Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Вопросы о солнечных зайчиках и страусиных яйцах: в УрГПУ прошла OPEN LAB

12 февраля 2018 1072
Поделиться
29.07.21 1072
Поделиться

Может ли солнечный зайчик двигаться быстрее скорости света, а семья — позавтракать одной животной клеткой? На эти и другие вопросы ответили участники OPEN LAB 10 февраля. 

В прошлом году «Открытая лабораторная» собрала более 20 тысяч «лаборантов» из трех стран. В этом году мероприятие стало масштабнее в разы. В нем приняли участие 17 стран, работали более тысячи площадок. Одной из самых массовых площадок Екатеринбурга стал Уральский государственный педагогический университет, сюда пришли 275 человек.

В УрГПУ «Открытая Лабораторная» проводилась силами географо-биологического факультета. Координаторы акции – доцент кафедры биологии, экологии и методики их преподавания Елена Дьяченко и заведующая кафедрой биологии, экологии и методики их преподавания Надежда Абрамова.

Акция продлилась полтора часа. За это время участники написали «лабораторную», узнали свои результаты и подробно разобрали каждое задание с «завлабами» — ведущими учеными России и мира, а также популяризаторами науки. 

Ведущим научной акции в УрГПУ стал Алексей Овсянников — кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории «Экологии древесных растений» Ботанического сада Уральского отделения Российской академии наук. Талантливо и увлекательно, с ярким творческим подходом, в доступной форме он рассказал просто о сложном. 

После самопроверки «лабораторных» выяснилось, что 30 из 53 возможных баллов набрали три человека, 32 балла — один, 33 балла — один. Явными лидерами стали десятиклассницы из лицея № 100: Анна Ощепкова набрала 40 баллов, а Мариам Акопян — 48 баллов. На вопрос, как им это удалось, девушки с улыбкой ответили:

— Это общие вопросы, они банальные и не сложные. 

После основной программы акции силами тридцати студентов-волонтеров ГБФ была организована дополнительная программа — 10 мастер-классов по пяти направлениям: химия, биохимия, морфология растений, ботаническая микротехника, зоология беспозвоночных и позвоночных. Мастер-классы посетили более 150 школьников.

Мастер-классы по химии пользовались огромной популярностью и оказались самым посещаемым направлением, попасть на которое, к сожалению, смогли не все. Студенты ГБФ показывали школьникам интересные и зрелищные опыты и эксперименты. Один из таких опытов — «Фараонова змея» — это собирательное название химических реакций, результатом которых является многократное увеличение объема реактивов. Во время реакции результирующее вещество быстро увеличивается и извивается, как змея. Еще один из классических и очень красочных экспериментов «Египетская ночь», когда два прозрачных раствора смешиваются, и спустя некоторое время полученный раствор в одно мгновение становится темным. Так же быстро наступает ночь в Египте!

Для любопытных: солнечный зайчик может двигаться быстрее скорости света, а семья — позавтракать желтком страусиного яйца, которое является одной-единственной клеткой 

Было интересно наблюдать за работой завлаба и студентов, я впервые увидела химические реакции, о которых никогда не слышала, студенты 3 курса показали себя профессионалами, — поделилась впечатлениями студентка 1 курса ГБФ Лилиана Шаймарданова. 

Много эмоций и восторга вызвало извержение химического вулкана и эксперимент «Коллоидный сад», в котором школьники и студенты вырастили свой химический сад из водорослей на основе силикатов.

На биологических направлениях участники пробовали распознавать сельскохозяйственные и древесные растения, вспоминали о расположении и форме листьев. Работали с микроскопами, бинокулярной и цифровой лупой, изучали зубные формулы, и с их помощью определяли различие черепов хищных и растительноядных животных. Оказалось, что среди школьников есть фанаты-исследователи трематод (это паразиты амфибий). Ребята с интересом и очень долго рассматривали эталонную коллекцию трематод в микроскоп.

Очень благодарна организаторам акции за возможность поработать волонтером, это вдохновило меня как будущего учителя биологии, химии, а может быть, и ученого, на еще большую работу, — прокомментировала свое участие волонтер акции, студентка УрГПУ Полина Брошевицкая.

Текст и фото: Надежда Абрамова,Татьяна Мостон