Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В УрГПУ состоялась встреча с координатором международных проектов стран Северной Европы Петером Хольмом из Норвегии

10 июня 128
Поделиться
10 июня 128
Поделиться

9 июня УрГПУ посетили генеральный директор НКО «Благое дело» Вера Симакова и координатор международных проектов стран Северной Европы Петер Хольм (Норвегия). УрГПУ в лице кафедры педагогики и педагогической компаративистики (ее на встрече представляла заведующая кафедрой, профессор Юлия Галагузова) уже несколько лет сотрудничает с НКО «Благое дело», внедряя идеи инклюзии как нормы жизни современного общества.

Во встрече участвовали начальник управления научно-образовательной и проектной деятельности Иван Попп, начальник отдела международных образовательных проектов Елена Колесова, аналитик отдела Роман Порозов

Господин Хольм руководит Институтом социальной терапии в г. Бергене (Норвегия), который занимается экспертизой, мониторингом и поддержкой образовательных учреждений и некоммерческих организаций в области социальной педагогики. Данный институт входит в Ассоциацию стран Северной Европы, где играет роль методического центра и координатора международных проектов, связанных с подготовкой специалистов, работающих с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе воспитанниками детских домов и людей с инвалидностью. 

При активном содействии Института социальной терапии в Екатеринбурге в сентябре 2017 года был проведен Всемирный конгресс людей с инвалидностью. Тогда же завязались тесные рабочие контакты с министерствами образования, социальной политики, культуры, внешнеэкономических связей Свердловской области и эта совместная работа получила одобрение и поддержку со стороны руководства региона. На этапе подготовки конгресса, по словам Петера Хольма, у них появилась мощная поддержка со стороны преподавателей УрГПУ, которые не только готовили инклюзивных волонтеров, но и осуществили научно-методическое сопровождение конгресса 

Сотрудничество с УрГПУ продолжилось в рамках международного проекта «Развитие практико-ориентированного высшего образования как инструмента социальных реформ и социальной инклюзии», реализуемого в трех странах постсоветского пространства, где от России международным экспертом выступила Юлия Галагузова. За три года реализации проекта удалось добиться реальных результатов в изменении ситуации по отношению к людям с инвалидностью не только в России, но и в Кыргызстане, Киргизии, Армении; были открыты программы бакалавриата и магистратуры для подготовки социальных педагогов, проведены обучающие модули для специалистов, работающих в инклюзивных классах и реабилитационных центрах в рамках дополнительного образования. 

Несомненно в УрГПУ сложился уникальный опыт взаимодействия университета с социально-ориентированными некоммерческими организациями, в рамках которого создаются разнообразные социально-значимые проекты («Международный фестиваль инклюзивного искусства», «Доступный формат создаем вместе, «Мастерская практической инклюзии», «Школа инклюзивного роста» и др.), где в одной инклюзивной команде работают студенты, преподаватели, люди с инвалидностью, специалисты НКО, международные фонды. Результаты совместной деятельности не только освещаются на международных форумах и конференциях, где подчеркивается важность коллаборации науки, практики и образования, но и издаются научные статьи, пособия, монографии. 

В настоящее время господин Хольм приехал, чтобы предложить УрГПУ сотрудничество по новому российско-норвежскому проекту. Этот проект создается в рамках реализации Конвенции о правах инвалидов, которую Россия подписала и ратифицировала. Положения касаются деинституционализации психоневрологических интернатов (ПНИ), которые должны быть постепенно расформированы и вместо проживания людей с ментальными расстройствами в стационарах этим людям должно быть предложено сопровождаемое самостоятельное проживание. 

Реформа интернатов делает свои первые шаги. Всего в нашей стране по данным на конец 2018 года, в 528 ПНИ для взрослых и 85 для детей проживают 161 274 человека. Помимо материальных проблем в организации их самостоятельной жизни существует острая нехватка специалистов — социальных педагогов, которые должны осуществлять такую деятельность. Именно поэтому международные организации, накопившие огромный методический опыт, в сотрудничестве с российскими вузами, прежде всего педагогическими университетами, готовы оказать помощь в подготовке педагогических кадров нового типа, которые будут работать не только с детьми и молодежью, но и со взрослыми людьми с инвалидностью. Задачей социальных педагогов и специалистов социальной работы станет включение людей с инвалидностью в социокультурную жизнь общества. 

Коллеги, собравшиеся для обсуждения этого будущего сотрудничества, рассмотрели возможные формы, в которых оно будет осуществляться. УрГПУ заинтересован в совместных научных практикоориентированных исследованиях, в совместных публикациях, в проведении научных конференций и семинаров, в разработках учебных курсов, в том числе онлайн. Возможно, впоследствии это будет международная магистерская программа с перспективой получения двух дипломов. И, разумеется, в участии наших студентов и преподавателей в различных социокультурных проектах, подобных тем, которые уже осуществляются совместно с НКО «Благое дело» в Свердловской области. 

Господин Хольм также предложил УрГПУ поучаствовать еще в одном российско-германском проекте, посвященном внедрению идеи организации жизнеустройства людей с инвалидностью по трудозанятости, сопровождаемому проживанию и социокультурной инклюзии. Такая модель с названием «Социополис» создана в НКО «Благое дело» с участием преподавателей кафедры педагогики и педагогической компаративистики. 

Планируется, что в ноябре месяце на базе УрГПУ пройдет международная конференция, на которой будут участвовать ведущие российские и международные эксперты в области социальной педагогики, на которой можно будет обсудить механизмы внедрения «Социополиса» в практику работы государственных и негосударственных учреждений в разных регионах России, а также международный опыт реализации положений Конвенции о правах инвалидов и вопросы подготовки специалистов для социокультурной инклюзии. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева