Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Мастер‑класс по работе с источниками

Для участников конференции «Если бы не 1917-й…, если бы не 1937-й…» 25 октября прошел мастер-класс «Архивные первоисточники — объективный метод познания истории». Его провел доктор исторических наук, профессор Нижнетагильского педагогического института Виктор Кириллов.

Image00003.jpgImage00004.jpgImage00006.jpgImage00007.jpgImage00008.jpgImage00010.jpgImage00005.jpgImage00009.jpg
В наше время, когда полки книжных магазинов заполнены псевдоисторической литературой, а мифы и фейки, благодаря интернету и телевидению, для многих становятся частью картины мира, всем, а особенно будущим историкам и учителям, важно понимать, что такое исторический источник и как с ним правильно работать.
Виктор Михайлович Кириллов — профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Нижнетагильского государственного
социально-педагогического института, доктор исторических наук, руководитель общественного международного проекта «Возвращенные имена» (создание единого электронного банка данных жертв политических репрессий в пределах СССР).
Много лет занимается темой политических репрессий на Урале, стал составителем пяти Книг памяти. Автор более 150 научных работ, в том числе — 13 монографий.

— Для вас, современного поколения, характерна доверчивость, — посетовал Виктор Михайлович. — Студенты, школьники берут тексты из интернета, убирают кавычки и выдают чужие идеи и мысли за свои, не знают, на какие ресурсы можно заходить, а каких лучше избегать.

Историк рассказал, что идея его мастер-класса появилась после заседания одного дискуссионного клуба:

— Зашел разговор о личности Сталина, и я сказал о нем все, что думаю. Встал студент-историк и возразил, что не согласен с этим, объяснил почему. Когда его спросили, какими источниками он пользовался, он ответил: «Биографией Сталина 1948 года». Меня это поразило, и я понял, что надо что-то делать.

Виктор Михайлович подчеркнул, что любой источник должен подвергаться критике, объяснил ребятам, что такое атрибуция источника, внутренняя критика:

— Автору источника нужно задать три важнейших вопроса: что автор источника хотел сказать, думал ли он так, как говорил и имел ли он основания так думать? Это главное, к чему сводится внутренняя критика.

Виктор Кириллов объяснил, какими источниками пользуются историки, изучающие период репрессий, поделился воспоминаниями о том, как в начале 90-х в числе первых историков работал в фонде ГУЛАГа НКВД СССР.

Говоря о работе современных историков, профессор Кириллов посетовал на то, что в архивах идет борьба против исследователей:

— Несмотря на решение Верховного суда о свободном копировании документов в любом архиве, мы часто слышим: «Дело старое, оно сшито, расшивать его невозможно» или «дело на реставрации», архиваторы находят всякие поводы, чтобы не дать копировать документы.

И рассказал о разных методах работы с историческими источниками: устной истории, в том числе так называемом методе тройного интервью, археологическом, генеалогическом, палеографическом. О междисциплинарных методах: например, филологическом методе контент-анализа, математического моделирования и даже — методе выделения трансцендентального характера предмета.

Одним из методов — социологическим анкетированием — пользовались участники конкурса из Нижнего Тагила, получившие спецприз «За оригинальное аналитическое исследование». Ребята из МБОУ СОШ № 50 и их руководитель Вероника Турчанинова познакомили с результатами своей работы. Они выясняли, как старшеклассники относятся ко времени большого террора и личности Сталина. Было опрошено 178 человек из 9–11 классов. На вопрос «Необходимо ли установить памятник Сталину» утвердительно ответили 71% девятиклассников, 60% десятиклассников, 58% одиннадцатиклассников. Получилось, что убежденность подростков в необходимости установки памятника по мере взросления снижается. В то же самое время, как выяснилось, о периоде «Большого террора» школьники имеют смутное представление. Например, из одиннадцатиклассников только 67% ответили верно — что этот термин относится ко времени правления Сталина, а некоторые даже решили, что большой террор был при Николае Втором.

В заключение встречи Виктор Кириллов поделился впечатлениями о результатах исследования школьников:

— Молодое поколение, мне кажется, дезориентировано. Когда молодого человека спрашиваешь: «А ты хотел бы прожить неделю в том обществе?» и описываешь ему повседневную жизнь советского гражданина, он удивляется: «А разве такое было?» В итоге никто в то время погружаться не хочет.

Лекцию Виктора Кириллова о том, как работать с источниками, рекомендуем послушать всем студентам-историкам.

Текст: Ксения Волянская

Фото: Александра Карпушева