Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

Так сбываются мечты

26.02.20 385
Поделиться
Рассказать

С начала учебного года выпускница института математики, физики, информатики и технологий УрГПУ Софья Алексеева преподает математику в гимназии № 9. Зная не понаслышке о том, что эта школа, одна из лучших в России, славится не только успешной работой с детской одаренностью, но и требовательным подходом к педагогическим кадрам, первым делом интересуемся у Софьи Константиновны, легко ли ей было попасть в число тех, чей профессионализм соответствует высоким критериям гимназии.

— Начать нужно с того, что я не из Екатеринбурга, и до университета даже знать не знала, что такое «девятка». Но на третьем курсе одной из площадок педагогической практики как раз была гимназия № 9. Наш руководитель Татьяна Леонидовна Блинова сама предложила нам попробовать туда попасть. Я подумала, что там должно быть в чем‑то лучше и интереснее, чем в обычных школах, и подала заявку. Выбрали всего четверых, в том числе меня. Мне достались седьмые классы, я провела там уроки. Учителя, которые нас курировали, сказали: «Вы нам понравились. Получите диплом, поработайте где‑нибудь, наберитесь опыта, и приходите, мы вас возьмем». Вакансий тогда не было, да и мне оставалось еще полтора года до диплома. А в прошлом году я позвонила одной учительнице из гимназии, и она вдруг воскликнула: «Соня, как хорошо, что ты позвонила, нам как раз требуется учитель математики!» Я пришла на распределение нагрузки, еще ничего толком не понимая. Но на вопрос: «Открывается ставка на 20 часов, вы пойдете, Софья Константиновна?» — я кивнула: «Да!». Потому что после практики я точно знала, что хочу попасть сюда. Хочу здесь работать. И моя мечта исполнилась.

— То есть после практики никаких шагов вы не предпринимали?

— Все необходимое для этого произошло уже на практике. Мне удалось себя зарекомендовать, я делала с детьми интересные вещи, и это понравилось другим учителям. Меня даже попросили повторить в другом классе урок, на котором я делала с детьми многогранники из конструктора. Оставалось только получить диплом, и тогда все сложилось.

— Наверное, вам помогла и студия «Геометрия–Компьютер–Геометрия», которую вы посещали?

— Да, но больше в методическом плане. Татьяна Федоровна Мамалыга поручила мне работать с младшей возрастной группой, а там задания были не такие сложные. Я очень люблю детей, мне было интересно с самыми маленькими. И сейчас мне тоже комфортнее всего с пятиклассниками. У меня три пятых класса (в одном я классный руководитель) и один восьмой.

— Чем же с ними комфортнее?

— Мы с ними очень похожи. Они все пришли из разных школ, мы здесь первый год и теперь вместе открываем эту гимназию. Мы много вместе проживаем. Как любой молодой педагог, я опасалась плохой дисциплины. Но дети относятся ко мне с уважением. И родители тоже очень хорошо меня приняли, и коллектив. Математиков у нас 7 человек. С учителями, которые были у нас на практике, я до сих пор в тесном контакте. Мы вместе возили детей на математические бои, это такая командная олимпиада, было очень интересно. Когда вместе с коллегами получаешь такой опыт ответственности за весь детский коллектив, то конечно с ними сближаешься.

— Что это за бои?

— Мы сначала шутили, что это, видимо, бои на циркулях. Но это командная олимпиада, котрая идет несколько дней. Я уже ездила с пятиклассниками на два боя, осенний и зимний. Осенний был уральским, а зимний — межрегиональный. Команды очень сильные. В первый день ребята сражаются каждый за себя, а потом получают место в личном рейтинге. Их баллы складываются и идут в зачет команде, команды тоже выстраиваются по рейтингу. На следующий день капитан получает задачи для команды. Они решают их без телефонов, только с калькуляторами. Задачи такие, что их не найти в интернете. А потом собственно бой. На бой можно вызвать команду и быть вызванными. Сначала конкурс капитанов, они соревнуются в решении задач. Потом вызываются команды. Докладчик от команды рассказывает решение, а задача оппонента — найти ошибку, задать вопрос и в этом вопросе так указать на нее, чтобы члены жюри поняли, а решающая команда не догадалась, где она ошиблась и что нужно исправить. Все, даже пятиклассники, обращаются друг к другу исключительно на «вы», обстановка царит очень интеллектуальная и при этом корректная и доброжелательная. Это очень мощный обучающий прием.

— Мне понравилась на вашем уроке атмосфера полного доверия со стороны учеников. Они не боятся учителя, но при этом хорошо воспитаны, умеют себя вести.

— Это меня еще на практике приятно удивило. За короткий период трудно наладить контакт с детьми. Но мне достался класс, от которого я была в восторге. Я, молодой преподаватель, студентка 20 лет, пришла к ним и рассказываю геометрию, а они слушают очень внимательно, и нет такого, чтобы я отвернулась, а они тут же начали шептаться между собой. Творческий урок, который я проводила, они восприняли на ура, хотя там требовалась большая домашняя подготовка. Ни одного вопроса: «А почему это мы должны? А что нам за это будет?» В тот момент я и влюбилась в эту гимназию, в отношения между детьми и учителями, в отношение коллег к нам, будущим учителям.

— Теперь, через полгода, работать хочется с прежним азартом?

— Безусловно. Но если вы спросите, тяжело ли это, я скажу: да. Намного тяжелее, чем я думала. Даже физически трудно выдерживать такой темп. И по неопытности делаешь все медленнее, не так рационально. Но потом приходишь в класс, видишь эту отдачу от детей, и предметную, и эмоциональную, даже не всегда и не на 100%, — и чувствуешь, что вознаграждена.

Вообще я хотела стать учителем с детства, шла к этому всю жизнь. Я работаю на любимой работе, это главное. Поэтому мне все же не так тяжело, как если бы работа была нелюбимая, только для зарабатывания денег.

Дети всегда открыты тому, кто открыт им. Все ребята по‑своему хороши. Даже тихони по‑своему раскрываются. Кому‑то надо, чтобы весь класс увидел, что они все знают, а есть такие, кто знает, но сидит себе тихонько. Нужно просто ко всем найти подход. Для самых активных, кто готов бежать впереди паровоза, всегда найдется дополнительное задание, особо сложная и интересная задача. Для детей есть бесплатные консультации. Я позвала всех, кто отсутствовал на теме «Дроби», объясню им отдельно. Дети все очень способные. Сначала им здесь даже скучновато было, пока мы освежали пройденный материал.

— Каждый из этих детей ведь выдержал конкурс, чтобы сюда поступить?

— Да. Я была на смотре детей, уже прошедших конкурс. Они приходили с портфолио, с дневником, мы знакомились, смотрели, что они собой представляют. Журили, если видели четверки, говорили, что надо подтянуться. Здесь‑то у них и тройки, и двойки, но тройка здесь — это другая тройка, нежели в обычной школе. Мне нравится, что об этом говорят родителям, и они это понимают. Их ребенок был лучшим в своем классе, но теперь у них целый класс таких лучших, и каждый лучшим быть не может, поэтому даже за тройки ребенка не нужно ругать, а нужно похвалить и поддержать. Полгода здесь шли занятия с психологом для родителей, как адаптировать детей и адаптироваться самим. Я такого нигде больше не видела.

Пятый класс здесь — как первый. Не все остаются «звездами». Но здесь все направлено на то, чтобы раскрыть и развить их способности и помочь за период с 5 по 7 класс определиться с профилем. С 8 класса начинаются профили, причем серьезные. И наша задача — не затюкать ребенка, а выявить способности и направить на ту дорогу, которая для него лучше подойдет.

— Вы уже видите в своем пятом классе будущих математиков?

— Возможно, хотя в пятом классе математика другая, дроби, натуральные числа, сложение‑вычитание еще не показательны. Когда математика разделится на алгебру и геометрию, тогда это будет лучше видно. Все дети способные, желание учиться есть у всех, и пока этого достаточно.

— А как у вас появилось желание стать учителем?

— Когда я училась в начальной школе, у меня была очень хорошая учительница, и я захотела сначала стать учительницей начальных классов. В пятом классе появилась очень хорошая учительница математики, и я «переключилась» на математику. У меня замечательный дедушка, который хорошо разбирается в математике. Сначала он мне помогал, а потом уже я что‑то ему рассказывала, помогала освежить в памяти то, что он забыл. Кроме того, что я любила математику, я всегда любила детей. С детства, как бы смешно это ни звучало. Если нужно было с кем‑то посидеть, понянчиться, поработать вожатой, то это ко мне. Я всегда легко находила контакт с теми, кто младше. Так и созрело желание пойти в педуниверситет, и конечно, только на математику. Пока все у меня складывается именно так, как мне хотелось заранее.

— Рутина вас не замучила?

— Было время, когда даже проверять тетради мне было в новинку и в охотку. Сейчас я просто понимаю, что ни в одной работе без рутины не обходится. Но каждый урок, где общаешься с детьми, а не с бумагами, — это маленькая жизнь!

Когда я начала работать, у меня появилось ощущение, что работа учителя — это очень много всего того, что я еще не умею. Не умею делать отчеты — в университете этому не учат. Не знаю, как грамотно вести журнал, заполнять контрольно‑тематическое планирование. Но когда начинаешь с этим разбираться, то оказывается, что все преодолимо. Понимаешь, что на самом деле ты всем этим и так занимаешься, когда готовишь свои уроки, просто не знаешь, что это так называется, и ты можешь предоставить это как отчетность.

Совет, который я бы дала всем молодым педагогам — не бояться спрашивать у старших коллег. Как правило, никто не откажет в помощи. Вопрос, особенно технический, можно объяснить за полчаса, а сам ты потратишь гораздо больше времени, чтобы дойти своим умом, и не факт, что будешь делать правильно.

— Вы учитесь в магистратуре. Как пришли к пониманию, что вам это нужно?

— Это новая ступень образования. Работая в гимназии, хочется соответствовать ее высокому уровню. Здесь у многих учителей высшая категория, заслуги, награды, у некоторых кандидатские степени. Они могут столько! Часто люди удивляются и спрашивают кого‑нибудь из них: «Вы такой крутой, почему вы работаете в школе?» Но дело в том, что учительская профессия совмещает в себе множество других профессий. Я за эти полгода в чем только себя уже не попробовала, что только не сделала! И в плане организаторской работы тоже, не только методической. Работая классным руководителем, на полставки как будто работаешь «мамой».

Гимназия хороша еще тем, что предлагает учителям множество курсов повышения квалификации. При мне уже было международное обучение по апгрейду уроков по сингапурским методикам. Мы потратили два выходных, но ничуть не пожалели. Это просто кладезь ценных идей и практических методик.

— Вы — яркий пример человека, который нашел свое место в жизни. Удачи вам, и очень хочется снова побеседовать с вами хотя бы через год — сравнить опыт и впечатления.

— Конечно! Приходите, думаю, это будет интересно.

Беседа и фотографии Ирины Шаманаевой