Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

В юбилейный год А.С. Макаренко библиотека УрГПУ сделала выставку его педагогического наследия

16 марта 2018 779
Поделиться
21.06.21 779
Поделиться

16 марта ИИЦ-Научная библиотека представила читателям выставку-портрет «Живая педагогика Макаренко» в рамках VII Международного форума «Самовоспитание и саморазвитие субъектов образования: теория и практика», проходившего в этот день в УрГПУ.

Антон Семенович Макаренко, советский педагог-новатор, родился 1 марта (13 марта по новому стилю) 1888 года. Являясь теоретиком и практиком собственной воспитательной системы, он оказал заметное влияние на педагогическое мышление в XX веке 

130-летие со дня рождения педагога – это и повод, и необходимость размышлений над наследием А.С. Макаренко: в чем его влияние на развитие отечественной и мировой педагогики, значение в преемственности социальной работы, актуальность в современной образовательной ситуации?

Издания фонда ИИЦ-НБ освещают деятельность педагога и писателя: это публицистика, литературное творчество, труды исследователей, содержащие теоретико-исторический анализ педагогической концепции и опыта А.С. Макаренко. Штрихи к образу – деловая и личная переписка, дневниковые записи, неопубликованные ранее статьи в собраниях сочинений.

Наиболее полно представлен раздел книг о коммунистическом воспитании: «Воспитание в советской школе», «Воспитание гражданина», «Книга для родителей», «Коллектив и воспитание личности», «Проблемы школьного советского воспитания» (издание 1949 года), «Трудовое воспитание», «Проектировать лучшее в человеке», «Методика организации воспитательного процесса», «О воспитании в семье» и «О воспитании молодежи» (издание 1955 г.), «Лекции о воспитании детей» и «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» (1950). Большая часть изданий – из фонда редких книг ИИЦ-НБ.

Оформление выставки передает дух времени и отражает взгляды А.С. Макаренко в области воспитания, реализованные в организации жизни трудовой колонии для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей, основанной им в 1920 году в селе Ковалёвка, близ Полтавы. Колония имени М. Горького получила всемирную известность благодаря новым подходам ее руководителя к воспитанию и обучению, на практике воплощавшего разработанную им воспитательно-педагогическую систему, и успехам в социализации дезадаптированных детей и подростков.

Обращение к педагогическим работам автора поможет осмыслить на новом этапе идеи и сущность его творчества, вклад А.С. Макаренко в становлении гуманистической педагогической мысли. Современны предостережения выдающегося педагога о «безликом детстве» и «модели абстрактного ребенка» в глазах «чиновников в кабинетах», актуальны его взгляды на «педагогически техническую мысль» в педвузах: «Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания», – писал Антон Семенович.

Выставка ИИЦ-Научной библиотеки получила приглашение к участию в ежегодных мероприятиях РГППУ, посвященных изучению педагогического наследия А.С. Макаренко.

Текст и фото: Лилия Якина, ИИЦ-НБ