Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

Великая сила наставничества

16.02
Поделиться
Рассказать

В этом детском саду нет привычных всем выставок детских рисунков (аппликаций), все работы складываются в папочки. И это принципиально. По мнению директора Центра развития ребенка – детского сада № 587 Татьяны Кузьменко, кандидата социологических наук, родители не должны сравнивать работу своего ребенка с поделками других детей, выговаривать ему, что она не такая аккуратная, не такая красивая и ровная, как у некоторых, или хвалить, что она лучшая.

Живая система повышения мастерства

– Каждый ребенок – уникален, он неповторимая личность, которую нам, педагогам, надо увидеть и развить, – считает Татьяна Владимировна.

18 января здесь состоялся круглый стол, посвященный реализации разработанного в учреждении проекта «Площадка успешности деятельности педагога – дошкольника как условие формирования и развития его ключевых компетенций».

Image00003.jpg

На фото: Наталия Панова

– Детский сад с 2015 года является базовой площадкой УрГПУ по внедрению профессионального стандарта педагога. В связи с этим проведены анализ и оценка опыта, накопленного в центре, анализ потребностей молодых педагогов и стажистов. Определены задачи и направления развития потенциала каждого воспитателя. У нас создана новая, активная, живая, востребованная система повышения мастерства педагога, – рассказала заместитель заведующей Наталия Панова.

А чтобы мы в этом убедились на практике, Наталия Владимировна провела нас по детскому саду, где как раз было время занятий с детьми.

«Я лечу к детям!»

Бинарное занятие в подготовительной группе ведут молодой специалист, вчерашняя выпускница УрГПУ 2017 года Татьяна Хакан и ее наставник Марина Эйвазова, участник регионального конкурса «Воспитатель года».

Image00004.jpg

На фото: бинарное занятие

– Какой сюрприз вы бы приготовили Хозяйке медной горы? – спрашивает Марина Владимировна детей, и те не скупятся на предложения:

– Сделали бы ей малахитовую шкатулку!

– Красивую корону!

– Бусы и кольцо!

– Платье из гранита!

Оказалось, дети знают много уральских минералов: яшму, тигриный глаз, розовый кварц и горный хрусталь.

– Как называются мастера, которые ищут камни? – включается в разговор Татьяна Владиславовна.

– Геологи! – тут же отвечают дети.

– А как называются мастера, которые обрабатывают камни?

– Камнерезы! – был первый ответ. А что вы хотите от детей, изучающих творчество Павла Бажова?

И вдруг из атмосферы бажовских сказок дети перемещаются в век сегодняшний – к компьютеру и сенсорной доске, чтобы произвести звуковой анализ слова «малахит», с чем, кстати, малыши легко справляются!

Затем на интерактивном столе ребята собирают ожерелье, подбирая камни заданной формы, и отгадывают минерал, из которого сделаны бусы:

– Родонит!

Image00006.jpg

На фото: Сборка ожерелья

После занятия общаемся с Татьяной Владиславовной, стройной темноволосой девушкой с добрыми лучистыми глазами, в строгом черном платье, педагогический стаж которой исчисляется шестью месяцами.

– Это наша элита! – с гордостью говорит о ней заведующая детским садом.

Оказывается, Татьяна Владиславовна – одна из трех девушек, что участвовали в программе целевой подготовки в рамках проекта модернизации педагогического образования и проходили практику в этом же детском саду.

– Я пришла работать сюда, потому в апреле проходила здесь практику по индивидуальной программе. Мне понравилась обстановка в этом детском саду, то, какие условия работы создаются для молодых педагогов. Вместе с наставниками мы участвовали в процедуре аттестации, готовили технологические карты. Каждый педагог по моей просьбе с удовольствием провел экскурсию по своей группе, показал методики, которые он использует в работе. Я могу подойти с вопросами к любому в этом коллективе, и знаю, что мне все готовы помочь.

Image00005.jpg

На фото: Татьяна Владиславовна

Первые шесть месяцев у молодого специалиста было много вопросов, но она знала, как их решать, к кому обратиться за советом. Трудности были в самом переходе от теории к практике. С детьми нужно проводить все режимные моменты, занятия, и Татьяна Владиславовна не всегда понимала, как себя вести в той или иной ситуации, как правильно построить занятие, как связать все его элементы. Много вопросов возникало по работе с родителями. Сейчас она работает на двух средних группах, и вполне с этим справляется.

– Я целенаправленно шла учиться на педагога дошкольного образования. И не разочаровалась в своем выборе, – улыбается Татьяна Владиславовна. – Я всегда иду к детям со всей душой, вернее, я лечу к ним. И они отвечают мне взаимностью. Им что-то скажешь, они слышат и делают. Многие хотят меня обнять, сказать добрые слова. Родители говорят, что дети с удовольствием идут в детский сад и называют меня любимым воспитателем.

Задаю вопрос:

– Все ваши мечты сбылись?

И получаю неожиданный ответ:

– Еще не все. В ноябре этого года я планирую защититься на категорию. Если получится, на высшую. Сейчас необходимо накопить базу участия в конференциях и других мероприятиях, разработать программу.

«Хочу быть ювелиром!»

Марина Булычева работает в подготовительной группе. Несмотря на ее четырехлетний стаж работы в детском саду, она является молодым специалистом, так как в декабре 2017 года окончила заочное отделение УрГПУ. Наставника у нее нет, но если возникают вопросы, по словам Марины Анатольевны, обратиться можно абсолютно к любому педагогу:

Image00013.jpg

На фото: Марина Булычева

– Первое время возникало много вопросов по организации эффективных форм работы с родителями. Сейчас с мамами и папами мы общаемся на страничке сайта детского сада. Специфика нашей группы в том, что детей приводят либо папы, либо бабушки, а мамы не получают никакой информации. Через on-line взаимодействие я могу донести информацию и до мам. Еще мы проводим мастер-классы, которые организуют родители, которые чем-то увлекаются. Недавно мама одного из детей показывала, как можно изготовить поделки из гофрированной бумаги.

В рамках программы «Мы живем на Урале» в группе прошла серия занятий по знакомству с уральскими профессиями. Одна из мам – ювелир. Она приходила с презентацией, с видеороликом о своей работе, приносила макет и рассказывала, что она делает. После этого занятия многие дети сказали:

– Хочу быть ювелиром!

Еще одна интересная форма – газета группы. Воспитатели ее изготавливают для родителей вместе с детьми.

А пока мы беседуем с Мариной Анатольевной, дети работают в мастерских по методике Вячеслава Воскобовича.

Image00014.jpg

На фото: приглашение в цирк

– Методика Воскобовича уникальна, – рассказывает Марина Анатольевна. – В ее основе лежит сказочный сюжет, помогающий ввести детей в игру. Здесь множество волшебных предметов, с которыми детям очень нравится взаимодействовать. В какой мастерской работать, выбирают они сами.

Image00012.jpg

На фото: Изготовление "хринзантемы"

За «круглым» столом на «Счетоводике» дети решают примеры. Другие выстраивают паутинку с помощью заданной системы координат. Изучают точку, прямую, ломаную и замкнутую линии, что позволяет им усвоить сложный геометрический материал.

– А мы делаем из этих фигурок, что хотим, – хвалится Алена, выкладывая из геометрических фигур… молоток. Это группа дизайнеров. Давид строит ракету, Саша – «хринзантему», а Вика – мальчиков и девочек. Кстати, все дети в группе умеют читать, и могут прочитать под рисунком, что они собирают, если тот слишком схематичен. На доске Катя и Артем сами выкладывают афишу «Добро пожаловать в цирк».

«А где гномики?»

Идем дальше по детскому саду.

В средней группе Лилии Миршукуровой, первого наставника Татьяны Владиславовны (во время практики), все дети в нарядных колпачках – изображают гномиков, вспоминают вежливые слова и прокладывают дорожки на песке из голубых камушков, пока воспитатель играет для них на синтезаторе. 

Image00008+.jpg

На фото: Лилия Миршукурова

А потом читают стишок, изображая все движения жестами:

«Под грибком шалашик-домик,

Там живет веселый гномик»…

Image00007.jpg Image00009.jpg

На фото: дорожка из синих камней

В средней группе Ирины Андреевских, мастера-наставника, педагога высшей квалификационной категории, победителя городского конкурса «Воспитатель года – 2012», как раз работала кондитерская фабрика, дети готовили вафельки, мармеладки и тортики для гномиков из конструктора.

Image00016.jpg

На фото: работает кондитерская фабрика

Кто-то пек розово-голубую вафельку «из шоколада и малины», кто-то – тортики «с клубникой». Причем все хотели сделать «для мамы и папы со мной», и редко кто – для гномиков, которые так и не появились.

Image00017.jpg

На фото: тортики для гномиков

– А где гномики? – спрашивали малыши, не ожидая, что это всего лишь игровой момент.

Сила наставничества

Следующим номером программы была деловая игра, в которой педагоги разделились на «Мастеров» и «Молодых специалистов».

Image00022.jpg

На фото: деловая игра

– В основе специфики деятельности воспитателя лежат профессиональные нормы, ресурсы и ценности. К основным ресурсам относится освоение инновационных технологий, – считают мастера.

– Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, – вторит им молодежь. – Мы апробируем современные программы и технологии. Находим новые способы взаимодействия с родителями как партнерами и участниками педагогического процесса. Выявляем свой индивидуальный педагогический стиль. Важным аспектом для нас является профессиональное развитие через курсы повышения квалификации и получение другой ступени образования.

В результате коллективной работы педагогов на листах ватмана «вырастает» дерево, ствол которого образует… профессиональный стандарт педагога.

Image00026.jpg

На фото: дерево

– Почему именно дерево? – задает вопрос Наталия Владимировна и получает ответы:

– Потому что оно стремится вверх, как и профессиональный рост педагога.

– Корни – это мастера, а молодые веточки – это специалисты, которые приходят после учебных заведений. А в результате получаются «яблочки» – воспитанные и образованные детки.

– А питает его сила наставничества, с помощью которой можно реализовать любые педагогические технологии.

– Какими чертами должен обладать наставник? – продолжает обращаться к коллегам заместитель заведующей.

– Он должен постараться не заглушить «волну» молодого специалиста, оказать ему поддержку, но не навязывать своего мнения.

– Ничего за молодого специалиста не делать, но способствовать его собственному развитию, создавать условия, чтобы тот сумел всего достичь сам и почувствовать ситуацию успеха.

– Мы часто говорим о том, что поддерживаем и развиваем инициативу ребенка. Каким должен быть педагог-дошкольник, чтобы инициатива детей давала свои плоды? – включается в разговор заведующая Татьяна Владимировна.

– Он сам должен быть творческим и инициативным.

– Ему необходимо осваивать новые технологии.

Вспоминают лозунг:

– Современному ребенку – современные технологии!

– Понимающим, учитывающим возрастные и индивидуальные особенности. Пришел ребенок в плохом настроении – обнимите, поговорите.

– Каким бы ни был ребенок, надо его принимать, давать ему свободу, чтобы он мог развиваться.

Image00024.jpg

На фото: Наталия Владимировна и Татьяна Владимировна с молодыми педагогами

–Значит, сегодня мы можем говорить о том, что личностные качества педагога выдвигаются на первый план, – резюмирует разговор Татьяна Владимировна. – Педагог проходит ступени от «Люблю детей» до «Хочу развиваться, осваивать новые технологии», в результате чего он совершенствуется профессионально и говорит «Могу».

В конце встречи молодые педагоги выразили благодарность мастерам:

– Спасибо вам за помощь, советы, консультации, в результате которых мы, вчерашние студенты, легко вошли в педагогическую профессию. Трудности, конечно были, но благодаря вам мы их смогли преодолеть.

– Приходите к нам почаще, – ответили мастера. – У нас накоплено очень много материала за прошедшие года, пользуйтесь им, не стесняйтесь.

Конечно, за несколько часов, проведенных в детском саду, всей специфики его работы не поймешь и не выразишь. Это садик-гигант. Здесь 14 групп, 376 детей. В прошлом году отсюда вышли 125 будущих первоклассников. Но в том, что здесь нашим бывшим студентам хорошо, комфортно, мы убедились. Увидели профессионализм педагогов и администраторов, их неравнодушие, их стремление к дальнейшему росту. А, значит, здесь комфортно и детям, и родителям. А что еще нужно?

Текст: Татьяна Мостон

Фото: Юлия Афанасьева