Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Вместе с Иваном Колечкиным юные географы нашли «самое синее море»

20 марта 258
Поделиться
Рассказать

Учитель географии московской школы «Силаэдр», старший методист ГМЦ ДОНМ Иван Колечкин становится гостем Большого географического фестиваля «Моя Земля» на географо-биологическом факультете УрГПУ уже во второй раз. Он сторонник конвергентного подхода в изучении географии и своими яркими, образными «открытыми уроками» убедительно доказывает, что ни одна отрасль знания не должна преподаваться изолированно от других. 19 марта Иван Сергеевич провел мастер-класс «Живые уроки географии» для участников фестиваля — студентов, школьников, преподавателей.

Те, кто был на мастер-классах Ивана Колечкина в прошлом году, наверное, помнят, как Иван Сергеевич вместе с аудиторией искал на карте таинственный «Остров Невезения» из фильма «Бриллиантовая рука». Анализируя текст песни и накладывая на него исторические, биологические, географические реалии, аудитория шаг за шагом продвигалась к цели, отбрасывая варианты, которые сначала казались очевидными (упоминаемые «крокодил», «кокос» и «люди-дикари» заставляют практически 100% респондентов поместить «остров Невезения» в тропические широты). За время этого веселого и познавательного урока участникам пришлось совершить кругосветное путешествие по географической карте, вспомнить множество других сведений, напрямую к географии не относящихся, и определить локализацию острова у берегов Аляски. 

В этот раз Иван Сергеевич взял за основу не менее известные строки из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Кто представляет себе, что это за «синее море», возле которого жили старик со старухой? Где оно могло находиться в реальности? 

Во время путешествия по пушкинскому тексту участникам пришлось актуализировать и пополнить знания в области литературы (познакомиться с фрагментом, который не вошел в окончательную редакцию сказки, о том, как старуха после царицы возмечтала «стать папою римской»), истории (сюжеты о папессе Иоанне и о сословии бояр), философии (пирамида Маслоу), физики и математики (количество мускульных усилий, необходимых для того, чтобы вытащить невод, и для того, чтобы выдолбить из куска дерева новое корыто), биологии (где растет белена, которой «объелась» старуха, какие виды рыб называются в обиходе «золотыми» и где они водятся), этнографии (у каких народов известны землянки) и, конечно, географии

Поставленная задача заставляет вспомнить множество сведений, которые в формате «классического урока» используются только в одной-двух темах, после чего благополучно забываются. Чем определяется синий цвет воды? Может ли «синее море» быть устьем крупной реки или большим озером? Что такое циклон и антициклон? Какому баллу по шкале Бофорта соответствовало волнение на море всякий раз, когда старик приходил к рыбке с новым поручением? Пропутешествовав по всему земному шару, участники вернулись в практически родные широты (хотя параллельно была высказана убедительная гипотеза, что старик и старуха могли бы жить в Индии — об их цвете кожи Пушкин ничего не говорит). Но так же вероятно, что «синим морем» было озеро Байкал со своей глубокой синей водой, со своими ветрами, которые могут вызвать восьмибалльный шторм, и со своим «живым золотом» — ценнейшей рыбой. 

Игра? Курьез? Нет, реальная, детализированная методическая разработка, позволяющая превратить любой урок в «точку сборки», восстанавливающую у школьника целостную картину мира. 

— Информация так и валится на бедного ребенка, он не знает, как от нее защититься, — говорит Иван Сергеевич. — В результате все знания раскладываются у него по папочкам с надписью «История», «Литература», «География» и не перемешиваются. Так проще жить

Конвергентный подход состоит в понимании, что таких папочек на самом деле не существует, все связано со всем. Историк, рассказывая о сражениях, например, Первой мировой войны, не может обойтись без описания ландшафтов, на которых происходили те битвы. Географ, давая школьникам представления о том, что такое климат, не может обойти концепцию «климатического фактора в истории» — то есть роли, которую климат сыграл при формировании различных цивилизаций. И это только один пример «запараллеленных» наук. Да, так учить и так учиться не легче. Но зато насколько же осмысленнее, интереснее, полезнее! 

Эффективный поиск информации, умение видеть связи между явлениями, умение быстро вспоминать и применять знания — ценнейшие компетенции человека информационной эпохи. И может быть, когда на одну школу появится хотя бы один учитель, убежденный в необходимости конвергентного, комплексного подхода к своему предмету, у выпускников станет меньше функциональной безграмотности и выученной беспомощности. А быть эрудитом снова станет модно, и высокая эрудиция будет подспорьем жизненного успеха. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Александра Карпушева