Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Жить наравне со всеми: в УрГПУ состоялась конференция по вопросам образования детей с ОВЗ

27 апреля 2018 1320
Поделиться
24.06.21 1320
Поделиться

26 апреля в УрГПУ состоялась ежегодная всероссийская научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей, посвященная памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза». Форум организован институтом специального образования УрГПУ.

Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма; термин чаще применяется по отношению к внутриутробному периоду и раннему детскому возрасту

Анна Цыганкова, заместитель декана ИСО по СНИРС, открывая встречу, отметила, что конференция проходит в восемнадцатый раз и уже несколько лет посвящается памяти Владимира Васильевича Коркунова. В этом году на конференцию поступило 179 заявок из 22 городов РФ. Несколько заявок поступило из белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, так что конференция, по словам Анны Владиславовны, приобретает международный размах.

Профессор Владимир Васильевич Коркунов (01.12.1939 — 19.12.2013) —заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ, автор более 140 научных и учебно-методических публикаций, в том числе 20 учебных пособий и монографий.

На пленарном заседании завоевать внимание слушателей сложной темой психолингвистических аспектов речевой деятельности удалось профессору кафедры общего языкознания и русского языка УрГПУ Надежде Коноваловой

Надежда Ильинична на живых примерах обрисовала вопросы, которые изучает психолингвистика, и какое практическое применение находят открытия в этой области языкознания. 

— Сегодня психолингвистика разрабатывает новые методики обучения, диагностики сформированности компетенций, исследует проблемы межличностного общения, манипуляций и сопротивления манипуляциям. Зачем нам надо знать, как устроено наше языковое сознание? Дело в том, что большая часть современных учебников — по всем предметам — рассчитана на левополушарных визуалов. А у нас сейчас много детей — правополушарников, и доминируют кинестетики, которые совсем иначе воспринимают информацию.

Кинестетик — психотип личности, воспринимающий мир через ощущения

Это значит, что учитель, предлагая новый материал, должен давать информацию как минимум пятью способами — для лево- и правополушарных, визуалов, аудиалов и кинестетиков. Он ее должен проговорить, предъявить визуально, ребенок должен ее записать или проиллюстрировать, прочувствовать. Правополушарные кинестетики — самые слабообучающиеся дети, мы должны разрабатывать для них какие-то методики. 

Надежда Коновалова рассказала о методиках, при помощи которых можно определить, является ребенок визуалом, аудиалом или кинестетиком.

 — Если мы знаем, какой способ познания мира преобладает у ребенка, нам легче дать ему учебный материал с опорой на его особенность.

Наталия Ильиных, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии, посвятила свой доклад определению и классификации ТМНР — тяжелых множественных нарушений в развитии детей. Не так давно такие дети считались необучаемыми. Новый закон об образовании и введение ФГОС для детей с ОВЗ изменили положение вещей, но в большей степени на бумаге.

Образование детей с ТМНР остается труднодоступным в нашей стране, — сказала Наталия Евгеньевна. — Причин много: это и низкий уровень заинтересованности родителей, и отсутствие организованной системы сопровождения от рождения до конца жизни, и недостаток нормативно-правового, организационно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения в образовательных организациях, и отсутствие универсальных и точных диагностических средств для оценки индивидуальных особенностей детей с ТМНР, и малый опыт организации обучения таких детей, и недостаток эффективных педагогических технологий, недостаточный уровень профессиональной и даже психологической готовности специалистов для работы с такими детьми. Не все школы готовы к инклюзии, и не все коррекционные школы готовы принять таких сложных детей. 

Тему проблем реализации ФГОС для детей с ОВЗ продолжила Галина Труфанова, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии. Несмотря на то, что ФГОС реализуется уже второй год, множество вопросов остаются нерешенными. Проблемой является отсутствие учебно-методического комплекса для реализации ФГОС, четкого алгоритма разработки специальной индивидуальной программы развития, блока медицинского сопровождения. Нет учебников, которые учитывали бы сложную структуру дефекта, специальной методической базы, на которую могли бы опираться педагоги. В своем докладе Галина Константиновна привела далеко не радужные цифры: лишь 32% опрошенных педагогов готовы к реализации ФГОС для детей с ОВЗ. К обучению в обычных школах детей с ОВЗ отрицательно относятся 43% родителей нормально развивающихся детей. 

В ходе конференции прошли три секции, собравшие заинтересованных студентов, магистрантов, аспирантов, педагогов, работников сферы специального образования. Особое внимание и интерес вызвали доклады тех, кому на практике приходится сталкиваться с проблемами специального образования. Они щедро делились методиками работы с детьми с ОВЗ, демонстрировали авторские дидактические материалы, видеофрагменты занятий.

 В рамках секции «Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» была организована выставка рисунков и поделок детей с ОВЗ, учащихся и воспитанников «Речевого центра», екатеринбургских школ-интернатов «Эверест», № 11 и № 9, детского сада компенсирующего вида № 369. Всем запомнилось выступление педагога-дефектолога с 25-летним стажем Лидии Гинькевич из школы-интерната «Эверест», которая с удивительной теплотой рассказывала о своих воспитанниках и опыте коррекционной работы с детьми с ТМНР и РАС:

 — Когда меня спрашивают, сколько у тебя внуков, я отвечаю — своих родных шесть, а еще я бабушка 16 внуков, детей моих воспитанников. Мои выпускники с умственной отсталостью показывают мне в социальной сети «Одноклассники» фото своих детей. 

Не хочу пугать, но работа наша очень тяжелая, — сказала Лидия Трофимовна, — она требует творческого подхода, постоянных поисков — новых методик, технологий, чтобы как-то достучаться до особого ребенка, дать ему понять, что он может жить наравне со всеми.

На вопрос, каким должен быть педагог, чтобы работать с детьми с ТМНР, Лидия Гинькевич ответила, что, прежде всего, нужно знать все особенности заболеваний детей, с которыми предстоит заниматься: 

 Та теория, которую мы изучаем, — это еще не все. Педагог должен знать во много раз больше.

Татьяна Кочнева, студентка ИСО (3 курс, профиль «Олигофренопедагогика»), поделилась богатым опытом занятий с детьми с РАС и умственной отсталостью, рассказала о том, как вырабатывать навыки самообслуживания при помощи карточек с картинками и индивидуального альбома с карточками.

На секции «Образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях инклюзии» Анастасия Флерко (ИСО, 4 курс) рассказала о разработанной ею программе обучения плаванию детей с РАС, которая не только помогает развитию спортивных навыков, но главное — социально-психологической реабилитации.

Руководитель секции кандидат педагогических наук доцент Галина Зак отметила:

— Интересным был доклад специалиста из Полевского Натальи Бугуловой о психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста с особенностями развития. Для специального дефектологического образования это очень важная проблема —ранняя диагностика и ранняя помощь, а в этом центре социальной помощи семье работают даже с детьми до года. Они пригласили к себе на работу наших студентов — будущих выпускников, им нужны психологи, педагоги-дефектологи. Надеюсь, что наши студенты откликнутся, ведь Полевской не так далеко, а есть студенты, для кого этот город — родной. 

Галина Георгиевна отметила, как важно, что конференция дала возможность плодотворного общения студентов всех ступеней обучения и педагогов-практиков.

Пресс-служба УрГПУ
Текст и фото: Ксения Волянская