Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

Рабочий день учителя – это 7/24

03.04.19 12114
Поделиться
Рассказать

С Марией Фефеловой, учителем истории из школы № 183 в Железнодорожном районе Екатеринбурга, мы встретились в непростой день: в школе случилась коммунальная авария, и классный час перенесли в актовый зал. Пятиклассники чуть больше, чем обычно, взбудоражены из-за непривычной обстановки и отсутствия парт. Мария Владимировна проводит маленькое анонимное анкетирование о родном языке ребят (это общешкольное исследование, участвуют все классы). Затем учительница рассказывает о Дне защитников Отечества 23 февраля и поздравляет мальчиков и девочек маленькими сладкими сюрпризами. Теперь дети могут немного поиграть, а мы — поговорить.

IMG_6101.JPG

— Вы работаете в этой школе первый год?

— И в этой, и вообще в школе. Перед ней была учеба, очная магистратура. Мой научный руководитель — Зинаида Ивановна Гузненко, замечательный человек, любимый педагог. Я очень благодарна за все и ей, и всем нашим преподавателям-историкам. 

— А как вы пришли сюда, какая у вас здесь нагрузка?

— Пришла сюда, потому что эта школа близко к дому. У меня маленький ребенок, удобно отводить его в садик перед работой. Я преподаю историю, обществознание, основы духовно-нравственной культуры народов России. Сейчас я прохожу переподготовку по этому предмету, потому что знания, необходимые для его преподавания, нам в курсе обучения дают, но нужна официальная бумага. 

— В чем-то разошлись ожидание и реальность?

— Я была готова к трудностям, и тем не менее. Я пыталась готовиться к урокам так, как нас учили, писать все конспекты от и до, но в действительности очень скоро поняла, что это невозможно. Если у тебя 9 уроков подряд, то написать 9 конспектов за один вечер, да даже вполовину меньше — очень сложно. У меня 26 часов, и еще я руководитель школьного методического объединения учителей естественных и общественных наук. Между прочим, нам очень нужны филологи, объявите, пожалуйста, через газету, пусть приходят к нам!

— Объявляю. Ну а с детьми проблемы бывают?

— Самая главная трудность, с которой я здесь столкнулась, — это работа с родителями. Вы видите, что класс у нас многонациональный. Но если дети говорят по-русски достаточно хорошо, то родители очень часто вообще не могут говорить, на родительских собраниях коммуникации с ними не получается. Бывает, что вместо них приходят переводчики. 

Зато с детьми работать интересно. Мне достался хороший, спокойный класс, они не крикливые. Шалят в меру, как обычные дети. Мы ходили в музей, в кино, я убедилась, что с ними это делать не страшно. С начала учебного года мы уже привыкли и притерлись друг к другу, они меня слышат и слушают, у меня есть с ними контакт. 

IMG_6085.JPG

— История — предмет непростой. Многих отпугивает обилием дат, исторических персонажей. Как дети воспринимают историю?

— У них порой возникают сложности, но учебник устроен таким образом, что материал адаптирован для их возраста. Информации там мало, и мы ее дополняем: например, смотрим видео по теме, в Интернете очень много хороших и содержательных материалов. Они могут хорошо отвечать, делать доклады. Есть свои трудности — седьмой класс оказался в переходном периоде с концентрической на линейную систему, и им сложно воспринимать материал из-за того, что всеобщая история ушла вперед, а новые учебники только что появились. Сложно состыковать материал и сделать его доступным для понимания.

Очень трудный возраст — 7 класс. Их у нас два, в каждом сидит по 30 человек. Вот к такому я была не готова. Для начальной школы 30 человек — это нормально, они более дисциплинированные. А здесь подростковый возраст противостояния всему и вся, плюс вторая смена — они уже приходят уставшие, потому что утром делали домашнее задание. А потом у них еще и уроки до 19 часов. Им трудно, и нам тоже трудно. 

И еще тетради — я понимала, что это будет проблема, но не представляла ее масштаб. Вот мой вчерашний вечер (Мария Владимировна показывает фотографию высокой стопы тетрадей). Это их карантинные письменные задания по истории и обществознанию.

Рабочий день учителя не такой, как у офисного работника, с фиксированными часами прихода и ухода. Учитель находится в школьных проблемах и в детях в режиме 24/7. Мы ведем уроки, проверяем тетради, организуем внеучебную деятельность, общаемся с родителями и очно, и в школьном чате. К сожалению, собственный ребенок уходит на второй план. Бабушки у нас за 350 км, мы с мужем справляемся самостоятельно. 

— Вы героические люди. Мария Владимировна, а в школе вам как молодому педагогу старшие коллеги помогали? 

— Помощь коллег была и есть. Но, к сожалению, у нас у всех большая нагрузка. Подойти и задать вопрос, попросить помочь — это можно, никто не откажет, но для того, чтобы молодой педагог чувствовал себя психологически более уверенно, нужно сопровождать его больше. А для этого у педагога-наставника должно быть больше свободного от урочной нагрузки времени.

— Как вам удается оставаться в ресурсном состоянии? Как вы проводите свободное время? 

- Лучше всего — это с семьей сходить куда-то погулять. Суббота для меня — день, полностью посвященный семье и дому, я стараюсь не делать ничего связанного со школой. А вот в воскресенье начинается моя рабочая неделя, я начинаю готовиться к урокам, которые проведу в понедельник. Заканчивается моя неделя в пятницу — это 4 урока во вторую смену. С 15.50 до 19.05. Потом суббота, и с воскресенья все по новой. 

Учитель в курсе дел класса уже с 8 утра, даже если уроки во вторую смену. Родители звонят, пишут, что ребенок заболел, выясняют, где домашнее задание и так далее. У нас прозрачная система электронного журнала, там все видно — и задания, и оценки, но родители все равно задают вопросы. «А почему у него двойка, если он все сделал и сдал тетрадь?» — и прикладывает фотографию совсем другой тетради.

— А можно узнать, из каких побуждений вы сами в свое время выбрали УрГПУ и истфак?

— У меня была и есть прекрасный учитель Нина Тимофеевна Коркина, она преподает в моей родной школе в Туринском районе. Она и привила мне любовь к истории. И не только к истории. Нина Тимофеевна обладает очень привлекательными личностными качествами — она обстоятельная, рассудительная и очень справедливая. Она старалась донести до нас историческую правду, о чем бы ни говорила, разные точки зрения, разные стороны жизни. Я выбрала педагогическую сферу под ее влиянием и поступила в УрГПУ по целевому направлению, но в итоге работаю не в той школе, а в городской. 

— Когда вы учились, какая проблематика была вам ближе?

— Сначала я под руководством Татьяны Георгиевны Мосуновой писала о школах Туринского района во время Великой Отечественной войны. Я посетила большое количество архивов, работала в ГАСО, ЦДООСО, в архивах Ирбита, Туринска, в музее школы № 2, в музее истории декабристов. Потом я отправила в музей свою дипломную работу бакалавра, и они ее используют для выставки, для газеты. У меня там много статистических данных, сколько школ было в те или иные годы рассматриваемого периода. Архивные данные были неполные, оказалось даже, что часть туринского архива была отправлена в свое время в Тобольск, — вот почему невозможно оказалось просто прийти и взять их — пришлось восстанавливать по нескольким источникам. Еще когда я училась в школе, мы вместе с Ниной Тимофеевной и с еще одним учителем, Ольгой Витальевной Барышниковой, выпускницей УрГПУ, филологом, искали следы сельских школ, ездили по заброшенным деревням. Мне это очень близко, потому что это мой родной край. Мы там ночевали, много фотографировали, находили интересные артефакты.
Ну а в магистратуре моя тема была связана с методикой преподавания: «Вклад Исаака Яковлевича Лернера в развитие истории методической мысли второй половины XX века». Мы взяли проблемный метод обучения, актуальный для настоящего времени в условиях ФГОС. Но надо сказать — когда ты читаешь все это в теории и приходишь на практику, то это очень и очень разнится. К сожалению, нет у детей смыслового чтения, логической составляющей, чуть только пытаешься ввести эти приемы — у детей сразу барьер. Пришлось их пока убрать и все по максимуму упрощать, чтобы они не боялись и понимали. 

— Большое спасибо за интервью, удачи вам, чувства удовлетворения от вашей работы, благодарных учеников!

Текст и фото: Ирина Шаманаева