Одна из основных в том, что до сих пор не создана система формирования компетентности родителей. Каждая семья ищет собственные способы и методы для воспитания ребенка.

О том, что проблема на самом деле существует, свидетельствуют и ответы на вопрос, обращенный к залу «Что такое семейное воспитание?» Представители родительского корпуса считают, что это собственный пример, когда не надо воспитывать ребенка – надо воспитывать себя. Или что это взаимодействие между разными поколениями семьи; или что это взаимодействие родителей и педагогов; а также – передача опыта и традиций; создание условий для гармоничного развития ребенка. Это еще не все предложенные варианты ответов. И поскольку был неоднократно затронут вопрос о передаче опыта и семейных традиций, то логично в этот момент было перейти к обсуждению института бабушек и дедушек, особенно значимого в ситуации дефицита времени у родителей.

Никто ребенку не заменит родителей, – считает Маргарита Кусова, заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах, доктор филологических наук, профессор. – Бабушки и дедушки дают внукам тепло, в то время как родители воспитывают их так, чтобы они стали успешными. И если мы знаем, что конфликт отцов и детей существует из века в век, то конфликта дедушек и внуков нет. Ребенок легче перенимает опыт у старшего поколения, чем у родителей, что способствует сохранению многопоколенных семейных ценностей.

В таком случае логичен вопрос, что провоцирует конфликт отцов и детей? Возможно, неправильное распределение ролей в семье. Виталий Дегтерев, декан факультета международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций института социального образования, считает неверной модель, когда папа устал и лежит после работы, а мама готовит борщ, учит уроки с сыном и моет пол. Виталий Анатольевич привел конкретные примеры распределения обязанностей в семье. В то же время результаты исследования, приведенные Натальей Васягиной, доказывают, что роль матери в воспитании ребенка приоритетна.

Функция эмоциональной поддержки, заботы, ухода за ребенком принадлежит матери. Все параметры психологического развития ребенка доказывают взаимосвязь с показателями матери, – рассказывает Наталья Николаевна. – Отец ответственен за формирование у ребенка социальных ценностей.

Эту мысль продолжила Ирина Иванова, директор детского сада «Детство»:

Я придерживаюсь того, что родители должны участвовать в воспитании ребенка, в том числе и взаимодействуя с образовательной организацией. Не секрет, что папы гораздо реже мам ходят на собрания. Когда мы стали проводить тематические собрания, количество пап увеличилось. Сегодня мы активно привлекаем пап к образовательной деятельности. Сначала они боялись проводить мастер-классы, сегодня для нашей образовательной организации – это норма. Здорово, когда, например, папа-спасатель, отработав сутки, приезжает в детский сад со всей своей сменой и показывает детям, как действует команда спасателей в чрезвычайной ситуации. Конечно, это детям интересно, кончено, конкретный папа в их глазах приобретает некий образ и в то же время происходит социализация детей, знакомство с профессией спасателя.

И, конечно, понятен посыл Ольги Чикилевой, председателя территориальной комиссии Ленинского района по делам несовершеннолетних и защите их прав:

Нет трудных детей, есть трудные родители. Когда к нам приходят ребята, они – все хорошие, но в каждом видна проблема, присущая его семье. Семья – это очень необходимое понятие. Для ребенка все важны – мама, папа, бабушка и дедушка. Я иногда спрашиваю родителей: «А вы в течение дня поглаживаете своего ребенка? Прикасаетесь к нему?» А в ответ слышу недоумение: «А зачем? Он же сыт, обут». Есть еще такое, к сожалению, явление, как биологические папы, то есть не юридические, а значит, и ответственности они за воспитание ребенка никакой не несут. А загнанная на работе и в быту мама бросается за своего ребенка на все амбразуры, иногда в отчаянии признаваясь: «Я не знаю, что с ним делать», и это с собственным ребенком, – подвела печальный итог Ольга Владимировна. – В целях профилактики подобных ситуаций проводим лектории для родителей.

Чтобы не доходить до профилактики, семью лучше укреплять изнутри. О том, какие культурные традиции можно для этого использовать, как выстраивать взаимоотношения между детьми и взрослыми, между старшими и младшими поколениями рассказала Наталья Симбирцева, доктор культурологии, доцент кафедры художественного образования института музыкального и художественного образования. Одна из тех традиций, к которым нужно возвращаться, это – семейное чтение вслух, считает Наталья Алексеевна. И в этом зал ее дружно поддерживает.

Своим опытом личным и общественным поделилась с участниками встречи Людмила Золотницкая, член президиума Координационного совета Национальной родительской ассоциации, руководитель ее регионального отделения и председатель Свердловского областного родительского комитета.

Детям необходимо доверять. И понимать, что они реализуют свои сценарии в жизни. Их надо любить, понимать, поддерживать. Необходимо учиться быть родителем, гражданином, патриотом. И в этом плане нам ценно взаимодействие с УрГПУ.

После пленарной сессии прошли мастер-классы и психологические мастерские, круглый стол и дискуссии. Форум был насыщенным и содержательным, о чем свидетельствует и обратная связь: «Просим форум повторить, чтобы информацию донести до большего числа родителей». Форум пригласили на городские площадки Екатеринбурга и области. Значит, разговор будет продолжен.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Наталья Паэгле
Фото: Вадим Оипов