Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Задача: создание реальной, доступной и безграничной образовательной среды

15 сентября 2017 892
Поделиться
13.05.21 892
Поделиться

Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ», прошедшая в Екатеринбурге 14—15 сентября, собрала в одном зале несколько сотен практиков и теоретиков инклюзивного образования.

Организаторами конференции выступили областное Правительство и Министерство общего и профессионального образования Свердловской области и Уральский государственный педагогический университет

Началась конференция в здании правительства Свердловской области. Заместитель губернатора Свердловской области по социальным вопросам Павел Креков приветствовал собравшихся от имени вновь избранного руководителя региона Евгения Куйвашева:

— Перед нами сегодня поставлены задачи создания такой образовательной среды, которая реальна, доступна и безгранична. И если раньше понятие безбарьерной среды имело физическое воплощение, то сегодня это в том числе образовательное понятие. 

Председатель комитета Законодательного собрания Свердловской области по социальной политике Вячеслав Погудин передал поздравления с началом конференции от имени депутатского корпуса:

— Тема интеграции инвалидов в общество, в безбарьерную жизнь является приоритетом деятельности губернатора, правительства и Законодательного собрания Свердловской области, — заявил оратор. Вячеслав Викторович озвучил следующие цифры:

— С 2011 года регион принимает участие в программе «Доступная среда». За это время 332 школы были подготовлены к приему детей-инвалидов, 120 являются базовыми для инклюзивного образования. 

Игорь Мороков, уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области, напомнил строчку из «Маленького принца» о том, что взрослые очень любят считать и призвал всех больше прислушиваться к своему сердцу:

— Более двух тысяч детей в области находятся на домашнем и дистанционном обучении. Их нельзя исключать из системы образования. От тех решений, которые Вы примете, будет зависеть, какое детство будет у детей, а мне хотелось бы, чтобы оно было насыщенным, ярким, а самое главное — добрым. 

Министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов рассказал о созданной в области вариативной системе: наряду с сохраненной сетью специальных образовательных учреждений внедрено инклюзивное образование. И назвал итоговые цифры: в этом году во второй класс перешли 1982 ребенка с особыми потребностями, набрано 2206 первоклассников. Обучением по инклюзивному направлению было охвачено более пяти тысяч учителей и административных работников. Более 200 учителей прошли переподготовку по специализациям «логопедия», «дефектология», «специальная психология». В некоторых организациях начали трудовую деятельность тьютеры и ассистенты. 100 процентов учителей начальных классов прошли курсы повышения квалификации. 

Об отечественной научной школе коррекционной педагогики и специальной психологии рассказал гость из Москвы, вице-президент Российской академии образования, директор института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев:
— Сегодня нам важно не потерять то научное наследие, которое было создано ранее. И помнить, что особым является не тот ребенок, у которого есть ограничения здоровья, а тот, у которого нарушено взаимодействие с людьми, и, как следствие, ход развития. Если глухому ребенку учительница пения ставит двойки, это не у него, а у нее проблемы — глухота сердца. И еще, говоря о правах детей с ОВЗ, надо помнить о правах обычных детей. 

Еще один московский гость, Светлана Алехина, директор института проблем инклюзивного образования и проректор по инклюзивному образованию Московского государственного психолого-педагогического университета, привела интересные факты: доля детей с инвалидностью в дошкольных учреждениях составляет 0,8 процента от общего числа детей, в учреждениях основного общего образования — 1,6 процента, в СПО — 0,7 процента, а в высшем образовании — всего 0,4 процента, и поставила вопрос о необходимости внедрения непрерывного инклюзивного образования. Как положительный момент она отметила сохранение в Свердловской области сети специальных образовательных учреждений:
— Это богатый ресурс для развития инклюзивного образования.

Наталья Григоренко, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета поделилась с собравшимися вариативными формами оказания ранней помощи детям с ОВЗ, а Ольга Безрукова, доцент вышеназванной кафедры, рассказала об опыте психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования. 

Последним на пленарном заседании выступил Сергей Сацевич, заведующий редакцией литературы по коррекционной педагогике издательства «Просвещение» с обзором выпущенных издательством книг по обсуждаемой тематике. 

Затем участники конференции разъехались по семи площадкам для работы по секциям. Гостей принял «Речевой центр» Екатеринбурга, где состоялся разговор о технологиях в образовании детей с расстройствами аутистического спектра. Современные модели взаимодействия с педагогами и родителями, воспитывающими ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития, обсудили в Екатеринбургской школе № 1. 

Специалисты, заинтересовавшиеся традиционными и инновационными технологиями в образовании детей с нарушениями зрения, поехали в Верхнепышминскую школу-интернат. А в Центре «Эхо» собрались те, кто работает с детьми с нарушениями слуха и речи. 

Уральский государственный педагогический университет также предоставил площадки для работы секций, на которых гости из Москвы вместе с уральскими педагогами обсудили вопросы подготовки и переподготовки специалистов в свете модернизации образования, а также раннее комплексное сопровождение детей с ОВЗ и их родителей в межведомственном пространстве. 

День завершился экскурсией в Ельцин-центр. Своими впечатлениями о первом дне конференции поделилась учитель-логопед из соседнего региона, Шадринской школы-интерната № 12 Светлана Рудченко:

— Каждая школа идет своим путем. На конференции мы увидели, что мы идем в одном со всеми направлении. Увидели обозначенные центром приоритеты и поставленные перед нами задачи. У нас обучаются разные дети — и с нарушениями аутистического спектра, и с ДЦП, и с нарушениями интеллекта. В школе действует ресурсный центр. К нам на консультацию приходят педагоги школ города, которые сталкиваются с большими проблемами: составление индивидуальной карты, создание развивающей среды и многими другими. Коррекционные школы уже обеспечены всем необходимым оборудованием, специалистами, учебниками и пособиями. Поэтому многие родители ведут ребенка в специализированную школу. Но у них есть выбор, и это уже — шаг вперед. 

Текст: Татьяна Мостон
Фото: Вадим Осипов