Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Школы бывают разные

Школа на горе

Школа на горе — так называют Гагарскую школу местные жители. Она и вправду расположена очень удачно — на возвышенности, между деревнями Гагарка и Курманка, чтобы всем ребятишкам удобно было добраться, правда, из Боярки приходится идти дальше, ну да это ничего — всех желающих (или не желающих идти пешком) возит школьный автобус.

Текст: Татьяна Мостон
Фото автора

Из пятой школы — в шестую

Окружает школу с полным наименованием МКОУ городского округа Заречный СОШ №6 густой лес. Кедровник, растущий вокруг, рукотворный – ровно четверть века назад он посажен здесь руками детей.

– Посмотрите, какая у нас красота! А воздух! Белочки, птички! Езжу сюда из Заречного. Под моими окнами – городская школа, зовут перейти туда, но с этой красотой не хочется расставаться, – показывает окрестности учитель русского языка и литературы Наталья Сергеевна Пименова.

DSCN2921.JPG

На фото: школа в Гагарке

55 лет школа существовала под номером пять. В 2016 году произошла реорганизация, ее присоединили к Мезенской школе №6, но никаких перемен ни дети, ни учителя не почувствовали. Многие педагоги и раньше работали на две школы, а дети как ходили в свою Гагарскую, так и ходят. Больше всего хлопот, с этим связанных, досталось директору Юлии Владимировне Гац, которой приходится без конца ездить то в одно здание (в Гагарке), то в другое – (в Мезенке). Вот и первого сентября, в день моего приезда в школу, Юлия Владимировна в 10.00 побывала на линейке в Гагарке, а к 12.00 поехала в Мезенку – и там поздравить учеников, педагогов да родителей с Днем знаний.

  • Читать дальше...
    DSCN2909.JPG

    На фото: директор школы Юлия Владимировна Гац

    Но Гагарская школа ей роднее – ведь в ней она работает уже 20 лет, с 1997 года, сначала – учителем начальных классов, пока Александр Константинович Ваганов не начал готовить себе замену, отправив ее на курсы менеджеров в образовании. В целом Юлия Владимировна уже пятый год в роли руководителя школы. С прошлого года – большой, объединенной. Хотя «большой» ее можно назвать с натяжкой – в Гагарской учится 72 человека, в Мезенской – 197. В первый класс в Гагарскую школу пришло шесть детей, на замену последнего, девятого, в котором только шестеро учеников. (Для сравнения – в екатеринбургской школе № 23 в этом году 16 первых классов! То есть только первоклассников раза в два больше!)

    Зато первого сентября все уютно расположились в актовом зале, на стульчиках и скамеечках, никому не пришлось стоять на ногах, нет нужды задействовать спортивные стадионы.

    – Количество детей в школе увеличивается, в наших деревнях идет активное строительство, население растет. Во втором классе сейчас 15 человек – это для нас рекорд, давно в классах не было больше 11-ти детей, – рассказывает Юлия Владимировна. – За счет того, что коллектив учителей небольшой, он очень дружный, в нем 14 человек, и нет разделения по направлениям, секциям, все общаются со всеми.

    DSCN2923.JPGDSCN2931.JPGDSCN2932.JPGDSCN2934.JPGDSCN2939.JPGDSCN2960.JPGDSCN2965.JPGDSCN2970.JPGDSCN2972.JPGDSCN2973.JPGDSCN2977.JPGDSCN2978.JPGDSCN2981.JPG

    В маленькой школе все на виду, к каждому – индивидуальный подход, а потому и результаты значительные – практически треть школьников учится на «4» и «5». Правда, отличница только одна – София Байкузина. Полина Артемьева, победительница множества предметных олимпиад, все еще не приехала из «Орленка», путевкой в который была награждена за свои заслуги. Алексей Худяков – главный лесничий, под его началом – 8 мастеров леса, каждый отвечает за вверенный ему квартал. Никита Стрельников – лесовод, изучает  лесные культуры и является мастером в  35 квартале Косулинского  участкового лесничества.

    Но о школьном лесничестве следует рассказать подробнее.

    Школьное лесничество «Кедр»

    История школьного лесничества «Кедр» началась четверть века назад, в 1992 году, когда на территории школы на участке площадью в полтора гектара были высажены две тысячи сеянцев кедра (сосны сибирской), которые предоставил Межхозяйственный лесхоз. Инициатором этого доброго дела был и остается Александр Константинович Ваганов, три года учительствующий в Гагарской школе, а до этого 25 лет ее возглавлявший. В работе школьного лесничества активно участвует и его жена, учитель географии Ольга Николаевна Ваганова. Так что можно сказать, лесничество – это семейный подряд. 

    С тех пор ребята ведут мониторинг роста и акклиматизации своих саженцев, измеряют годовой прирост. Занимаются юные лесничие и обустройством территории кедровника: огородили ее забором, обустроили противопожарный водоем. Каждый год убирают траву, засохшие деревья и кустарники, высаживают новые саженцы для увеличения биоразнообразия леса. Так в кедровнике появились дубы, лиственницы, можжевельники. За дубами особый пригляд – только недосмотришь, и тут же срубят их на веники некоторые несознательные местные жители.

    DSCN2982.JPG

    На фото: Александр Константинович Ваганов

    С 2001 года дети принимают участие в областной программе «Родники». На кедровнике обустроили уже два ключа: Параскевы Пятницы и Непоседа. Родник Параскевы Пятницы особенно любят жители – его осветил батюшка Мезенского храма отец Игорь. А Непоседа недаром получил такое имя – только ребята его обустроят, он в другом месте себе ложе найдет, приведут в порядок новый ключик, а он третье место сыщет. Так и играет с детьми в прятки.

    Межхозяйственный лесхоз, щедро снабжающий когда-то школьное лесничество саженцами, приказал долго жить, поэтому ребята начали сами сеять деревья. Сегодня на школках у них подрастают кедры, дубы, ели, липы и лиственницы. Свои саженцы использовали и для создания парка, аллеи и леса Победы, заложенных в мае 2015года, дендрария в зоне экологической культуры. Проложили экологическую тропу с двумя маршрутами: «Гидрология» и «Локальные природные комплексы».

    Занимаются школьники и исследованиями. Три года проводили наземный лесопатологический мониторинг школьного кедровника. С итогами этой работы выступили на научно-практической конференции в Уральском лесотехническом университете и во Дворце молодежи г. Екатеринбурга. На областных конкурсах «Природа Урала» и «Курчатовские чтения» защитили исследовательскую работу «Роль экологической тропы в формировании взаимоотношений человека и природы».

    DSCN2985.JPGDSCN2987.JPGDSCN2989.JPGDSCN2990.JPGDSCN2993.JPG

    Весь год в лесничестве кипит работа. Весной организуют акции: «Чистый лес», «Скворечник», «Деревьям тоже больно». В последний учебный день проходит турслет. Этим летом по линии сотрудничества с международной организацией ЮНЭСКО кедровник посетили гости из Индии и США. Осенью традиционно дети проводят уборку территории кедровника, экскурсии для школьников Заречного: «Жизнь кедрового леса», «Кедровый лес полон чудес». Настанет зима – организуют походы выходного дня: «Следы на снегу», «Кузница дятла», «У леса на опушке…». Проводят традиционные операции «Кормушка», «Елка для зайцев».

    А три года назад кедры начали давать урожай! Да такой, что дети про него частушку сочинили:

    Кедры наши величавы,
    Зелены и хороши!
    Шишки осенью собрали,
    Оказалось: ровно три!

    В этом году на III форуме школьных лесничеств УрФО в г. Екатеринбурге юные лесники из Гагарки представили свой проект и заслуженно заняли I место.

    Без музея — как без рук

    Нельзя не рассказать еще об одном энтузиасте своего дела – Валентине Евлампиевне Корнильцевой, учителе ИЗО, технологии и культуры Урала. Увлекается Валентина Евлампиевна русской обрядовой куклой, и всех детей этим заражает. Каждый ребенок в школе умеет их создавать (не могу сказать «шить», потому что куклы вяжутся по старинке, без применения иглы). А на прощальном вечере существует многолетняя традиция – выпускники изготавливают кукол и вручают их своим родителям со словами благодарности.

    DSCN2996.JPG

    На фото: Валентина Евлампиевна Корнильцева в музее

    А еще Валентина Евлампиевна проводит уроки по Культуре Урала и ИЗО в музее, которым руководит Марина Анатольевна Боярских, учитель истории и обществознания. Музей был создан еще в 60-х годах, сразу после открытия школы. Инициатива его создания принадлежит Ольге Петровне Горбуновой, учителю истории и географии, затем музеем заведовала Валентина Сергеевна Гришина, 25 лет собиравшая музейную коллекцию. Сегодня хранилище насчитывает 497 экземпляров. Некоторым – более 200 лет. Так, чудом сохранился кованый вручную тагильский поднос с трафаретной росписью – именно так, серебристой или бронзовой краской были расписаны первые старообрядческие подносы. Рядом – самотканый поясок с надписью: «Ткала Елизавета Федоровна своему задуманному носить не терять любить не забывать» и датой – 1918 год.

    В одной из комнат музея воссоздана русская изба с «красным углом», «шорным», «бабьим» и «детским», здесь же – вещи, созданные руками местных мастеров. В шорном углу стоят кросны с незаконченным половиком.

    – Мы говорим детям о том, что в красном углу под божницей стоял стол, и первым за стол всегда садился глава семьи. Рассказываем о правилах русского застолья, – Марина Анатольевна показывает стол, застеленный красной скатертью с лоскутным узором. В центре – угольный самовар со старинным фарфоровым чайником. У стены – резные деревянные прялки. На сундуках – вышитые и вязаные салфетки, скатерти да полотенца. Рядом – коровий рожок, приспособленный для кормления младенцев, крохотные бутылочки из-под бальзамического уксуса с датой «1906 год», найденные на чердаке старого дома. Здесь же – валик и рубель для глажки белья, платочные набойки тончайшей ковки для ткани.

    DSCN2925.JPGDSCN2998.JPGDSCN2924.JPGDSCN2924.JPG

    – Очеп, на котором висит люлька, имел сакральное значение – накануне рождения ребенка отец шел в лес, выбирал елочку (елушку), растущую из муравейника, срубал ее, очищал и нес домой, – рассказывает Валентина Евлампиевна. – Нельзя было елушкой коснуться земли – плохая примета: ребенок уйдет в мир иной. А муравейник – символ большой дружной семьи. Без музея мы как без рук. Мы здесь уроки проводим. Изучаем русскую одежду – рассматриваем женские самошивные сапоги, купленные за лошадь, нарядную юбку и блузку из хрустящей тафты, газовую кофточку. Спрашиваем ребят: почему на Руси носили косоворотки? Никто не знает. Оказывается, из-за нательного крестика, чтобы тот не выпадал из-за ворота рубахи – работать не мешал да и на дурные глаза никому не попадался.

    Все бы хорошо, да места в старом школьном здании маловато – спустили музей в подвальное помещение, где все пропиталось запахом сырости. Железные вещи ржавеют, глиняные корчаги – осыпаются. Мечтают учителя: нашелся бы добрый человек, построил в кедровом бору настоящую русскую избу из бревен, по всем канонам, и вот там бы музей-то разместить.

    Так и живет маленькая сельская школа на три деревни: садит кедры, собирает старинные вещи, шьет кукол, прививая детям деятельную любовь к родному краю, приучая их заботиться о нем и хранить память предков. На том и стоит.