Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Вожатый в Российском движении школьников: опыт, вопросы, проблемы

8 октября 2018 1874
Поделиться
26.02.21 1874
Поделиться

5 октября, в День учителя, в УрГПУ состоялся окружной семинар «Методы эффективной комплексной организации деятельности вожатого в системе Российского движения школьников, экспертиза и оценка деятельности», на который собрались представители педагогических вузов и отделений РДШ, педагоги дополнительного образования, студенты.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась ректор УрГПУ Светлана Минюрова, которая, поздравив коллег с профессиональным праздником, подчеркнула важность происходящего события и отметила его особенность:

— Семинар носит межрегиональный характер, потому что здесь присутствуют представители из Новосибирска, Челябинска, Тюмени, Сургута. Много молодых профессионалов, которые создадут в ближайшем будущем комфортную развивающую среду для ребят.

На пленарном заседании с докладами выступили заведующая кафедрой педагогики и психологии детского отдыха Института дополнительного образования из Новосибирска Елена Богданова, доцент Ишимского пединститута им. П. П. Ершова Ирина Дереча, доцент Сургутского педагогического университета Мария Худенёва, председатели, координаторы и руководители структурных подразделений РДШ Наталья Ермаченко (г. Екатеринбург), Светлана Буравова (г. Челябинск), Светлана Семченко (г. Тюмень). 

Докладчики презентовали программы вузов по подготовке вожатых, обменивались опытом работы в системе РДШ, наработками по проблемно-стратегическому подходу организации взаимодействия педвузов и региональных отделений движения, формулировали проблемы и ставили вопросы: чем отличается вожатый РДШ от вожатого летнего оздоровительного лагеря? Может ли быть вожатым школьник младше 18 лет? Какой предполагается программа подготовки вожатого с учётом набора основных компетенций и компетенций, которые могут быть прописаны в вариативной части? Эти и другие непростые вопросы вызвали небольшую дискуссию, итоги которой резюмировал в докладе доктор педагогических наук, профессор УрГПУ Виталий Дегтерев.

Виталий Анатольевич обозначил ключевые точки темы семинара:

— Прежде всего необходимо определиться с понятием «вожатый». По тому, какое определение мы получим — вожатый для летнего оздоровительного лагеря, вожатый в РДШ, вожатый южного лагеря, пришкольной площадки, школьный вожатый, который круглый год работает с детьми, — мы поймём, какой модели нам придерживаться. Для студента вожатство — это прежде всего практика, к такой работе тоже надо быть готовым, знать свои трудовые функции.

Докладчик подчеркнул мысль о необходимости экспертизы программ подготовки вожатых, о важности составления реестра программ, возможно, не только на областном, но и на российском уровне, также поднял вопрос об аттестации и сертификации вожатых и на какие структуры такая миссия может быть возложена.

Пленарное заседание завершилось выражением общего мнения слушателей, что вопросов, связанных с темой семинара, возникло ещё больше, и это хороший результат, потому что только открыто обсуждая сложившуюся в вожатском деле ситуацию, все заинтересованные педагоги и представители РДШ развивают мысль о создании эффективной комплексной организации деятельности вожатого в системе РДШ. А также в педагогических отрядах, в традиционном вожатстве, и, возможно, в возрождении на новых началах той системы, которая десятилетия плодотворно действовала в пионерской организации. Не случайно многие докладчики проводили прямую параллель между тем, что было когда-то в вожатском деле и что есть сегодня.

На практическую часть семинара участники вынесли не менее интересные темы и формы работы. Так Елена Богданова, которая является руководителем окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Сибирского федерального округа, провела две площадки, «Конструктор интеграции деятельности РДШ и воспитательной работы образовательной организации» для педагогов школ и учреждений дополнительного образования, студентов, и тренд-сессию «Студент — вожатый: компетентностная модель подготовки» — для студентов и координаторов РДШ. Эти площадки стали своеобразным ответом на некоторые вопросы, возникшие во время пленарного заседания: каким образом вожатый или школьный педагог может включиться в работу Российского движения школьников, и какими главными компетенциями должен владеть студент педвуза, собирающийся работать вожатым или проходить практику.

Председатель структурного подразделения РДШ Свердловской области Наталья Ермаченко собрала на площадке «Планы и развитие вожатских практик для системы РДШ в УрФО» координаторов РДШ, которые проанализировали работу подразделения и спланировали свою дальнейшую деятельность, в том числе по привлечению новых участников, сторонников, вожатых.

Старший преподаватель ИСОбра Светлана Ларионова работала с фокус-группой, состоящей из студентов и педагогов дополнительного образования. Участники площадки получили кейсы ситуаций из школьной реальности и задание составить инструкцию действий вожатого в каждой из них, определить границы его компетентности.

На подведении итогов семинара прозвучало немало интересных предложений, среди которых было пожелание для координаторов РДШ сделать день Российского движения школьников в педагогическом вузе, чтобы как можно больше студентов, будущих педагогов, узнали, что представляет из себя организация, как в ней работать, какое место отведено в ней вожатым и самим педагогам.

Насколько полезным оказалось мероприятие, можно судить по идее, продукту, по вопросам, которые остаются после него. Такие критерии качества проведения мероприятия предложила на одной из своих площадок Елена Богданова. После семинара «Методы эффективной комплексной организации деятельности вожатого в системе РДШ, экспертиза и оценка деятельности» у всех, кто в нём участвовал, возникли вопросы, родились новые идеи, и методическая копилка педагогов и студентов пополнилась новыми технологиями.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Елена Карпушева
Фото Александры Карпушевой