Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

Школа дала мне все

17.06.19 10157
Поделиться
Рассказать

24 мая мы приехали в лицей № 128, чтобы побеседовать с учителем русского языка и литературы, победителем городского конкурса «Молодой педагог», выпускницей УрГПУ Екатериной Габбо.

00012.jpg

В конце учебного года школа напоминает вокзал — у всех чемоданное настроение и нетерпеливое ожидание отпуска и каникул. В коридорах — хаотичное движение сдающих учебники и «хвосты». Тем не менее, Катя выделила нам время между диктовкой списка литературы и приемом учебников, и даже провела открытый урок с викториной по пройденному материалу.

После уроков Екатерина ответила на наши вопросы. 

— Как вас посетила светлая мысль — стать учителем? 

— Стремление к гуманитарным наукам было с детства, литературу всегда очень любила. Моя бабушка проработала 45 лет учителем русского языка и литературы в сельской школе. И она меня настраивала против этой профессии. Предупреждала, что она трудная, связана с бесконечными тетрадями. Когда я поступила на филологический факультет УрГПУ, она расстроилась, просила меня поменять решение, пока не поздно. Потом смирилась, начала делиться книгами. Сейчас всячески меня поддерживает. Папа преподавал в вузе геодезию. Мама врач. Дядя преподает английский язык. Так что можно говорить о династии.

00002.jpg

— Почему вы все-таки решили стать учителем? Почему поступили в УрГПУ?

— Я прошла на бюджетные места в УрГПУ и Юридической академии. Подумала, что мне интереснее, и выбрала филфак. С целью изучения литературы, языка. Учителем стать не планировала. Но на 4 и 5 курсе была практика, которая мне очень понравилась. Месяц вела русский язык у 6 класса, литературу в 10 классе. Меня вдохновило живое общение с детьми. Когда ты делаешь что-то хорошее, получаешь очень яркую обратную реакцию. Нина Владимировна Барковская, мой дипломный руководитель, меня «заразила» тем, как она сама вела лекции, тем, что мы делали: ездили в Чехию на конференцию с научными докладами, в Пермь, в Челябинск. Предать все это и пойти работать в другую область у меня не получилось. Выбрала школу.

— Вы говорили, что школа вас съела.

— Нас было четыре подруги, и мы все выбрали школу. Когда мы встречались в первый год работы, мы плакали, рассказывая о своих сложностях в работе. Никакого сравнения с практикой, все по-другому.

00003.jpg

— Когда вы были в УрГПУ на мероприятии, Вы хорошо сказали — не надо путать туризм с эмиграцией, то есть практику с работой в школе.

— Здесь ты оказываешься один на один с детьми. Администрация меня поддерживает, но у всех огромная занятость, поэтому ты сам во всем варишься. Мой наставник Ольга Алексеевна Ботнер мне очень помогала, меня сначала «подселили» в ее кабинет. Но этого недостаточно, и первый год нужно просто пережить — упереться, перетерпеть, набить шишек. Теперь мне кажется смешно, что я не могла усадить 6 класс. Сегодня у меня практически нет проблем с дисциплиной, а тогда была конфронтация с классом. 

00004.jpg

— Может быть, вам тогда хотелось идеальной дисциплины, сейчас Вы уже внимания не обращаете, например, на Глеба, который выполняет задание по геометрии на Вашем уроке. 

— Я вообще не приветствую, когда свой предмет учитель ставит во главу угла — море домашнего задания, и его предмет важнее всего в жизни. Ребенок сам делает выбор, расставляет приоритеты, тем более в 8 классе они уже практически взрослые.
Кстати, о Глебе. По литературе у него пятерка, а геометрию надо пересдать, поэтому и чертил что-то. Он изобретатель, сейчас работает над антипролежневым матрасом для инвалидов. Он способный во всем, занял 1 место на конкурсе чтецов. У него такая же нехватка времени, как и у меня. Поэтому я его понимаю. 

00007.jpg

— Хорошо, когда Ваши изобретатели еще и книги читают. 

— В современном обществе большая конкуренция за внимание ребенка. От гаджетов им проще получить эмоции, чем от книги. Но многие читают, и многим интересно. Наш лицей с углубленным изучением математики и физики, поэтому для многих литература не является первостепенной, и задача учителя-филолога рассказать, чтобы они хотя бы обзорно посмотрели эту тему, и у них зародилась мысль прочитать это произведение.

— У Вас это получается?

— Да, когда урок хорошо подготовлен, кто-то работает, а кто-то остается в стороне, потому что не знает произведение, и у него возникает желание в следующий раз лучше подготовиться, чтобы быть в этой же активности. Но это получается не всегда.

00010.jpg

— Как удалось наладить дисциплину? 

— Сначала пробовала разные приемы: писала на доске слово «дисциплина» и стирала по букве. Если слово исчезало, давала дополнительное задание. И другие меры, которые я считаю авторитарными. Сейчас понимаю, что в целом дисциплина страдает только из-за того, что урок некачественный. Если урок провисает, если он не интересный, начинаются проблемы с дисциплиной. Поэтому как только учитель обретает уверенность в себе, как только начинает хорошо готовиться, работают все. И сейчас бывает, если не успеваю хорошо приготовиться к уроку, дети начинают баловаться. Причина во мне прежде всего, а не в детях, потому что любого можно увлечь. Если урок интересный. Кто-то отвлекается — карточка, дополнительное задание. Если все это есть в арсенале учителя на каждом уроке, тогда и дисциплина не страдает. А если нет, то нужно быть готовым к шуму. 

— Традиционный вопрос: что радует в профессии?

— Меня радует, что это разносторонняя профессия, есть возможность реализовать себя в любом направлении. Мне интересен графический дизайн, я всегда хотела узнать, как верстаются газеты или журналы. И вот мне поручили руководство школьной газетой, и жизнь заставила меня все это освоить, и я очень этому рада. И тому, что мы с детьми можем выпускать такую интересную газету «Зебра», которая заняла первое место на конкурсе школьной прессы. Когда я участвовала в конкурсе «Молодой педагог», одним из условий было создание собственного сайта. Я создала свой сайт, и он мне очень нравится. Конкурс «Большая перемена», где мы танцуем и поем всем коллективом, — это возможность найти отдушину не выходя за рамки профессии. В школе твое увлечение тебе приносит еще и дополнительные деньги. 

IMG_0088.JPG

— Расскажите о Вашей победе в конкурсе «Молодой педагог».

— Конкурс многоэтапный. На первом этапе нужно было представить свой сайт и написать эссе на тему «Я — современный учитель». Я даже в аварию из-за этого попала — работала над сайтом до 5 утра, а в 7 поехала на работу и не заметила встречную машину. Нельзя так делать, но так получилось. Заявок было около 35, после первого этапа половина участников отсеялась. Второй этап — презентация достижений, когда нужно было публично рассказать о том, какое открытие сделала в своей работе с детьми. Я рассказала, как при помощи разного медиатворчества и участия в конкурсах (мы делали буктрейлер, лонгриды) у детей появляется мотивация больше читать, больше писать. Третий этап был самым сложным — открытый урок в незнакомом классе в чужой школе. После этого труднопроходимого этапа осталось 5 финалистов. Я подготовила урок по фразеологизмам. Он прошел хорошо. На финальном этапе в актовом зале УрГЭУ нужно было подготовить творческий конкурс. Мы с коллегами и детьми показали мюзикл. И еще было задание — решение педагогической ситуации. Ребята из 205-ой гимназии «Театр» показывали сценку на уроке, и учитель должен был правильно ее решить. 4 месяца проходил конкурс, и все это время проходило в нервном напряжении. Несмотря на победу, после конкурса у меня началась депрессия, потому что очень устала. Все равно было здорово. Благодарна всем, кто меня поддерживал. Сейчас уже вспоминаются только положительные эмоции. 

00009.jpg

— Мужчин в школах не так много, но Вы умудрились найти здесь свою вторую половину — учителя физкультуры Андрея Викторовича Габбо.

— У нас в школе 12 мужчин, в том числе директор и его зам. Не так уж мало.

— Это была любовь с первого взгляда?

— Нет, я вообще сначала подумала, что это 11-классник, он ходил в трико и футболке, потому что учитель физкультуры. Учительские корпоративы у нас всегда проходят творчески, со сценками и конкурсами, и там мы познакомились и начали общаться. К концу первого моего учебного года закрутились отношения, к концу третьего поженились. В июне будет годовщина свадьбы. 

It4eRKFMQ7Q.jpg

— Сложно, когда в семье оба — учителя?

— Мне кажется, проще, нам легче понять друг друга. Хотя если я до утра сижу за тетрадями, он меня ругает. Но он понимает, почему я устаю, хотя работаю до 14 часов, он видит весь объем работы, который идет за уроками. И мне проще его понять, когда он говорит о своих проблемах. Тем более, что мы практически не пересекаемся во время уроков, глаза друг другу не мозолим. Иногда спорим, кому сложнее. 

— Об учебе в вузе хорошо вспоминаете?

— Очень. Замечательное было время. Татьяну Владимировну Гоголину, Нину Владимировну Барковскую мы просто обожали всем курсом. Особенно запомнились преподаватели литературы на нашем курсе. 

— Литература вам ближе, чем русский язык?

— Преподавать люблю русский язык, а сама больше люблю литературу. Русский язык — структурированный предмет, напоминает математику. А литература — это абстрактное понятие, про душу, про понимание. Гораздо сложнее увидеть, достучался ли ты до детского сердца. На мой взгляд, многие произведения морально устарели, надо больше вводить современной литературы, которая ближе детям. 

IMG_0957.JPG

— Вы классный руководитель 8 Е. Как Вам дается это направление работы?

— Я очень люблю этих детей. Сначала для меня классное руководство было обузой. Очень много документации: дневник воспитательной работы, профилактической работы, протоколы родительских собраний. Пока все эти документы заполнишь, времени не остается ни на что. А еще хочется разнообразить классную жизнь — куда-то сходить, чаепитие организовать. Сейчас эти ребята стали моей поддержкой. Когда я пошла работать в школу, мамина подруга, директор школы в Алапаевске, откуда я родом, посоветовала обязательно брать классное руководство, потому что очень важно себя чувствовать кому-то в школе нужной. И это действительно так. Когда ты видишь потребность в себе, это мотивирует и заряжает. 

— Потому что у тебя появляется группа детей, которых ты хорошо знаешь. 

— Абсолютно всех моих детей люблю, какие бы ни были у них проблемы, сложности с учебой, с поведением. Это компания близких людей, с которыми можем выбраться в парк, и я буду наслаждаться общением с ними. В конкурсе они мне очень помогали, снимали ролики, танцевали со мной на сцене. Стараемся участвовать в школьных мероприятиях. Я уже сейчас начинаю грустить, когда представляю, что через год мы с некоторыми ребятами расстанемся. Недавно на конкурс «Креатив-мастерс» в Москву с девчонками съездили, заняли 1 место в номинации «Мобильное кино». Сняли фильм ужасов.

-Yq0ljwY5mw.jpg

— Как планируете провести лето?

— Посвящу время самообразованию, в следующем году мои дети сдают ОГЭ. Хочется больше знать, чтобы больше им передать, быть уверенной, что сдадут все. Люблю все, что связано с графическим дизайном на компьютере. Жду не дождусь лета, чтобы прочитать стопку книг, которая у меня накопилась за этот год. Спортом занимаюсь, хожу на тренировки 3 раза в неделю, на велосипеде люблю ездить. В прошлом году у нас с мужем был рекорд — 82 километра на велосипеде. Стараемся каждый год съездить на Зюраткуль, искупаться в озере, подняться на гору. Каждый год — незабываемые впечатления. 

— Учебный год подходит к концу. Вы им довольны?

— За что я не люблю профессию педагога — за постоянное самоедство. Тебе всегда кажется, что ты что-то не додал детям, что-то не дорассказал, что-то можно было сделать по-другому. Постоянная борьба с собой, поиск компромисса, чтобы и себя не замучить до смерти, и детям что-то дать. Это трудно. Поэтому можно увидеть такие крайности: один учитель сидит над уроками до 9 вечера, не имеет личной жизни, другой — учитель-пофигист. Нужно найти золотую середину, но это тяжело, поэтому до конца нельзя быть уверенной, что сделала все, что смогла. По итогам урока всегда остается неудовлетворенность, как бы хорошо он не прошел. Видишь, что можно улучшить в следующий раз. И еще проблема в постоянной нехватка времени. 

— И все-таки Вы любите школу?

— Школа дала мне друзей, любимых детей, мужа, возможность творить, как ее можно не любить? Буквально школа дала мне все. Хочется оставаться здесь и работать дальше.

Текст: Татьяна Мостон.
Фото: Александра Карпушева 

Некоторые фотографии предоставлены Екатериной Габбо