Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

В УрГПУ прошли юбилейные XXV историко-педагогические чтения

29 марта 133
Поделиться
29 марта 133
Поделиться

23-26 марта в УрГПУ прошли юбилейные XXV историко-педагогические чтения. Темой этого года стали проблемы исторической науки и исторического образования в условиях глобальных трансформаций.

Особенностью Чтений, организатором которых был исторический факультет и продолживший эти традиции институт общественных наук, является то, что это не просто научно-практическая конференция. На протяжении недели в ее рамках организуются различные мероприятия научного, просветительского и методического направлений. Этот год не стал исключением. Тема конференции актуальна как с научной, так и с практической точки зрения

Чтения стартовали 23 марта с лекции Артура Карапетяна, начальника религиозного отдела и профилактики терроризма Центра по противодействию терроризму ГУ МВД России по Свердловской области. Студенты познакомились с практикой противодействия экстремизму и терроризму на территории Свердловской области. В современных реалиях данная тема вызвала большой интерес у слушателей. 

Правовым и этическим основам педагогической деятельности был посвящен круглый стол, проведенный в МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет». Организатор круглого стола директор института общественных наук Анна Коротун обозначила не только исторические моменты в этике педагогической деятельности, но и сосредоточила внимание участников на современных реалиях данного вопроса, особенно в в условиях глобализации. 

Особое место в рамках Чтений занимают мероприятия методического характера, собирающие большую учительскую аудиторию. В этом году соорганизаторами конференции выступило издательство «Просвещение», организовавшее вебинар для учителей истории и обществознания. Обсуждались вопросы активных и интерактивных методов формирования функциональной грамотности в обучении обществознанию (лектор — Ольга Соболева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории и обществознания РГПУ им. А.И. Герцена, соавтор УМК по обществознанию). 

В продолжении выступил Илья Лобанов, учитель истории и обществознания, научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор пособий по подготовке к ЕГЭ с темой «Содержание обществоведческого курса в контексте нормативных требований». Слушатели с большим интересом обсудили насущные вопросы как содержания, так подготовки учащихся обществознанию в школе. 

На следующий день площадкой Чтений стал Исторический парк «Россия-моя история», где под руководством заведующей кафедрой философии, социологии и культурологии Натальи Симбирцевой был проведен мастер-класс «Музейное пространство в образовательном процессе». Студенты 4 курса Института общественных наук, обучающиеся по направлению История и обществознание и История и Английский язык, работали с экспозициями музея, выполняя задания разработки и построения экскурсионных маршрутов для обучающихся, построения заданий с использованием интерактивных панелей и всех технических возможностей, которыми обладает музей. Большую помощь в этом оказала доцент кафедры истории России Эльвира Протасова

25 марта участников Чтений принимал Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего». Модераторами методического семинара «Интеграция истории и обществознания в контексте общества постмодерна» выступили Наталья Ершова, учитель географии и обществознания высшей категории гимназии № 37 г. Екатеринбурга; Галина Кругликова, заведующая кафедрой истории России УрГПУ, кандидат исторических наук, доцент; Елена Прямикова, доктор социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и культурологии УрГПУ; Светлана Токмянина, заведующая кафедрой общественно-научных дисциплин Института развития образования, кандидат исторических наук, доцент. С учителями, студентами были проведены мастер-классы по организации и проведению межпредметных занятий в рамках изучения истории России 1990-х гг. Были проработаны вопросы формирования функциональной грамотности, работы с учащимися по понятийно-категориальному аппарату. 

В заключении методического семинара доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики Татьяна Дорохова подвела итоги декаде истории педагогики, проводившейся в УрГПУ, отметив важность изучения педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого и современности. 

Богатейший материал докладов пленарного заседания и секций конференции будет доступен в сборнике материалов XXV историко-педагогических чтений

Заключительный день был посвящен непосредственно Конференции, которая уже несколько лет проходит в статусе международной. По словам председателя оргкомитета историко-педагогических чтений зав.кафедрой истории России Галины Кругликовой, эти мероприятия вызывают неподдельный интерес как у научного сообщества, так и у учительской категории и студенчества. Конференция объединяет как ученых в области истории, социологии, политологии, педагогики, так и преподавателей — практиков, непосредственно работающих в школах, колледжах, вузах. Подобное профессиональное общение способствует взаимообогащению идеями, методическим наработками. И ежегодное прибавление в состав участников новых городов, учебных заведений, школ свидетельствует о том, что историко-педагогические чтения являются прекрасным примером интеграции истории и педагогики, выражающейся в изучении мировой, российской и региональной истории, теоретических и практических вопросов методики обучения истории в общеобразовательных учреждениях, колледжах, вузах. Это важно не только для формирования знаний, сколько для понимания происходящих современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. 

Владимир Земцов, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин УрГПУ, в своем докладе проанализировал футурологические концепции 1980-х годов и анализ развития ситуации в мире начиная с 1990-х, предпринятый различными мыслителями. Противоречия современного мира, место России в этом мире, геополитическое настоящее и возможные пути, куда двигаться в будущем, — таково основное содержание доклада Владимира Земцова. Главная мысль: оптимистичные прогнозы некоторых философов и политологов, очевидно, не сбылись, расслабляться рано, мир продолжает оставаться опасным местом, разворачивается новый цикл цивилизационного противостояния. Для России, возможно, было благом, что в конце 90-х она отказалась от намерения «раствориться» в западной цивилизации, дистанцировалась и попыталась сохранить за собой традиционные сферы влияния хотя бы в ближнем зарубежье. Но независимая внешняя политика требует ресурсов, и уже очевидно, что этими ресурсами не могут быть только нефть и газ. Что Россия может противопоставить другим серьезным игрокам? Для этого и необходимо серьезно задуматься над вопросом, кто мы и куда идем, осознать свою историческую самобытность, сформировать реалистичные представления о мире и о себе. 

Ажар Рахимбекова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Казахстана Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева  (г. Нурсултан, Казахстан) представила интереснейший доклад о визуальных источниках, дающих представление о бесписьменном периоде истории Казахстана. Произведения казахских, русских, украинских, польских художников отразили быт, нравы, региональные особенности, исторические трансформации, происходившие с Казахстаном в середине XIX века. 

Борис Дементьев, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии Пермского государственного национального исследовательского университета, осветил глобальные вызовы современности и интересы России на фоне этих вызовов. Борис Петрович отметил, что пандемия коронавируса кардинально изменила мир, внесла очень серьезные и во многом необратимые трансформации буквально во все сферы жизни: в демографию (3 миллиона умерших), экономику (крах одних отраслей и взлет других), экологию, социальную сферу, и, конечно, образование. России, по его мнению, грозит в будущем фрагментация школы и резкое деление на «образование для элиты» (дорогое, качественное и преимущественно очное) и «массовое образование» (где будут востребованы преимущественно дистантные технологии из-за своей дешевизны). Борис Дементьев говорил о противоречиях современного мира, кризисе, который переживает западный мир, о достигнутой военной и продовольственной безопасности России и о необходимости развития информационной безопасности. 

Андрей Сперанский, доктор исторических наук, профессор, заведующий Центром политической и социокультурной истории Института истории и археологии УрО РАН, в докладе «Распад СССР: экономический аспект геополитической катастрофы» рассказал об объективных экономических предпосылках краха СССР, об административно-командной системе, которая лишила советскую экономику потенциала развития, и особенно резко это движение к гибели ускорилось после того, как номенклатура заблокировала экономические реформы Алексея Косыгина. Низкий уровень производства, неудовлетворительное качество продукции, отсутствие действенных мер материального стимулирования — все эти явления только нарастали. Перестройка и курс на ускорение общественно-экономического развития сначала породили в обществе энтузиазм и огромные надежды, но реформы провалились, в том числе и потому, что было слишком поздно их проводить. 

Татьяна Самсонова, доктор политических наук, профессор кафедры политологии и социологии политических процессов МГУ им. М. В. Ломоносова, выступила с докладом о формировании политической субъектности современной российской молодежи в условиях глобализации. Татьяна Николаевна отдельно остановилась на необходимости воспитания граждан и патриотов на лучших, вдохновляющих примерах российской истории. 

Сергей Ярцев, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и археологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, рассказал об особенностях преподавания истории и исторических дисциплин в условиях дистанта, отметил недостатки дистанционных технологий (особенно на этапе контроля знаний), однако убедительно доказал, что дистант открыл перед студентами и преподавателями немало возможностей, позволил перенести фокус на работу с источниками, научить студентов приемам самостоятельной научно-исследовательской работы. Разумеется, для того, чтобы дистант эффективно заработал, необходимо, чтобы перед этим уже состоялся личный, очный контакт, между студентами и преподавателями возникли интерес и доверие. Сергей Владимирович также выразил надежду, что в этом году состоится их археологическая экспедиция в Крым. Основной целью являются раскопки Херсонеса, но прежде всего студенты должны будут познакомиться с Аджимушкайскими каменоломнями, Севастополем, другими славными и трагическими страницами нашей истории на крымской земле. 

Людмила Шлыкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Московского авиационного института, обобщила и проанализировала проблемы трудности, с которыми сталкиваются сегодня преподаватели истории, особенно в непрофильных вузах, и поделилась опытом работы со студентами технических специальностей.

Ученые и педагоги-практики получили огромный интеллектуальный и эмоциональный заряд благодаря общению друг с другом в течение этих четырех дней. Результатом конференции станет и развитие вузовской науки, и обогащение содержания школьно-вузовского партнерства, и расширение международного и межрегионального академического взаимодействия и сотрудничества.

Текст: Галина Кругликова, Ирина Шаманаева