Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Земля не плоская! В УрГПУ прошел Всероссийский географический диктант

12 ноября 2018 1305
Поделиться
14.05.21 1305
Поделиться

Уральский государственный педагогический университет в четвертый раз стал региональной площадкой по проведению в городе Екатеринбурге образовательной акции Русского географического общества «Всероссийский географический диктант». 11 ноября в двух аудиториях УрГПУ его написали более 150 человек. Среди них преподаватели и сотрудники УрГПУ, студенты, школьники. Организатором, как и в прошлые годы, стал географо-биологический факультет. Ведущими диктанта были доктор психологических наук, профессор, ректор УрГПУ Светлана Минюрова и известный путешественник и писатель Николай Рундквист.

— Я счастлива быть с вами сегодня, — сказала Светлана Алигарьевна, — и я попробую не только продиктовать, но и написать этот диктант. Нас ожидает очень интересная работа. Но прежде всего вспомним, что этот диктант проводит Русское географическое общество. Это диктант всероссийский с международным участием. Сегодня вместе с нами его напишут жители всех регионов нашей страны и зарубежных стран, среди которых Аргентина, Коста-Рика, Германия, Украина, Корея, Вьетнам и другие.

Перед диктантом прошла географическая разминка — блиц-опрос на знание фактов истории РГО. Участники вспомнили, что Русское географическое общество было основано в 1845 году, идея его создания принадлежала географу, мореплавателю, адмиралу, тогдашнему президенту Академии наук Федору Петровичу Литке, и что русским писателем, который в конце XIX века совершил путешествие на Сахалин и в одиночку произвел там перепись населения, был Антон Павлович Чехов. Самые активные участники разминки были награждены аплодисментами зала, и волонтеры — студенты ГБФ — вручили им маленькие призы.

Затем начался сам диктант. Он проходил в течение 45 минут, участникам предстояло ответить на 30 вопросов. Средний Урал писал первый вариант Географического диктанта, для Европейской части России. Поэтому большинство вопросов было связано с территорией страны, находящейся перед Уральскими горами. Много вопросов было на знание истории географической науки, персоналий знаменитых ученых и путешественников, на умение ориентироваться в спутниковых картах. Некоторые вопросы были достаточно сложные, требующие только знания, на другие можно было ответить, используя логику и наблюдательность (зачастую иллюстрации на экране давали подсказку).

Отдельные вопросы были рассчитаны скорее на аудиторию старшего возраста. Нынешние 40-летние и старше хорошо помнят песню барда Александра Городницкого, в которой поется о некой стране, которая «так похожа на Россию, только все же не Россия» («Над Канадой небо синее»), а 20-летние и моложе — вряд ли. Так же, как и вопрос «Чьим проводником был Дерсу Узала?» (книги Владимира Клавдиевича Арсеньева были когда-то любимым подростковым чтением, но это скорее можно сказать о поколении 1960-70-х). Другие вопросы, наоборот, сформулированы так, что на них легче ответить молодым участникам.

Большое оживление в зале вызвал вопрос о «науке, изучающей сезонные явления в природе». Можно быть абсолютно уверенными, что в УрГПУ, где при географо-биологическом факультете существует научно-образовательный фенологический центр, этот вопрос ни у кого из тех, кто имеет отношение к факультету, затруднений не вызвал!

Результаты диктанта станут известны после 30 ноября на сайте РГО: https://dictant.rgo.ru/page/rezultaty Для того, чтобы их узнать, необходимо сохранить свой персональный номер, выданный при регистрации.

После диктанта Светлана Алигарьевна поделилась своими мыслями и эмоциями:

— Мне очень понравилось. Не все с первого раза знаешь, но благодаря тому, что имеешь возможность путешествовать по стране, на многие вопросы можно дать хотя бы предположительный ответ. Мне кажется, на некоторые вопросы я ответила точно. А в других наоборот, думаю, что могла ошибиться. Но главное не это. Каждому человеку нужно, важно и любопытно знать географию и историю своей страны. Главный эффект от таких мероприятий — в том, что после подобных диктантов хочется поднять книги, журналы, интернет и проверить себя, найти эту информацию, узнать правильные ответы на эти вопросы. Это развивающий эффект, желание узнать больше и в следующий раз написать лучше. Например, было много вопросов о Волге — и сейчас очень хочется посмотреть на карту, узнать про все волжские города. Кроме того, следующий год у нас будет Годом детского туризма, и такие мероприятия как Географический диктант — хороший старт, импульс к путешествиям и познанию своей страны.

Для нашего университета особенно важно, что мы стараемся поддерживать все инициативы РГО, потому что это именно то общество, которое позволяет нам чувствовать единство нашей страны во времени и в пространстве. И не только в политических рамках, а в природных, климатических аспектах, в плане изучения территории, на которой мы живем. Это очень важный аспект самосознания, он как никакой другой приближает нас к истокам, к собственным корням.

Впечатлениями поделилась Татьяна Ванюкова, старший преподаватель кафедры географии, географического образования и туризма:

Было очень интересно, хотя вопросы показались сложными. Больше была представлена история, чем природа, много вопросов на факты, которые просто надо знать. Теперь хочется заглянуть в источники — Интернет, энциклопедии, и найти правильные ответы или убедиться, что не ошиблась. В некоторых ответах я уверена, на другие ответила интуитивно, опираясь на то, что хранится в закоулках памяти. Главное — это было интересно! И вызывает желание думать и искать.

Диктант прокомментировала Оксана Янцер, декан географо-биологического факультета, член Русского географического общества:

— Сами задания в этом году, на мой взгляд, немного проще. Отметила, что очень много заданий связано с личностями, которые так или иначе развивали географию. Знание карт было необходимо, необходима логика. На некоторые вопросы нам, жителям Урала, было ответить, конечно, сложно — например, по очертаниям объекта выбрать ту карту, на которой представлено озеро на Валдае. Аналогичное задание на объект, находящийся в нашей области, для нас бы, скорее всего, не составило труда. Меня порадовал вопрос о фенологии, потому что мы ею занимаемся. То, что этот вопрос оказался в Географическом диктанте, очень хорошо для популяризации этой науки.

Все, кто не поленился прийти в этот холодный осенний день в УрГПУ и на другие площадки, получили искреннее удовольствие от интеллектуальной зарядки, каким стал Географический диктант. Немало участников написали диктант и онлайн.

Немного провокационное название для нынешней акции «Земля плоская?» еще раз напомнило и тем, кто пришел, и тем, кто об этой акции просто слышал (вряд ли среди тех, кто отложил в сторону все остальные дела и написал этот диктант оффлайн или онлайн, нашлись сторонники теории «плоской Земли»!), что знания о нашей планете Земля были собраны в течение многих веков благодаря методичным, упорным, героическим, порой опасным трудам землепроходцев и мореплавателей, практиков и ученых. Это благодаря им карты Земли сегодня максимально приближены к реальности, а нынешний уровень знаний позволяет открыть многие тайны природы. Объективное знание добывается благодаря кропотливому выявлению подлинных фактов и их многократной проверке на истинность. А результатом становится то, что называется научной картиной мира — то, что в конечном счете является задачей образования и просвещения, включая такие массовые просветительские акции, как Географический диктант.

Пресс-служба УрГПУ
Текст: Ирина Шаманаева
Фото: Василий Васильев, Сергей Грачев