Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В УрГПУ начала работу проектная группа «Когнитивные исследования в образовании»

17 сентября 2018 1076
Поделиться
13.05.21 1076
Поделиться

14 сентября в УрГПУ состоялась встреча проектной группы «Когнитивные исследования в образовании». Идейным вдохновителем коллектива стала ректор УрГПУ Светлана Минюрова, а возглавила группу Светлана Фоменко, заведующая кафедрой экономики и менеджмента.

Открывая первую встречу, Светлана Минюрова отметила, что когнитивные исследования на сегодняшний день — одна из самых передовых и бурно развивающихся областей современной науки.

Когнитивные науки представляют собой междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой. Главная особенность и новация когнитивных наук в исследовании познания состоит в многодисциплинарном диалоге, порождающем общую почву у философии науки, нейронаук, теории информации, лингвистики, психологии. Актуальность проблематики когнитивных исследований определяется и особенностями развития современного общества

В нашем университете есть ресурсы и потенциал для таких исследований — в рамках лингвистики, психологии, других направлений, — отметила Светлана Алигарьевна. — Мы сотрудничаем с институтом стратегии развития образования Российской академии образования, там занимаются в том числе когнитивными исследованиями. Хотелось бы притянуть в наш университет научные силы, которые занимаются разными аспектами этой проблематики в нашей стране, возможно, и за рубежом.

Светлана Фоменко определила цель проекта: прикладные междисциплинарные исследования в области человеческого познания, решение когнитивных образовательных задач с использований когнитивных образовательных технологий. Светлана Леонидовна рассказала о том, что в этом проблемном поле работают уже многие российские вузы, среди которых —Высшая школа экономики в Москве, Адыгейский, Санкт-Петербургский, Новосибирский, Томский университеты.

— Надеемся завязать отношения с этими вузами для научного обмена. На стыке этих направлений будут рождаться новые исследовательские задачи, к решению которых мы будем привлекать аспирантов и магистрантов.

На первой встрече проектной группы с докладами выступили представители двух направлений.

Юлия Водяха, руководитель направления «когнитивная психология», вкратце рассказала об эксперименте, который был проведен в прошлом учебном году в шестидесяти школах Екатеринбурга студентами и магистрантами института психологии УрГПУ. Педагоги использовали гаджеты в процессе обучения, а психологи исследовали когнитивную сферу детей.

Обзор зарубежных публикаций о влиянии применения гаджетов в обучении на когнитивно-познавательную сферу обучающихся сделал доцент кафедры общей психологии Сергей Водяха.

Исследователи выяснили, что гаджеты стимулируют когнитивное развитие детей, в частности, улучшают пространственное мышление, с другой стороны, обнаружилось отрицательное влияние на внимание и скорость его переключения. Выступление Сергея Анатольевича дало толчок к бурной дискуссии о педагогике цифровой эпохи.

Мария Ворошилова сказала, что в когнитивной лингвистике тоже исследуется влияние гаджетов, и, по ее мнению, бесполезно обсуждать, плохо или хорошо пользоваться гаджетами. Педагогам нужно менять свои методики, чтобы работать с современными детьми.

— Дети сейчас совсем по-другому читают текст, не так, как мы. Зигзаг восприятия давно не работает. И значит, текст нужно строить иначе.

Мария Борисовна поставила важный вопрос: о готовности педагогов обучать детей в новой реальности. Многие педагоги не умеют создавать электронные учебники, а планшет используют только для демонстрации pdf-версии учебника.

Юлия Водяха подтвердила, что проблема эксперимента была в том, что некоторые педагоги и родители приняли метод на ура, а другие — отнеслись скептически. Собравшиеся согласились с тем, что необходимо создать такие методические материалы, которые помогли бы учителям работать с детьми, привыкшими к цифровой реальности.

Профессор кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного Елена Дзюба обратила внимание на методическую проблему, которую надо решать: какие способности мы можем развить с помощью электронных мультимедийных систем, какие не можем, и не нужно пытаться это делать.

Виноват не гаджет, а учителя, которые неграмотно используют мультимедийные средства при обучении.

Доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Анна Лозинская представила результаты исследования, проведенные научно-образовательнымцентром «Информационные технологии в образовании», и связанные с обучением иностранных студентов. Рассказ о методиках обучения общенаучным дисциплинам на неродном языке для иностранных студентов, не владеющих или слабо владеющих языком, вызвало бурный обмен мнениями у преподавателей, обучающих иностранных студентов.

Проектная группа будет собираться каждую третью пятницу месяца. В нее входят представители института психологии, института педагогики и психологии детства, института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, географо-биологического факультета, института общественных наук, факультета физической культуры, спорта и безопасности, института математики, физики, информатики и технологий. 

Основные направления работы проектной группы «Когнитивные исследования в образовании»: когнитивная психология, когнитивная педагогика, когнитивная лингвистика, когнитивная география, когнитивная экономика и менеджмент, когнитивная юриспруденция.

В рамках проекта планируется выпуск тематического номера журнала «Педагогическое образование», участие в научно-практических конференциях. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ксения Волянская
Фото: Александра Карпушева