Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

Секрет успеха — оптимизм и реализм

13.11.18 123960
Поделиться
Рассказать

Юлия Щерба, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 170 с углубленным преподаванием отдельных предметов Железнодорожного района Екатеринбурга, выпускница бакалавриата ИПиПД УрГПУ, пришла на работу в этом году и только что закончила свою первую школьную четверть. Пока школьники на каникулах, а учителя готовятся к следующей четверти, мы побеседовали с Юлией Сергеевной о радостях и о сложностях работы молодого педагога. 

6DC993D8-EB5C-400F-9F27-FA442DB09214.jpeg

— Юлия Сергеевна, как у вас возникло желание прийти работать в школу?
— Когда я поступала в УрГПУ, в институт педагогики и психологии детства, я сразу понимала и знала, что мне важно попробовать поработать учителем. За годы учебы, конечно, были минуты сомнений в правильности выбора, но я все равно не отказывалась от желания испытать себя в этом деле.
— Практика вас в этом решении укрепила?
— Сначала немного напугала. Но потом действительно укрепила, потому что мне понравилось взаимодействовать с детьми, чувствовать важность своей роли в их обучении, развитии.
— Какой у вас класс?
— Первый «г». В нашей школе пять первых классов, район большой (Новая Сортировка — И. Ш.), школа у жителей популярная.
— На ваше решение прийти в эту школу повлияла «Ночь карьеры»?
— Нет, на ней я не была, а школу эту выбрала по свободным вакансиям и по собеседованиям. Это было первое собеседование, которое я прошла и пообщалась с директором. Потом была еще пара собеседований, но эта школа мне понравилась больше, и я остановилась на ней. Здесь я почувствовала себя уютно. Школа хорошая, сразу видно было, что здесь работают над тем, чтобы детям нравилось учиться. Ребенок здесь в центре внимания, каждый учитель старается подойти с пониманием к каждому ребенку. В непосредственной работе это очень заметно. За эту четверть я успела поработать еще и на замене во втором и в четвертом классе. И, общаясь с детьми, я поняла, что они очень любят и уважают своих учителей, причем это не простая детская любовь, а именно уважение, заслуженное учителем. 

IMG_8399.JPG
— Как вас встретили старшие, более опытные коллеги?
— Замечательно встретили. Я рада, что могу прийти к любому учителю за советом и помощью, и никто никогда не откажет. Работая с учителем на второй смене в другом кабинете, я также могу спросить обо всем, что мне важно и нужно, попросить какие-то материалы, ведь своего фонда у меня пока нет. Взаимодействие с другими учителями очень помогает и поддерживает.
— Наверное, они также делятся с вами и интересными «лайфхаками» во взаимодействии с детьми?
— Да, коллеги не делают секрета из собственных «фишек», особенно актуальных для первого класса — например, как регулировать поведение. Я постоянно узнаю от них что-то новое и пытаюсь привнести в свои уроки.
— Самые большие трудности, с которыми довелось встретиться, это..?
— Самая серьезная трудность, которую мы, надеюсь, скоро преодолеем — дети еще не привыкли к школе, к статусу школьника, и поведение пока хромает. Но мы постепенно справляемся, и уже даже к концу первой четверти я сама вижу изменения по сравнению с началом года. У детей появляется осознание, что они в школе, на уроке, что они уже не малыши и должны иначе себя подавать.
— Есть ли в школе подготовительные занятия для будущих первоклассников? Отличаются ли дети, которые через них прошли, он тех, у кого за плечами только подготовка в объеме детского сада?
— Да, есть. Дети после таких занятий уже многое знают из начальной программы первого класса. Они знают, например, что буквы обозначают звуки, называют их правильно, хорошо работают на уроках. Но я бы не сказала, что садик не может дать такой подготовки. Это зависит и от программы в детском саду, и от того, как с ребенком занимались родители. И от самого ребенка, конечно, от того, насколько быстро он схватывает и усваивает знания. 

82e49edf14740e242bf6e00983c31e59.jpeg


— Не могу не задать вопрос о родителях учеников. Как складываются отношения с ними? Довольно часто бывает такое: когда родители узнают, что их детей будет учить неопытный педагог, они относятся к нему особенно пристрастно.
— Были такие случаи. При первой встрече с родителями я тоже опасалась, что отношение ко мне будет придирчивым и недоверчивым. Но большинство родителей отнеслись ко мне, наоборот, с энтузиазмом, надеясь, что я смогу привнести что-то новое. Настороженность если сначала и была, то скоро прошла. Никаких конфликтов за первую четверть у нас не было. Родители очень отзывчивы к моим просьбам, замечаниям, они доверяют мне, и я рада, что наши отношения складываются именно так.
— А как с бумажной отчетностью, очень ли она усложняет вам жизнь?
— Помогает, что всегда есть возможность обратиться к коллегам, опытным учителям, к завучу. Если я чего-то не знаю или сомневаюсь, как правильно заполнить документ, я всегда спрашиваю, и мне не отказывают. Плюс, есть инструктажи по заполнению журнала. Я бы посоветовала тем, кто находится в такой же ситуации, не бояться спрашивать и внимательно перерабатывать информацию, тогда больших трудностей не будет.
— Юлия Сергеевна, вы очень молоды, вы сами еще относительно недавно учились в школе. Глядя на детей, которых вы сейчас учите, что вы можете сказать — изменились они по сравнению с тем, какими в начальной школе были вы и ваши ровесники?
— Нынешние дети отличаются, мне кажется. Сейчас дети более «технологичные», что ли. Более «информационные». Мы, мне кажется, были спокойнее, но менее уверены в своих силах и возможностях. Приходили в школу с опаской, изучали обстановку постепенно, привыкали медленно. А сейчас дети приходят в школу с энтузиазмом, меньше чего-то боятся, им нравится быть первоклассниками, они наслаждаются своей ролью — тем, что они в школе в центре внимания. О них все заботятся, поэтому они чувствуют себя очень важными людьми. И это хорошо.
Еще одно отличие — большинство детей приходят в школу уже подготовленными. Раньше этого было меньше, подготовка к школе велась в основном на базе детского сада, заранее школьную программу дошкольники, как правило, все-таки не начинали проходить. А сейчас это приветствуется.
— Учитель начальных классов — в какой-то степени универсал. Он преподает и русский язык, и математику, и основы знаний об окружающем мире, и т. д. В отличие от учителя-предметника, он должен ориентироваться, пусть и на уровне основ, во всех сферах. Есть какое-то предметное направление, вам особенно близкое?
— На практике мне больше нравилось вести математику, потому что в ней все четко разложено по полочкам, все логично. Предметы более гуманитарные — литературное чтение, окружающий мир — требуют от учителя более эмоционального отношения к материалу, эмоционального говорения, умения увлечь детей. Это качество я еще недостаточно в себе развила. Сейчас мне тоже больше всего нравится вести математику и русский язык, а те предметы, где нужно много говорить и проявлять эмоции, даются труднее, это просто черта характера.

IMG_8416.JPG
— Оглядываясь назад, на годы вашей учебы в УрГПУ, на практику и теорию, скажите, пожалуйста, — когда вы начали работать самостоятельно, нехватку каких знаний и умений вы почувствовали? Какие у вас пожелания к совершенствованию содержания учебного курса, что надо бы туда включить или, может быть, давать в большем объеме?
— Да, с таким я столкнулась. Хотя последняя практика в УрГПУ была целый месяц, проработав здесь уже два месяца, я поняла, что месяц — это почти ничего, за месяц ты не успеваешь настолько сработаться с детьми, чтобы они тебя поняли и приняли. Так что не хватает, во-первых, достаточно длительной педагогической практики, а во-вторых, не хватает специальной дисциплины по взаимодействию учителя с родителями. У тех, кто идет работать в школу, самый главный страх связан с общением вовсе не с детьми, а с родителями. Не знаешь, как к ним обращаться, в какой форме лучше доносить до них свою информацию, как организовать конструктивное взаимодействие с ними. Я сама это испытала и знаю, что другие молодые педагоги тоже с этим сталкиваются. А в университете, к сожалению, проблема взаимодействия с родителями не прорабатывается никак. Мы, конечно, изучали возрастную психологию, но этого недостаточно. Нужно ее — и не только ее — изучать именно в плане учительско-родительских взаимоотношений. Родители очень разные, по-разному относятся к учебе своего ребенка, по-разному вовлечены в этот процесс. Есть люди очень тревожные, есть более спокойные, даже такие, кто кажется равнодушными. Найти со всеми общий язык непросто.
— Самая большая радость от вашего труда — в чем она для вас?
— Самая большая радость и то, что дает силы все это продолжать — это ответная реакция детей. Особенно сильно я это почувствовала в конце четверти, когда у нас был праздник посвящения в первоклассники. Я видела всех своих детей на сцене, когда они выступали, веселые, счастливые — и чувствовала гордость и уважение — к ним, за них, но и за себя тоже, потому что я ведь тоже напрямую к этой их радости причастна. В такие моменты ясно видишь результаты своего труда, понимаешь, что чему-то уже смогла их научить, что они развиваются, растут. От детей есть обратная связь, и она даже не обязательно вербальная — просто в такие моменты смотришь на них и понимаешь, что им действительно нравится учиться. Это вдохновляет.
— Сами о продолжении учебы думаете?
— Да, я уже обучаюсь в заочной магистратуре в УрФУ, решила немного поменять профиль.
— Участвуете ли вы в структурах, которые создаются в помощь молодым педагогам?
— Я знаю про Дом учителя, их мероприятия, мастер-классы молодых педагогов. Завуч нам все оперативно сообщает, приглашает туда, где нам может быть интересно и полезно. Есть у меня информация и о форуме молодых педагогов 16 ноября в УрГПУ.
— Приходите, будет интересно!
— Спасибо.
Юлия Сергеевна пока еще в начале своего профессионального пути, но смотрит на свою работу с реализмом и сдержанным оптимизмом. Розовых очков у нее нет, зато есть вера в себя, уважение к своим ученикам и умение работать в команде. Профессионализм педагога начинается именно с этих трех слагаемых.

Светлана Дмитриевна Томилова, доцент ИПиПД:
— Я очень рада, что Юлия пришла в школу. Уверена, что у нее все получится, и точно знаю, что ее ученикам очень повезло. Она была моей студенткой, писала у меня квалификационную работу. У нее была лучшая работа, на тему «Литературное развитие младших школьников», и лучшая защита. Очень интересные находки есть в ее работе, собственные разработки, связанные с тем, как развить у младших школьников интерес к чтению. Мы решили, что у ее работы есть хороший потенциал, и выдвинули ее на «Научный Олимп», в этом году эксперты как раз ее рассматривают. Желаю Юлии успехов и в работе, и в научных, творческих достижениях.

Беседовала Ирина Шаманаева. Фото: Василий Васильев