Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Жизнестойкость в условиях кризиса в межкультурном контексте обсудили в УрГПУ

10 февраля 2015 1265
Поделиться
17.04.21 1265
Поделиться

Ни для кого не секрет, что все мы живем в условиях стрессогенности. Ответом на вызовы современного общества является способность личности к зрелым и сложным формам регуляции. Этот вопрос обсуждался на круглом столе, прошедшем 9 февраля в Уральском государственном педагогическом университете в рамках международного научно-педагогического форума «Психолого-педагогические технологии межкультурного взаимодействия в образовательной среде: опыт, перспективы, междисциплинарный анализ».

Для обсуждения за круглым столом была выбрана тема «Межкультурный диалог как ресурс жизнестойкости в условиях системного кризиса: междисциплинарный анализ».

Организаторами мероприятия выступили Центр академического взаимодействия и институт психологии УрГПУ, Высшая  профессиональная школа им. Ст. Пигоня  (г. Кросно, Польша).

Первая часть заседания была посвящена обсуждению опыта межкультурного взаимодействия, анализу ресурсов и ограничений, выявленных в процессе реализации культурно-образовательных и исследовательских проектов в УрГПУ. Так, руководитель культурно-образовательного проекта «Межкультурный диалог по-русски» и директор центра академического взаимодействия УрГПУ Наталия Олеговна Леоненко рассказала о проведенном исследовании, в котором принял участие 1391 студент гуманитарных вузов из девяти стран (России, Китая, Словении, Болгарии, Беларуси и др.) В ходе опроса выяснилось, что наибольшей жизнестойкостью обладают ребята из Китая, на втором месте – финны, на третьем – российские студенты. Если в основе жизнестойкости китайцев лежат такие ценности, как принятие рисков и самовыражение, то у россиян – вовлеченность и ориентация на будущее. В этом плане межкультурный диалог является эффективным механизмом присвоения жизненных идеалов, которых в современном обществе так не хватает.

Итоги еще одного исследования «Отношения российских студентов к представителям других этносов» подвела  профессор кафедры риторики и межкультурной коммуникации института филологии, культурологи и межкультурной коммуникации УрГПУ Наталья Борисовна Руженцева. Анкетирование студентов выявило такие проблемы, как некорректную систему представлений о других нациях, наличие языкового барьера, незнание традиций и обычаев народов мира. Аудитория поддержала предложение Натальи Борисовны внести изменения в учебные планы университета, включив предметы этноцикла – этнологию, этнопсихологию, этнопедагогику и др.

Преподаватель кафедры российской филологии Государственной высшей профессиональной школы им. Станислова Пигоня, г. Кросно, аспирант кафедры восточнославянской  филологии Ягеллонского университета г. Краков и руководитель польской группы в культурно-образовательном проекте «Межкультурный диалог по-русски» Адам Новаковски выразил благодарность студентам и сотрудникам УрГПУ, задействованным в данном направлении. Проект решает задачи развития не только языковых способностей, но и личностных качеств.

О проекте «Глобальное понимание», реализуемом в УрГПУ с 2012 года, рассказала доцент кафедры английского языка, методики и переводоведения института иностранных языков Надежда Сергеевна Руденко. За это время в проекте принял участие 81 студент УрГПУ, в работу включились 12 университетов-партнеров из США, Египта, Перу, Алжира, Китая, Мексики и др. В этом году участникам проекта открылись новые возможности – публикация результатов студенческих исследовательских проектов в международном издании «Глобальные партнеры в образовании», участие в международной студенческой конференции «Global issues» и совместные учебные курсы по интересующим областям в режиме сетевого взаимодействия.

Деятельность в рамках данного направления, как и в рамках проекта «Глобальное лидерство» невозможна без хорошего знания студентами разговорного английского языка. Поэтому еще одно предложение, вошедшее в резолюцию конференции – необходимо усилить внимание к изучению в университете английского языка как средства международного сотрудничества и повышения конкурентоспособности выпускников вуза.

Во второй части круглого стола к обсуждению были представлены механизмы преодоления травмы исторической памяти и барьеров восприятия в межкультурном диалоге.

Результатом мероприятия стало обобщение опыта УрГПУ в контексте межкультурного взаимодействия как одного из ресурсов жизнестойкости, выявление проблем и решений по их устранению.

Пресс-служба УрГПУ
Текст – Татьяна Мостон
Фото  Наталья Логинова