Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

Когда в спортзал идут с радостью

26.12.18 473
Поделиться
Рассказать

Если мы говорим о современном молодом учителе физкультуры, его позитивный образ рисуется таким — это человек сильный и добрый, активный и ресурсный, умеющий направить кипучую энергию детей в нужное русло, всегда готовый помочь, поддержать, избавить от страха перед брусьями или канатом, внушить детям веру в свои возможности.

IMG_1930.JPG

Молодой учитель физкультуры екатеринбургской МАОУ СОШ № 183 Мария Монахова, выпускница Свердловского областного педагогического колледжа, соответствует этому представлению на все 100%. А из разговора с ней выясняется, что обучение детей физической культуре — это, конечно, главное, чем занимается в школе Мария Владимировна с 1 сентября 2018 года, но далеко не единственное.

— Мария Владимировна, как вы выбрали именно эту школу?

— Я сразу же хотела работать в школе, правда, сначала пришла в другую. Туда меня не взяли, но мои данные передали сюда, директор мне позвонила, и я пришла на собеседование. На майской «Ночи карьеры» в УрГПУ я тоже была, оттуда узнала о самых разных возможностях для выпускника УрГПУ даже в пределах одного района города. Не только в школе, но и в детских садах, к примеру.
— Почему вы решили стать учителем?
— С одной стороны, я стала заниматься спортом еще в школе. С другой стороны, в начальных классах мне хотелось стать просто учителем, любым. Когда после школы передо мной встал выбор, куда пойти учиться, то, разумеется, победило педагогическое направление. Ну, а любовь к спорту определила выбор профессии. Я хотела преподавать физическую культуру, потому что могу без преувеличения сказать, что физическая культура, спорт — это вся моя жизнь. Думала сначала о том, чтобы быть тренером, но не сложилось. Однако здесь мои тренерские навыки и наработки тоже востребованы. В школе я занимаюсь тхэквондо, другой мой спорт — футбол. Мы готовим детей к олимпиадам, к различным соревнованиям, старшеклассники сдают ГТО.

IMG_1912.JPG
— И всем этим занимаетесь вы?
— Не только я, все учителя физической культуры. Нас на данный момент четверо, школа большая, классов много. Я работаю с начальными, и кроме этого у меня седьмой класс.
— Какие основный трудности в работе учителя физкультуры?
— Наверное, в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Когда их приходит 30 человек, нужно к каждому отнестись с вниманием, никого не оставить обделенным.
— Что такое для вас современный урок физкультуры, в чем сегодня состоит роль учителя? Ведь не в том же, чтобы сделать из любого обычного ребенка спортсмена?
— Наша задача скорее в том, чтобы дети занимались физкультурой и развивались гармонично, чтобы их физическое развитие не отставало от формирования их интеллектуальных качеств. Конечно же, не каждый может стать спортсменом, это и не нужно. Спорт — это очень серьезно, чтобы достичь в нем результатов, он должен стать делом всей жизни. Физическая культура — это то, что посильно, доступно, и я считаю, необходимо каждому, особенно ребенку. Развивая свое тело физически, ребенок развивает и мозг, учится управлять собой, становится сильнее, подвижнее, уравновешеннее, более дисциплинированным.
— Как вам кажется, отчего многие дети так не любят уроки физкультуры? Что может сделать хороший учитель, чтобы исправить положение? Возможно ли, чтобы дети бежали в спортивный зал с радостью?

IMG_1915.JPG
— Я такое видела и когда сама училась в школе, и сейчас, когда начала работать, особенно со стороны старшеклассников. Это переходный возраст, подростки бунтуют, еще не совсем понимают, что им нужно. Появляется отношение к физкультуре как к маловажному предмету — по нему ведь не нужно сдавать ГИА и ЕГЭ, это не русский язык и не математика. В этом возрасте им сложно понять, что их организм требует физической нагрузки. Потом у кого-то появляется мотивация регулярно заниматься физкультурой, у тех, кому начинает нравиться какой-то вид спорта и кто начинает получать удовольствие от физической активности. Но не у всех. Кто-то, конечно, и отлынивает. С маленькими в этом смысле проще, они все очень подвижные сами по себе.
— Существующая система нормативов — она справедлива? Каждый ребенок может эти нормативы сдать?
— Я считаю, что да, каждый. Конечно, есть дети с ограниченными возможностями здоровья, там другие нормативы, более простые и гибкие. Я с такими детьми тоже работала. Но если мы говорим о здоровых детях, то с обычными нормативами может справиться любой. Все дети обучаемые. Если найти время на каждого, найти к каждому подход, то они справятся. Должна быть мотивация, нужно вместе с ребенком найти цель, к которой он будет стремиться, и все получится.
— В том-то и беда, что на уроках дети часто сталкиваются с демотивирующим отношением, с унизительными комментариями — со стороны ровесников, а иногда, к сожалению, и от учителя. И желание стараться пропадает, ребенок живет дальше с мыслью, что он неспособный, неловкий.
— Да, я сталкивалась с таким. Мы как раз со второклассниками только что повторяли технику лазания по канату, и некоторые ребята мне говорили: «Я не могу». Но это не так сложно, как кажется! Я точно знаю, что справиться может каждый, если не будет страшно. А для этого нужно показать, как это правильно делается, и подстраховывать детей. И, конечно, ободрять словами, внушать, что у них все получится.

IMG_1916.JPG
— Ну, а если все-таки никак? Страх, воспоминания о прошлых неудачах и насмешках, физическая неловкость, большой вес, да все, что угодно? Если ребенок плачет и отказывается пробовать? Я сама в начальной школе до ужаса боялась сделать кувырок на брусьях. Была уверена, что руки разожмутся, я полечу вниз головой и сломаю шею, и никто не мог меня разубедить.
— Справиться можно только терпением. Поддерживать, страховать, объяснять. Пока дети маленькие, их можно держать очень крепко, только чтобы они почувствовали себя уверенно. Старших, конечно, уже не очень-то поддержишь. Но именно младшеклассникам и надо внушать, что они могут больше, чем им кажется.
Как раз кувырки у нас были совсем недавно, и одна девочка вот так же боялась и наотрез отказывалась попробовать. Я ей показала, куда поставить руку, куда поставить ногу, поддержала. И у нее все прекрасно получилось, хотя до этого сам вид брусьев у нее вызывал панику.
— Наверное, после этого она была счастлива, потому что эта маленькая победа позволила ей вырасти в собственных глазах.
— Надеюсь, что да. Ситуация успеха — это великая вещь, так нам говорили на психологии.
— Чему самому важному вас научили в колледже, что вам помогает в нынешней работе?
— Наверное, это отношение к работе. Меня научили стремиться к тому, чтобы каждый ребенок развивался, а главное — чтобы он сам хотел этого. И еще быть для них примером, потому что дети всегда смотрят на учителя, оценивают, и если он вызывает у них уважение, они стараются быть похожими на него.
— Планируете работать в школе долго?
— Пока хватит сил, — Мария Владимировна улыбается.
— Кстати о силах. Часов у вас много?
— Сейчас у меня 18 часов в неделю. Это шесть классов.
— С бумажной работой, наверное, приходится меньше иметь дела, чем вашим коллегам — другим предметникам?
— Конечно, у нас ведь нет тетрадей, проверочных работ. Есть журналы, конечно, и документация по соревнованиям — отчеты, протоколы. Все это мы сами заполняем.

IMG_1909.JPG
— Какие у вас в школе есть интересные проекты, мероприятия, связанные со спортом?
— Мы провели первенство школы по футболу, по волейболу, по пионерболу, соревнование «Русский силомер». Это все состоялось уже при мне и с моим участием.
— Что вас в первую очередь вознаграждает в работе?
— Когда у детей что-то получается и они этому радуются. И я радуюсь за них, что у них получилось. И даже просто когда идешь по школе, видишь детей, которые улыбаются, здороваются — и настроение поднимается.

— Мария Владимировна была активисткой в студенческой жизни, и здесь она тоже очень активна, за ней дети из других классов потянулись, — добавляет заместитель директора по учебной работе Елена Анатольевна Французова, выпускница УрГПУ. — Она активизировалась и в воспитательной работе, подхватывает мероприятия, проявляет недюжинный организаторский талант! У нас недавно прошло посвящение в первоклассники: именно Мария Владимировна его организовала, придумала и провела с детьми разные конкурсы, всем очень понравилось. Она очень ответственный человек, если что-то нужно, на нее всегда можно положиться, если что-то пообещала — сделает обязательно. Эту черту мы в ней заметили и очень ценим, очень радуемся, что она к нам пришла. Кроме посвящения в первоклассники был еще День матери, это тоже Марии Владимировны заслуга. От нее идет такая яркая и позитивная энергия, кто к ней тянутся даже те дети, у которых она не ведет уроки.
— В первый раз это слышу, но мне очень приятно, — смеется молодая учительница.
Мария Монахова в студенческие годы была активисткой-отрядницей, впрочем, «была» — неправильное слово, она до сих пор остается комиссаром СПО «Астра». «Старушкой я стану только в мае, — говорит она. — А пришла я туда в 2016 году, на втором курсе. Преподаватель у нас была как раз „старушкой“ этого отряда и пригласила меня и моих одногруппниц. Мы пришли на первое собрание, мне сразу все понравилось, меня тотчас же приняли, и с первого дня началась отрядная жизнь. Я участвовала в мероприятиях по максимуму и в том же 2016 году стала молодым комиссаром. Потом была бойцом отряда. Стала лучшим бойцом студенческих отрядов 2018 года. И сейчас снова комиссар».
Вместе со своим отрядом Мария Владимировна провела в октябре «Ночные сборы» в 148 школе Железнодорожного района. Это было мероприятие районного уровня, где собрались старшеклассники (с 8 по 11 класс), поделились на команды, и всю ночь, с 8 вечера до 7 утра с субботы на воскресенье, студенты проводили с ними игры, квесты, конкурсы, концерты. Все — на тему службы в армии, потому что темой был «Один день из армии».
— Детям очень понравилось! — говорит Мария. — Необычностью формата — еще бы, ночь, пустая школа! — атмосферой веселья, азарта. Ночью времени много, и можно очень много всего провести. Мы танцевали, чтобы не уснуть, но было и так не до сна. Теперь нас спрашивают, когда мы это повторим, уже записываться готовы на следующие сборы! Пока у студентов много энергии, все это только в радость. И не только студентам, кстати. Там была даже команда учителей, они тоже показывали номера, везде участвовали, и, наверное, для детей они раскрылись чуть-чуть по-другому. Благодаря таким мероприятиям дети становятся дружнее, знакомятся с ровесниками из других школ, находят новые интересы, учатся новому. И просто получают много удовольствия.
— Вся эта отрядная работа мне очень дорога, я не могу ее бросить до сих пор, — признается молодая учительница. — Отряд мне дал очень много. Если бы не он, я бы еще лет пять стремилась к тому, что сейчас умею и знаю.

Мы желаем удачи Марии Владимировне на ее старте и на дальнейшем продвижении к высотам профессии. В словосочетании «физическая культура» слово «культура» равно по своему весу слову «физическая», это и есть та гармония, о которой мы рассуждали с героиней интервью. Учитель, который сам дает пример такой гармонии, всегда будет пользоваться уважением своих учеников.

Текст: Ирина Шаманаева

Фото: Василий Васильев