Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Школы бывают разные

Школа для всех и для каждого

Несколько последних лет Белоярская средняя общеобразовательная школа № 1 является базовой районной площадкой Центра развития образования по освоению и реализации педагогических технологий.

Текст: Наталья Паэгле

149.jpg151.jpg155.jpg158.jpg162.jpg166.jpg189.jpg0199.jpg198.jpg0201.jpg

Чтобы понять значимость этого явления, необходимо сказать, что с 2015 года в российском образовании идет очередной процесс модернизации. Меняется образовательная парадигма. В век Интернета, информационных технологий меняется роль учителя в классическом представлении. Учитель становится тьютером, обеспечивающим индивидуальную образовательную траекторию. С этой целью осваиваются и внедряются новые образовательные технологии. В то же время в век компьютеризации и Интернета, когда дети с раннего возраста имеют широкий доступ к информации и пресыщаются ею, личность педагога важна в плане создания условий именно для привлечения интереса к образовательному процессу. Поэтому учитель должен сам постоянно учиться и совершенствоваться. И в этом плане педагоги Белоярской школы № 1 вряд ли уступят коллегам из престижной столичной гимназии.

– Общение с коллегами из других школ очень полезно и необходимо, – говорит директор школы Роза Ильинична Корнилова. – Это дает видение себя в образовательном пространстве, а значит, определяет точки роста. Каждый год мы участвуем в межрегиональных семинарах на разных площадках. Несколько раз эти мероприятия проходили и на базе нашей школы. К нам приезжали коллеги из Свердловской области и москвичи.

Белоярцам есть о чем рассказать, поделиться опытом. Миссию школы выражает ее девиз: школа для всех и для каждого. В соответствии с этим и простроено жизненное и образовательное пространство учебного заведения. Здесь обучаются дети разных способностей и возможностей, но для всех создаются условия для раскрытия собственного потенциала. Работая с детьми, проявляют свои таланты и педагоги.

– Мы работаем по различным программам, – продолжает Роза Ильинична. – В том числе адаптированным для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Даже ребята с таким диагнозом, как ДЦП, чувствуют себя здесь комфортно и уверено. Коррекционную работу ведут два психолога, два логопеда, социальный педагог, медицинский работник. Также в школе реализуется инклюзия, внедряемая с 1 сентября 2016 года. Инклюзия предполагает обучения детей с ОВЗ не только в отдельных классах, но и в общих, а также их участие в различных образовательных и воспитательных мероприятиях. В этом году ученица нашей школы Яна Родина взяла гран-при в номинации оригинальный жанр, своеобразный театр одного актера, на фестивале «Мы все можем», который проходил в городе Полевском.

Чувствуется, что руководитель первой школы искренне переживает за будущее своих воспитанников и старается в настоящем создать все условия для формирования личности гражданина, который, окончив школу, сможет простроить свою карьеру, найти себя в жизни. На это нацеливает и Федеральный государственный образовательный стандарт. И главное требование ФГОС – обеспечение качественного обучения с использованием на уроке и во внеурочной деятельности современных технологий. Сегодня требования к уроку совершенно другие, чем еще три-пять лет назад. Поэтому администрация школы проявляет к его организации пристальное внимание, с этой же целью был проведен внутренний конкурс «Его величество урок», в котором участвовали педагоги разных возрастов.

– В настоящее время мы работаем над технологиями стратегии чтения, – объясняет Роза Ильинична. – Ни для кого не секрет, что современные дети не читают и не любят читать. Чтобы повернуть их к книге, наша школа вступила в Российскую ассоциацию чтения. К нам приезжала Татьяна Алексеевна Булавина, директор школы № 25 поселка Свободный, руководитель Уральского отделения Российской ассоциации чтения, куратор европейского проекта «Школа, где процветает грамотность». Она обучила всех наших педагогов, как работать со стратегиями чтения. Также наши учителя, Татьяна Александровна Ульянова, заместитель директора по воспитательной работе, и учитель-словесник Евгения Петровна Романова, участвовали в работе конференции ассоциации чтения. Оттуда вернулись очень окрыленные. И сегодня они отвечают за реализацию этой деятельности – привитие любви к чтению в нашей школе. Работают интересно, творчески, с энтузиазмом. Пример тому – акция «Книга года», суть которой заключается в выборе

учащимися книги, с которой потом творчески работают весь год в формате самых разных мероприятий. В 2017 году старшеклассники выбрали «Алые паруса» Александра Грина, а малыши начальной школы – «Фантазеры» Николая Носова.

Следующее актуальное направление – дистанционное обучение. В этой школе взялись за его внедрение не для того, чтобы отдать дань моде. Стремление продиктовано необходимостью, уходом от шестидневного обучения, то есть занятия в субботу выведены на дистанционное обучение. Перед внедрением этой формы команда педагогов школы прошла обучение в Институте развития образования. Внедрение дистанционного образования – процесс небыстрый и трудозатратный. Но, тем не менее, с ноября 2016 года десятые классы по субботам выведены на дистант.

– Переход с 1 сентября 2017 года на полное дистанционное обучение повысит компетентность учителя. У нас три веточки в образовательном процессе, которые мы взращиваем: компетентный учитель, компетентный ученик, конкурентоспособная школа – три «К».

Коллектив Белоярской школы № 1, всецело оправдывая назначение базовой районной площадки, старается участвовать в модернизационных процессах на разных уровнях. Учителя по обмену опытом побывали в вологодской школе, неоднократно – в московских. Школа в течение 6 лет входит в состав неформального Товарищества «Содружество школ личностно-ориентированного образования», что открывает дополнительные горизонты. 

В составе делегации содружества директор школы и ее заместитель по начальной школе Галина Осипова в 2017 году побывали в Эстонии, где знакомились с прогрессивными эстонскими технологиями. Одна из ценных идей, которую взяли на вооружение, – развивающие беседы для детей. Это интересное направление в педагогике, формирующее оценивание, еще недостаточно разработано в России.

Что такое формирующее оценивание и что такое обычное, диагностическое? Объясняет Роза Ильинична. Хорошим примером является цветок. Когда мы просто измеряем и фиксируем его параметры, это – обычное оценивание. А когда мы цветок начинаем поливать, оценивая, сколько ему нужно воды и удобрений, чтобы он развивался, появляется формирующее. Когда учитель начинает выращивать свои «цветы» в классе, то он также рассчитывает, чего и сколько нужно дать каждому ученику по конкретной теме, чтобы он овладел базой.

Фото: Вадим Осипов