Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

Впереди – крутой поворот … к педагогике

23.05.19 11666
Поделиться
Рассказать

Тропинка в педагогику не всегда бывает прямой: школа — вуз — школа. Иногда она ведет зигзагами, делает петли и крутые повороты. Елизавета Савичева второй год работает учителем начальных классов в Арамильской школе № 1. Педагогом она стала в 36 лет.

DSCN4589.JPG

Главное — здоровьесбережение и уважение

— Я родилась в педагогической семье. Бабушка — учитель биологии с 40-летним стажем, мама — преподаватель математики. В семье было пятеро детей, поэтому и дома мама занималась воспитанием. Папа работал мастером в ПТУ. Мой выбор профессии пришелся на 90-е годы, когда педагогам зарплату платили не стабильно, поэтому учителем я быть не собиралась, хотя мама меня и уговаривала, — рассказывает Елизавета Валерьевна.

Лиза пошла учиться на портного в училище, которое окончила с красным дипломом, а затем поступила в профессионально-педагогический университет. После окончания вуза в 2003 году начала работать продавцом. Затем вместе с сестрой открыли ателье. Позже занялась организацией мастер-классов, тренировок, связанных с единоборствами. Вот такой поворот сделала судьба. Сама увлеклась борьбой (сейчас в школе ведет уроки физкультуры по федеральная программе «Самбо — в школу», планирует со следующего года открыть секцию).
Что же привело Елизавету Валерьевну в школу? Оказалось, методика Владимира Жохова, о которой она случайно узнала, когда дочке Оле было 3 года:

DSCN4591.JPG

— Я тогда твердо решила, что отдам ее только в жоховский класс. Но себя в качестве педагога не рассматривала. Потом начала обучать детей самбо, вести воскресную школу в храме, и поняла, что педагогика — это мое. И если раньше я была только организатором жоховских классов, то потом решила, что могу сама попробовать вести класс. Тем более, что дочке пора было идти в школу. Так я стала педагогом. Прошла курсы переподготовки. Сейчас у меня диплом учителя начальных классов. 

Спрашиваю о первых впечатлениях от работы педагогом.

— Сначала меня все окрыляло. Трудности были в переездах из Екатеринбурга в Арамиль с двумя пересадками. Потом я озадачилась поиском жилья в Арамиле, и сейчас мы живем через дорогу от школы. Много внимания занимает процесс работы внутри класса. Если честно, трудно очень. Но я не брошу. У меня есть ощущение, что это все мое: этот класс, эта школа, этот город. 

— Когда внедряешь новую непривычную методику, очень важна поддержка администрации школы. 

— Руководство школой меня поддержало: директор Алла Анатольевна Аксенова, заместитель директора по начальной школе Любовь Владимировна Орчаренко. В июле мы вместе с Любовью Владимировной ходили по родительским собраниям, рассказывали о методике, агитировали родителей привести детей в наш класс. В итоге набралось 17 человек, и класс был открыт. Сейчас директор школы поменялся, ею руководит Оксана Насибуловна Пинигина, она тоже не возражает против этой методики. 

— В самой методике нет разочарования? Будете работать по ней и дальше?

DSCN4585.JPG

— Да, если ничего не изменится в жизни, этот класс выпущу, возьму другой. И буду работать только по методике Владимира Ивановича Жохова. Конечно, с учетом исправления каких-то своих ошибок. Я еще раз уверилась, что это гениальная методика. Сейчас изнутри вижу, как работают ее винтики. Другое дело, что я знаю и свои недочеты, я, как проводник этой методики, не совсем ей соответствую. Например, Владимир Иванович говорит, что не надо акцентировать внимание на недостатках, нельзя задевать человеческое достоинство ребенка, детей надо хвалить, даже если не за что, и от этого они начинают стремиться вверх. А у меня не всегда получается. Иногда легче повысить голос, авторитарно прижать ребенка, чем найти, за что его похвалить. Мудрости не хватает. Что-то можно и не заметить, а ты делаешь ребенку замечание при всех. 

— Расскажите, на чем основывается методика?

— На здоровьесбережении детей, уважении их человеческого достоинства. Методика призвана воспитывать самостоятельных людей, которые сами умеют учиться. Взрослым запрещено помогать им делать уроки, хотя дети за первый год проходят всю программу начальной школы вплоть до 4 класса. Многие спрашивают: и что потом? Я увидела, что не все дети могут понимать материал в таком темпе. К завершению начальной школы они усваивают все, просто каждый — в свое время, во 2-3-4-ом классах мы все вспоминаем, систематизируем, «раскладываем по полочкам, довариваем в голове». Кто-то лучше понимает математику, кто-то — русский язык. Со временем дети все раскрываются, как цветы. И не факт, что все раскроются к определенному моменту. И цели такой нет. Есть цель массированно выдать им весь объем материала, создать запредельную планку, и это дает возможность мозгу взять свою максимальную высоту, раскрыть все свои возможности. Планка в обычном 1классе — счет в пределах 20 — очень низкая, мозг не работает. А этот период, когда у детей должны массово образовываться новые нейронные связи, достаточно короткий, и он выпадает на первый — второй класс.

DSCN4586.JPG

Главный урок — математика?

Пока мы разговаривали с Елизаветой Валерьевной, в класс начали приходить дети, ее любимые второклассники.
Вася и Оля пришли пораньше и сели что-то писать на каких-то бланках («на документиках»). Оказалось — единицу и множество нулей.
— Это самое огромное число. Семилион. Девятилион.
— Есть такое число?
— Есть сиксилион!
— Как называется двадцатилион?
В Гугле вместе ищем, как называется единица с 30, 36 нулями.
— Нонелеон
— Анцедиллион.
— Число со 100 нулями?
— Гугол!
Проверяю, неужели во втором классе они уже знают таблицу умножения. Действительно, знают.
— Мы всякие классы проходим. Недавно мы проходили 8 класс. Мы столбиком делим!

И вот начинается урок математики. С разминки под веселую песню-бодрилку:
— Лапами помашем! — командует веселый крабик с экрана.
— У нас руки, а не лапы! — поправляют дети. 

Степа сидит. Он отличный математик, но движения ему не интересны. Никто не заставляет его делать, как все.
Затем — проверочная работа, нужно вписать ответы в таблицу умножения от 2 до 9. 

— Стараюсь каждый урок давать им самостоятельную работу, чтобы у них выработалось спокойное отношение к контрольным, не было паники, — говорит мне Елизавета Валерьевна

Пока дети работают, просматриваю материалы домашних заданий. Привлекают необычные: штриховка левой и правой рукой одновременно, лабиринты, запутанные телефонные провода. 

Степа и правда хороший математик — все ответы записал за 5 минут!
— Достань тренажер, решай примеры, — дает следующее задание учитель.
— А я всю таблицу запомнила на уроках, я дома даже не учила, — хвастает Оля.

Затем дети устно решают выражение: 28:4 + 27:3 — (17 + 31): 6
Отвечают, какие числа записаны римскими цифрами: MCCCXX, CDLXV. На этот вопрос я ответить не смогу — из римских цифр помню только I, V и X.

А дальше творится и вовсе несусветное: подбор ответов к примерам 102659: 409, 33559: 37. Дети делят столбиком 930230 на 685, ищут спрятавшиеся значения выражений. 

DSCN4584.JPG

В классе есть ребенок с ранним детским аутизмом. Сейчас уже он работает, как все, правда, вместо умножения чисел он их складывает. Но это уже прогресс. 

— У нас главный урок — это математика, там надо думать. А на русском языке думать не надо, пиши да пиши, — комментирует Ваня. 

С Ваней не согласна. Русский язык в этом классе тоже не отличается простотой. Попробуйте найти подлежащее и сказуемое в предложении: «Повеяло весной», разделить существительные по столбикам в зависимости от их склонения, вычислив слова-обманки: «Сочи, такси, качели, брезглив», разобрать по составу слово «замарашка». 

Когда приходишь на уроки в другие школы, иногда приходится пробираться по проходу, перешагивая через портфели и папки. В этом классе все лишние предметы убраны подальше, на столах — только самое необходимое. Пеналы запрещены как отвлекающие от работы. Просто в жоховских классах дети много двигаются — они подбегают к учителю, чтобы на ушко прошептать правильный ответ, к однокласснику, который ошибся, чтобы объяснить. Они могут встать и взять другую ручку, если одна перестала писать. Поэтому проходы должны быть чистые и свободные. Когда дети смотрят на доску или на экран, они прячут ручки за спинку стула, чтобы не портить (или исправить) осанку. 

Из этих и многих других деталей и складывается методика, продуманная педагогом с 50-летним стажем до мелочей, главная задача которой — сбережение физического и психического здоровья детей.
Учителя-новаторы — это люди, заглядывающие в будущее педагогики, ищущие для нее новые пути. Хорошо, когда у них много последователей по всей стране. Ведь только обширная практика может доказать жизненность методики. Пожелаем Елизавете Валерьевне удачи!

Текст и фото: Татьяна Мостон