Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В УрГПУ обсудили проблемы поэтики русской и зарубежной литературы на международной конференции Littera Terra

7 декабря 2020 564
Поделиться
21.06.21 564
Поделиться

В УрГПУ в дистанционном формате прошла IX Международная научно-практическая конференция молодых литературоведов, посвященная проблемам поэтики русской и зарубежной литературы. Конференцию с 2005 года организует кафедра литературы и методики ее преподавания института филологии и межкультурной коммуникации.

Председатель оргкомитета, директор института филологии и межкультурной коммуникации Ирина Семухина рассказала об истории научного проекта «Littera Terra» и особенностях проведения конференции в этом сезоне: 

— Конференция «Littera Terra» с каждым годом все больше расширяет свою научную среду, объединяющую молодых исследователей разных ступеней — от студента до кандидата наук, укрепляет свой международный статус. Мы увидели новые примеры научного взросления молодых исследователей, которые за истекший год стали аспирантами, а кто-то и защитившимся кандидатом филологических наук. Сегодня конференция собрала на своей площадке свыше восьмидесяти участников из разных вузов тринадцати российских городов (Екатеринбург, Москва, Ижевск, Тюмень, Сургут, Пермь, Киров, Архангельск, Уфа, Коломна, Воронеж, Тверь, Ставрополь) и шести стран — Россия, Белоруссия (Минск, Гродно), Словакия (Братислава), ЛНР (Луганск), Казахстан (Усть-Каменогорск), КНР (Далянь). Проведение конференции в дистанционном формате позволило в этом году и зарубежным молодым ученым не только представить материалы своих докладов, но и принять активное участие в научной дискуссии. 

Конференция открылась пленарным заседанием, в повестку которого вошло шесть докладов. Аспирант Московского государственного университета Чэн Лян рассказала о специфике автобиографизма в романе Скитальца «Дом Черновых». Магистрант Сургутского педагогического университета Дарья Терентьева рассмотрела повесть Владимира Одоевского «Деревянный гость, или Сказка об очнувшейся кукле и господине Кивакеле» в аспекте жанровой традиции готического романа. Представитель Белорусского государственного университета Татьяна Светашева предложила актуальный материал по изучению типов масок в русской поэзии второй половины ХХ века. Живой интерес слушателей вызвал доклад Антона Огальцова, аспиранта Удмуртского государственного университета, о судьбах чеховской драматургии в испанской культуре XX–XXI веков. Альманаху «Уральский современник» как способу презентации литературы региона была посвящена работа ученого из УрФУ Юлии Некрасовой. УрГПУ представил аспирант Никита Жиляков, осветивший проблему эволюции автобиографического нарратива в романах Уильяма Берроуза «Джанки» и «Голый завтрак». 

— Научная глубина и степень разработанности пленарных докладов задали высокий уровень дальнейшей работы конференции, — отметила Ирина Семухина

Согласно научным интересам участники конференции распределились на шесть секций. Руководитель секции «Литературная классика: динамика художественных систем» профессор кафедры литературы и методики преподавания Светлана Ермоленко подчеркнула разносторонность интересов докладчиков, обратившихся к литературному материалу — от поэм Михаила Хераскова до творчества Антона Чехова и Оскара Уайльда: 

— Конечно, участники обладают разным научным опытом, но все доклады выполнены на очень достойном профессиональном уровне, обладают научной новизной, оригинальностью постановки, решения исследовательской проблемы. Особенный интерес вызвали доклады Марии Яклюшиной, Евгении Потаповой, Оксаны Кошелевой из УрФУ, наших студентов, магистрантов, преподавателей — Марии Поповой, Татьяны Сутягиной, Ольги Кадушиной, Полины Левкиной, и Марии Бороздиной, которая в этом году выступила уже в качестве кандидата наук и преподавателя МГУ. 

Профессор Елена Доценко, возглавившая работу секции «Литература XX-XXI веков: направления и течения», поделилась своими впечатлениями: 

— На секции были представлены доклады, выполненные на самом разном материале, относящемся как к предыдущему рубежу веков, так и к современному литературному процессу. В докладе Елены Астаховой, например, был представлен сопоставительный анализ символистских драматических текстов. В докладах Ирины Баландиной, Юлии Сосновской, Любови Кастрыкиной, Александры Куляпиной рассматривалась лирика от Иосифа Бродского до Константина Кинчева, использовались различные подходы и методики, позволившие представить детальный и убедительный анализ. Романы, ставшие предметом исследования в докладах магистранта УрГПУ Ирины Бабушкиной и Евгении Жиронкиной, относятся к позднемодернистскому или постмодернистскому эксперименту: выступившим удалось найти интересные аспекты исследования, чтобы представить объемный романный материал в формате докладов. 

В секции «Автор — герой — читатель», по словам профессора Нины Барковской, все сообщения были сосредоточены на способах конструирования образа автора, выражении авторской позиции в тексте произведения: 

— Александра Скрипаченко проанализировала восприятие Николаем Тургеневым города Гёттингема, выраженное в его дневнике, Максим Дулеба, аспирант университета Каменского из Братиславы,  предложил интересный доклад о немецком поэте-юмористе Иоахиме Рингельнаце, чей шаржированный образ был сознательной авторской стратегией; Дарья Слинкина проанализировала интертекст в стихотворении Льва Лосева «Один день Льва Владимировича», убедительно показала переклички со стихотворениями Кюхельбекера-ссыльного и Бродского-изгнанника; Анна Кочкина посвятила свой доклад формам выражения авторской позиции через сюжет, систему персонажей и речевой уровень в романах Романа Сенчина; Надежда Нефёдова обратилась к русскоязычной прозе эмигрантов начала XXI века; Наталья Гречкина сосредоточилась на основных нравственных ценностях в творчестве шансонье Михаила Круга. 

Секцию «Образ — мотив — хронотоп» возглавил доцент Александр Тагильцев, заведующий кафедрой литературы и методики преподавания. 

— Докладчики продемонстрировали разнообразные подходы к анализу художественных текстов, в первую очередь, в аспекте исследования мотивной структуры, пространственных и временных образов, — отметил Александр Тагильцев. — Тематический принцип организации секции был очень продуктивным, когда наблюдения над произведениями авторов разных эпох и литературных традиций рождали новые смысловые поля и плодотворную дискуссию. Особый интерес вызвали доклады студентки УрГПУ Валерии Мальгиной, Юлии Александровой, Анны Евграфовой, Анны Кокориной, обратившихся к литературной классике, и Вероники Шаховой, Дарьи Аксеновой, Дмитрия Цыганова, отразивших проблематику секции на современном литературном материале. 

Впечатлениями о направлении конференции «Литература и культура: традиция и рецепция» поделилась доцент Людмила Макарова, организовавшая работу соответствующей секции: 

— Доклады, прозвучавшие в секции, охватили историко-литературный процесс, начиная с древней христианской литературы до наших дней, и отразили результаты исследований, посвященных евангельским текстам произведениям Льва Толстого, Антона Чехова, Павла Бажова, Александра Чаянова, Павла Муратова, Александра Вампилова. Большинство сообщений отличалось междисциплинарной направленностью: предметом изучения работ стали взаимосвязи литературы и кино, литературы и драматического театра, литературы и искусства оперы. 

Важным в работе конференции, по мнению доцента Лилии Гутриной, стало выделение особой методической секции «Урок литературы: взгляд молодого учителя»: 

— Это направление объединило сообщения на стыке литературы и методики, лингвистики и методики. В ходе обсуждения студентки УрГПУ Юлия Зурбашева и Полина Пелевина подняли вопрос о диалоге современной литературы и классики на уроках, специфике современной поэзии. Магистрант УргПУ Анастасия Светкина говорила о сближении методики преподавания литературы в среднем звене и старших классах, среднем профессиональном образовании. Татьяна Касьянова, педагог из Екатеринбурга, посвятила выступление возможности работы с «текстами новой природы» на уроках литературы, языка, а также во внеклассной работе учителя. Об эффективности работы театральной студии в вузе при изучении русского языка как иностранного рассказали Лю Бо и Наталья Касюк

Все модераторы подчеркнули не только тематическую широту интересов участников конференции, но и серьезную методологическую базу большинства представленных научных изысканий молодых ученых. Сами участники отметили теплую и способствующую продуктивному диалогу атмосферу конференции, обратную связь с другими участниками и организаторами, вдумчивое отношение и живой интерес к каждому выступлению, а также общий высокий уровень представленных докладов. По общему мнению, в ходе работы конференции состоялся содержательный научный диалог, стимулирующий дальнейшие исследования. Участники выразили желание и в дальнейшем получать приглашения на научные мероприятия, организуемые институтом филологии и межкультурной коммуникации УрГПУ. 

По итогам конференции выйдет сборник научных трудов молодых ученых — уже 15-й выпуск.

Пресс-служба УрГПУ
по материалам ИФиМК