Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

«Мне с профессией повезло»

09.07 193
Поделиться
Рассказать

Никакой романтики. Пошла в УрГПУ заодно с подружкой, поступила туда, куда хватило баллов. Так выпускница прошлого года Анна Алексеевна Кочеткова стала воспитателем детского сада «Пчелка» под № 432. Случайность это или судьба, как знать?

— Кадры выращиваем сами, начиная с полутора лет, — шутит заведущая детским садом Алена Викторовна Кондратьева, в прошлом — воспитатель Ани.

Image00001.jpg

Никто не хотел, а мне не сложно

Сидим с Аней на низенькой скамеечке возле детского сада, а вокруг бегают дети. Ее дети. Рядом стоят, как оказалось, ее ракета и ее лесенка.

— А у нас чужая девочка на ракете! — прибегает взволнованная малышка.

— Кто разрешал на мою ракету залезть? Слезай! Спросить забыла! — отвлекается от разговора Аня.

Image00012.jpg

— Я у бабушки одна из старших внучек, а всего нас семь, — рассказывает она, — поэтому со всеми младшими водилась всегда я. Была инициатором всех игр, укладывала спать и кормила. И мама мне сказала, что если поступлю в педагогический, это как раз для меня.

Я не знала, что мне нужно от жизни, кем хочу быть. Такой судьбоносный выбор сложно сделать в 18 лет. Пошла поступать в педагогический университет, оказалось, что попала, куда надо. Мне нравилось учиться.

— Кого из преподавателей вы сегодня вспоминаете с благодарностью?

— Моего научного руководителя Надежду Васильевну Багичеву. Она всегда помогала, можно было подойти за советом, задать любой вопрос, она была нашей опорой в учебе. Елену Анатольевну Царегородцеву, которая преподавала у нас психологию. Еще Жилину Ольгу Владимировну. Я и в приемной кампании успела поработать.

— Я наслышана в вузе о Вашей активной жизненной позиции…

— Во время учебы старалась участвовать везде. Я активистка еще со школы. В университете была и старостой, и профоргом, совмещала другие общественные поручения, потому что никто не хотел, а мне не сложно. На кафедре успела поработать.

— Ваша активность Вам помогает в работе?

— Да, я за любой кипиш, за любой конкурс. Я всегда прошу: «А можно нам поучаствовать? Я возьму самых старших». Ведь средняя группа еще малыши для конкурсов. Нам предложили попробовать себя в конкурсе оркестров. Готовимся к выступлению в следующем году. Отрабатываем темп, ритм. Я еще веду легоконструирование в двух детских садах.

Image00007.jpg

Самолет в кепочке

Пока мы разговариваем, дети притягиваются к Ане, как скрепки к магниту:

— Помогите мне нарисовать буковки!

— А у меня — самолет в кепочке!

— А вы моего слона не видели?

Да и она глаз с детей не спускает. Кому-то поправит съехавшую на глаза панамку, кого-то попросит слезть с лесенки:

— Яна, так нельзя висеть!

— То, что запинал ногой, подними и выброси в пакет.

Спрашиваю о первом впечатлении от работы в садике.

Image00003.jpg

— Я в садик не хотела идти. Видела, как тяжело работать с детьми. На предпоследней практике меня воспитатель оставила на группе одну на две недели, ушла на больничный. Нужно было проводить занятия, а я еще ничего не умела без помощи старших. Дети меня не слышали. А я из-за этого нервничала, мне надо, чтобы меня все и всегда слушались. Для меня это было катастрофой. А на последней практике моим руководителем была Ирина Сергеевна Ладанова, старший воспитатель и методист. Я была в восторге, что попала к ней, потому что она меня многому научила. Она мне сказала, что нужно проработать в детском саду год, чтобы понять, твое это или нет. Сейчас прошел год. До сих пор иногда еще хочу уволиться, но это происходит уже крайне редко. Я хочу немного поработать воспитателем.

— Почему немного?

— Потому что все равно тяжело. Сейчас я одна на группе, без подменного и без младшего воспитателей. Я работаю 10 с половиной часов в день. Плюс легоконструирование час. Это очень большая нагрузка. Прихожу пораньше, ухожу позже, после того, как все в группе приберу. Но сегодня дети такие лапушки, хорошо себя ведут, и уже не хочется от них уходить.

— Зарплата у начинающих педагогов маленькая?

— Если идти в педагогику сразу после университета, то терпимая. Я не скажу, что бедствую. Даже отдыхать собираюсь поехать.

Image00010.jpg

Можно с тобой побыть?

— Можно с тобой побыть? — подходит девочка в красивом платьице.

— Можно, только мы тут разговариваем. Ты знаешь, что взрослых перебивать некрасиво, поэтому сиди тихо.

— Наша воспитательница хорошая, — убеждают меня дети. — Мы хорошо одеваемся, хорошо кушаем и хорошо поем.

Image00002.jpg

— У вас нет музыкального руководителя? — интересуюсь я.

— Почему, есть. Но мы с ними поем, когда нам хочется. Когда одеваемся или гуляем. Как-то этой весной мы замерзли на прогулке. Я нашла на телефоне нашу любимую песню, мы с ними попели и потанцевали. Согрелись. Мы с родителями сами сделали им музыкальные инструменты.

Аня показывает самодельные маракасы, шумелки, гремелки, барабаны и даже парочку бумажных гитар. Из компьютерных дисков и гаек собранный бубен.

— А сейчас с родителями собираем уголок народного творчества: гжель, хохлому, матрешек.

— Как вы добились, что дети начали вас слушать?

— У меня голос громкий, — улыбается Аня. — Если раньше по неопытности я старалась взять криком, то сейчас я привлекаю к себе внимание бубном. На звук бубна они сразу же реагируют, понимают: они что-то делают не так. Знают мою реакцию на некоторые их поступки и задумываются, стоит ли продолжать. Андрей! Тимофей! Эх, жаль, бубна под рукой нет! Сейчас они даже по взгляду меня понимают.

— Мне кажется, Вы сами уже научились замечать каждого.

— Поначалу я пересчитывала на прогулке детей каждые 15 минут. Боялась кого-нибудь потерять. Сейчас уже знаю, за кем надо следить пристально, кто может уйти на соседний участок, а кто никуда не уйдет, если я не разрешу. Я всегда знаю, где каждый.

— Что было самым сложным поначалу?

— Очень трудно было укладывать детей спать. Я считаю, это то, чему должны учить студентов на дошкольном факультете университета: как привлекать к себе внимание детей и как их укладывать спать.

— Сейчас Вы уже научились укладывать детей? Что Вы для этого делаете? — напоминаю тему разговора.

— Уже ничего. Сижу рядом с Яной, потому что она очень тяжело засыпает. А остальные ребята сами успокаиваются. Сейчас они привыкли к режиму. Ты куда перешагиваешь? — снова к ребенку.

— Мне кажется, у Вас в группе очень много запретов.

— Висеть на лестнице нельзя, потому что можно упасть и ногу сломать. Через цветы нельзя перескакивать, потому что на них можно наступить и затоптать. А на ракету нельзя было залезать — потому что это девочка из другой группы. Она не спросила разрешения у своего воспитателя уйти с участка, а у меня – прийти на мой участок.

Image00014.jpg

Почему вы здесь, а мы там?

В это время дети разбирали браслетики с руки нашего фотокорреспондента Саши Карпушевой. Вообще, надо отметить повышенную общительность детей этой группы. Они обступили нас со всех сторон, засыпали вопросами, включили в свою игру в «самолетики».

— Иди сядь на скамейку и переодень обувь, — обратилась Аня к одному из малышей.

— А что у него не так с обувью?

Image00003.jpg

— А Вы не видите? Он перепутал правый башмак с левым. Он у меня самый младший. Сейчас уже научился одеваться. Маму я утром выгоняла из группы, чтобы она не переодевала ребенка, чтобы он учился сам. Так что родители у меня замечательные. У группы сменилось за два года три педагога. Какое-то время вообще не было постоянного воспитателя. Так что моему приходу они были рады. Одна мама сказала: «Видно, что с детьми теперь занимаются».

— Какие занятия нравится вести?

— Математику. Я люблю ее сама, и мне нравится рассказывать о ней. В школе я помогала разобраться с математикой лучшей подруге, сестре. Сейчас малышам математику преподаю (засмеялась над словом «преподаю»). Ладно, пусть будет так!

— Видно, что дети к вам тянутся, — замечаю я.

— Они часто меня мамой называют. А в выходные, по словам родителей, бывает наоборот. Сначала говорят «Анна Алексеевна», а потом вспоминают, что это мама. Дети говорят, что соскучились, когда приходят после выходных или больничного, любят обниматься. Подождите, я их пересчитаю.

Хочу быть с Анной Алексеевной

— Почему вы здесь были, а мы там? Почему? — подошел строгий малыш.

— Потому что мы разговариваем, а вы там шумите. Держи собаку!

— Не надо! Она страшная! — раскритиковал он самодельную собаку в технике оригами.

— Это же бульдог, бульдоги все страшные! Какой получился, — вздыхает Аня.

Image00004.jpg

— Родители знают, что я молодой специалист, и стараются во всем помогать, — отвечает она уже мне. — У нас прошли семейные конкурсы рисунков и стихов, в праздниках родители всегда участвуют, а не просто фотографируют.

Тут за детьми начали приходить родители, и можно было порасспрашивать их о нашем молодом специалисте.

— Анна Алексеевна у нас супер! — заявила Мария Альфировна Хатмуллина. —

Она вообще молодец! И обучит, и успокоит детишек. Она настоящий воспитатель, дает детям все, что нужно. Дети к ней прислушиваются. У меня ребенок уже научился ложку держать, и спит хорошо. Возраст возрастом, но у нее больше опыта, чем у тех, что у нас раньше были. И к родителям, и к детям хорошо относится, все спокойно объясняет. Мы всегда готовы ей помочь и уходить никуда из группы не хотим. И дедушка с бабушкой за сыном приходят и говорят: «Повезло нам с воспитателем!» Если ребенок заболел, она всегда заметит, позвонит, предупредит.

— Воспитатель очень нравится. — поддержала Елена Вячеславовна Махмутова. —

Умеет найти к детям подход, общается с детьми так, как нам хочется. Молодая, приветливая. И занятия проводит хорошо. Дочка не жалуется. В садик идет с удовольствием. Первое время бежали в садик, так дочка ее полюбила. Прихожу за ней, а она говорит: «Хочу в группе с воспитателем остаться». Я говорю: «Ты что, домой не хочешь?». Говорит: «Хочу быть с Анной Алексеевной». Та и поиграет с детьми, и расскажет, как надо себя вести. Видно, что наученная, с высшим образованием.

— И напоследок Ваш совет нашим абитуриентам.

— Я не могу сказать, идти им или нет в педагогику. Кому-то суждено быть педагогом. Есть люди, к которым я себя перечисляю. Им можно идти в педагогику, а можно еще что-нибудь попробовать. А есть люди, которым это не надо, не их это. Нужно быть психологически готовым к этой профессии, детей любить, уметь бумаги заполнять, это тоже сложно. И график нужно такой выдержать. Так что пусть думают сами. А мне с профессией повезло.

Текст: Татьяна Мостон
Фото: Александра Карпушева