Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Портрет молодого педагога

Заместитель учителя

22.02.19 76160
Поделиться
Рассказать

Две выпускницы УрГПУ

Если по каким-то причинам уроки в 3 «К» не может вести Виктория Александровна, ей на замену выходит Татьяна Михайловна.
— Я сама прошу Татьяну Михайловну не бросать моих детей, если болею или уезжаю на учебу. Она охотно соглашается. И я стараюсь ей во всем помогать.
Виктория Александровна Бондарчук — наставник Татьяны Михайловны Яковлевой, молодого специалиста и выпускницы УрГПУ. Кстати, Виктория Александровна, имея за плечами Тульское педагогическое училище и большой стаж работы учителем начальных классов, поступила на заочное отделение УрГПУ и окончила его три года назад, одновременно с Татьяной Михайловной.
Интересно, что никто этих педагогов в стажерскую пару не ставил и наставничества не поручал. Отношения сложились без участия руководства школой, на добровольной (и безвозмездной) основе, что, на мой взгляд, даже более ценно.
Началось все с работы в одном кабинете в разные смены. Зачастую такое взаимодействие является источником конфликтов, выяснений, ученики какого класса испачкали стену или нарисовали на парте. Но только не в этом случае. Две выпускницы УрГПУ подружились, и более опытная начала щедро делиться своими наработками, а молодой педагог — с благодарностью их принимать и просить совета в сложных ситуациях.
— У меня дочка такого же возраста, — улыбается Виктория Александровна, — поэтому мне хочется, чтобы у Татьяны Михайловны все сложилось в школе, как надо. Мы до сих пор помогаем друг другу, хотя уже работаем в разных кабинетах на разных этажах школы.
Интересуюсь у выпускниц института педагогики и психологии детства УрГПУ, кого из преподавателей они вспоминают с благодарностью.
— Когда я пришла на работу после университета, у меня все знания были свежими, я все помнила. Благодарна Светлане Владимировне Плотниковой, доценту кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, она дала нам хорошую базу, мы и конспекты писали, и уроки разбирали. Русский язык мне вести легко.
— А с благодарностью вспоминаю Зайцеву Евгению Анатольевну, старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии детства, и Царегородцеву Елену Анатольевну, доцента этой же кафедры. Мне было интересно на их лекциях, очень хорошие специалисты, дали нам много новых технологий, — поддерживает Виктория Александровна.

Дружба — это чудо!

0001.jpg

Первоклассники учатся у Виктории Александровны всего полгода, но уже заметно, что они собранные и ответственные. Правда, детская логика и непосредственность все время заставляют меня улыбнуться.
— Что загрязняет нашу планету? — спрашивает Виктория Александровна, и получает ответы:
— Люди!
— Машины!
— Собаки!
— Дожди!
— Какие свойства имеет снег? — продолжает учитель.
— Он имеет свойства замораживать! — отвечают первоклассники.
— Где начинается общение человека? — вопрос педагога.
— На Родине!
На уроке «Окружающий мир» дети рассуждают о школе, вспоминают, с какими чувствами они пришли в первый класс:
— Я не думала, что будет так много этажей.
— Я ощущал радость.
— У меня было непонятное чувство, а теперь хорошее.

0004.jpg
На вырезанных из бумаги ладошках пишут пожелание классу и формируют дерево:
— Хочу, чтобы всех любили, и мы были крепкими.
— Чтобы класс оставался мирным.
— Чтобы у друзей были друзья.
Составляют памятку воспитанных детей:
— Не надо заедаться!
— Надо выслушивать друзей!
— Еще надо добавить любви!
— Что вы узнали сегодня на уроке? — спрашивает Виктория Александровна и получает почти лозунги:
— Дружба — это самое главное!
— Дружба — это чудо!
Вот так, рассуждая вместе с детьми о серьезных вещах, учитель не только открывает новое, она ведет их в мир нравственности, взаимопомощи, поддержки.

За партами — шахтомеханики

Следующий урок — у молодого специалиста Татьяны Михайловны Яковлевой. Тоже первоклассники, только предмет посерьезнее — «Математика и конструирование», да еще проходит после физкультуры — трудно собрать активизировавшихся малышей. 

Замечаю фразы — такие же, как у Виктории Александровны:
— Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели.
— Глазки на меня! 

0005.jpg
Дети знакомятся с жителями страны Геометрия — точкой, отрезком и лучом. Измеряют отрезки, чертят их в тетради. Правда, линейки так и норовят соскользнуть, а точки иногда получаются чересчур жирными. Полоски бумаги, которые раздала Татьяна Михайловна, скучно просто измерять линейкой — куда интереснее свернуть их трубочкой, гармошкой или положить на голову.
— Зачем мы учимся чертить отрезки? — спрашивает учитель и получает ответы:
— Чтобы быть послушными.
— На работе, если ты шахтомеханик, надо будет детали измерять.
Сложно собрать малышей, усадить их за парты да еще и научить чему-то новому? Думать, что это легко, может только тот, кто ни разу не пробовал. Конечно, сложно. И хотя идет уже третий год работы молодого специалиста, это первый первый класс в ее жизни. Когда она пришла в новую школу, ей достался третий класс, в прошлом году она их выпустила. До сих пор дети при встрече радостно бегут ей навстречу, хотя уже взрослые — пятиклассники!
— С третьим классом мне было проще работать и интереснее, — вздыхает Татьяна Михайловна. — Первоклассники еще «сырые», их еще многому нужно научить.
Она даже не представляет, как быстро пролетит время, и ее шустрые первоклассники скоро станут собранными третьеклассниками, которых она не забудет никогда! 

0006.jpg
— Больше всего я оценила помощь Виктории Александровны в работе с родителями. Она подсказывала мне, как поступить в той или иной ситуации, как избежать конфликта. Научила меня быть более мягкой и гибкой с родителями. И на уроках многие «фишечки» я беру у Виктории Александровны. Смотрю, как она что-то делает, и стараюсь так же. Подглядываю в тетрадки детей: как она оценивает работы, как они пишут. Я часто сижу на уроках у Виктории Александровны и многому у нее учусь.
— Мы все друг у друга подглядываем, — поддерживает коллегу Виктория Александровна, — чтобы была преемственность, мы вырабатываем общие требования к записям, составляем памятки по графическому режиму Я тоже какие-то наработки беру у коллег. Это естественный процесс.
Спрашиваю, что придает сил в работе.
— Когда дети не хотят уходить на каникулы, и говорят, что лучше бы у них было 10 уроков, а не пять, находят тебя после уроков и говорят, что они скучают, это дорогого стоит.

Два умножить на пятьдесят нелегко

Трудно понять, когда Виктория Александровна успевает заниматься наставничеством — ведь у нее, кроме первого «К», есть еще и третий «К». Работа в две смены — не новость для переполненной школы. В третьем классе меняется и скорость речи, и настроение учителя. Дети собранные, серьезные, все понимают с полуслова. 

DSCN4278.JPG
В начале урока математики — устный счет. Я не успеваю сообразить «насколько число 5 меньше суммы чисел 6 и 9», как звучит вопрос «во сколько раз сумма 6 и 9 больше, чем число 5». Дети записывают ответы столбиком, а потом проверяют тетради соседа и выставляют оценку зеленой ручкой. Закончили работу — ручка на локоть.
Тема серьезная — умножение круглых чисел на однозначное число. Учитель показывает несколько способов решения — пользоваться можно любым. Один из детей ошибается при решении примера на доске.
— Вспоминай таблицу умножения: два умножить на пять, ты знаешь, я верю, подумай еще.
Третьеклассники поднимают руки в нетерпении, жаждут дать ответ.
— Он знает, он сейчас решит, — останавливает желающих подсказать учитель. И, наконец, получает правильное решение от ученика, которому нужно больше времени на раздумье, чем остальным.
Как это важно — не спешить, дать время, верить в каждого из детей. В этих мелочах, из которых складывается урок, и проявляется педагогический такт и талант учителя.

DSCN4276.JPG
— Все дети сложные, — делится Виктория Александровна. — К каждому нужно подобрать свой ключик. Они все — самодостаточные личности. Многим хочется выделиться, быть замеченным учителем. Я разрешаю им думать, говорить, особенно на уроке «Окружающий мир». С детьми не легко. Но когда дети после уроков тебя обнимают и желают «прекрасного вечера», понимаешь, что живешь не зря, потраченная энергия возвращается.
После урока спрашиваю детей, какая у них учительница. Отвечают наперебой:
— Добрая, веселая, хорошая. Любит шутить. Дает нам много знаний. Справедливая. Умная. Отзывчивая. Помогает в трудную минуту тем, кто не знает.

Наталья Александровна Хисаметдинова, руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов, поделилась своим мнением:
— Нельзя отворачиваться от молодого специалиста, ему всегда нужна помощь более опытных коллег. Есть учителя, которым помощь молодым кажется огромной работой, и они от нее уходят, а Виктория Адександровна помогает от души. И, несмотря на все трудности, Татьяна Михайловна идет вперед, старается, ищет, осваивает новые информационные технологии. Наладила контакт с родителями, проводит индивидуальные консультации. Мы знаем, что все у нее получится.