Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Математические сказки: уроки добрым молодцам

Царство чисел и фигур

В гимназии № 99 увидела свет книга «Математические сказки». Это продолжение коллективного ученического труда, впервые вышедшего пять лет назад. Эпиграфом к изданиям служит тезис: «Но если с учебой сложить развлеченье, то праздником станет любое ученье».

IMG_2141.JPG

Вот рассказ о мальчике Пифагоре, который не любил учиться, и самым его нелюбимым предметом была геометрия. Но однажды, попав в лес, он смог из него выбраться только при условии правильно решенных задач. И вот мальчик Пифагор наблюдает за миром и во всем видит математику. Люди у него делятся на математиков и нематематиков. Вторые знают основные математические приемы, но жизнь первых гораздо интересней: в уже известных правилах они находят свои пути доказательств, и это часто бывает гениальным. Так, есть сотня доказательств теоремы, когда в прямоугольных треугольниках квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, но главным считается доказательство Пифагора.

IMG_2145.JPG

Это истории из первой книги «Математических сказок». Они написаны пятиклассниками. В числе действующих лиц – Незнайка, Горыныч, Васька и Гена, Пятеркин и даже Василий Иванович. На их долю выпадают разные приключения, они идут в бой – живут, одним словом, интересной жизнью. А параллельно занимаются математикой. Глубинный смысл буйства сказочной жизни в том, что без точной науки в реальности никак не обойтись!

Второй сборник писали десятиклассники. Здесь сказки сжаты по объему (вот она, клиповость сознания!), динамичны и назидательны.

Речь идет о царстве чисел и фигур. Это огромное государство, где его обитатели взаимодействуют друг с другом – спорят, дружат, ссорятся, завидуют. Как в любой стране, здесь есть строгие законы – теоремы и формулы. Если им следовать, то жизнь будет простой и легкой. Попытки сделать что-то не по правилам возможны тоже, но к хорошему не приводят.

Так, прямой угол вернулся к своей единственной прямой, которая надежно соединяет две его стороны (а как увлекался ломаными линиями !). Единица захотела стать «остепененной», и никто против не был, но все старания возвести ее в степень оказались бесполезными: сколько не возводили, так и осталась единицей!

А вот еще про единицу, не очень сообразительную: понравилась ей десятка, захотела приблизиться к ее красоте, но нули ставила почему-то впереди себя, тем самым становясь еще меньше…

Интересно, что математические сказки написаны учениками лингвистической гимназии. Казалось бы, математика – не их стихия. Но вот факты: в классах, где учатся авторы сказок – стопроцентная успеваемость по ЕГЭ и ОГЭ.

 

Сказка-знания-оценка

Похоже, связь «сказка – знания – оценка», хотя и не очень прямая, но все же есть. Очевидно, что есть польза в том, что когда сказки сочиняются – усваиваются прочнее математические истины. Но инициатор «сказочного» проекта, учитель математики Надежда Васильевна Садыкова рассказывает, что использует детское творчество в своей работе перед подачей материала, для его закрепления, и еще просто в свободную минутку – развеселить утомившихся на уроке учеников. И вот теперь ей в помощь – новый труд.
Педагогический стаж Надежды Васильевны Садыковой приближается к полувековому.

IMG_2749.JPG

На фото: Надежда Васильевна Садыкова

Выпускница Свердловского государственного педагогического института 1972 года, первые тридцать лет она, «отличник просвещения», проработала учителем математики в школе № 22 Каменска-Уральского. В начале нулевых, перебравшись в Екатеринбург, учительство не бросила: по рекомендации областного Экспертного медального совета, в котором проработала полтора десятка лет, начала учебный год в гимназии № 99, где работает и сегодня. Энтузиаст своего дела, учитель высшей категории, Надежда Васильевна в педагогических кругах Екатеринбурга – человек известный, автор собственных результативных подходов в обучении.

Так, Надежда Васильевна считает эффективным обучение новому материалу в парах. Но легко идет на поводу учеников по созданию групп по принципу симпатий, на дружеской основе. Структуры таким образом получаются разные, а цель их совпадает с учительской – понять, запомнить, закрепить. Жив дух школьного товарищества с его непременной составляющей – взаимопомощью, и пусть не в каждом, то через одного уж точно, живет учитель, считающий себя обязанным поделиться своим пониманием.

В своей работе она продолжает, развивает и осовременивает то, что начинала делать в начале своей работы в Каменске–Уральском. Учитель брала под свое крыло самых неперспективных учеников, так называемых «трудных». Занималась, поддерживала: «пусть хоть на моих уроках побудут великими математиками», ходила в турпоходы по Уралу – в общем, дружила. И дети были благодарны. Когда началась кабинетная система, и надо было где-то брать наглядные пособия – в желающих помочь учителю их изготовить нужды не было.

Ей интересны все – и те, кто от природы наделен логическим умом (для них ищет интересные задачи), и те, с кем требуется повозиться. Базовые знания все равно нужно дать, вот и думает, как. Бывает, поручает «нематематикам» проверять тетради. Фактически ученик сверяет написанное с готовыми шаблонами, но его авторитет в своих, по меньшей мере, глазах повышается.

IMG_2163.JPG

Елена Семирунняя, преподаватель математики школы № 10 Екатеринбурга, ученица Надежды Васильевны, выпускница УрГПУ 1999 года, вспоминает, что семь человек из их школьной параллели тогда, в девяносто четвертом, поступили в пединститут на математический факультет благодаря Надежде Васильевне. Елена рассказывает, что уроки были динамичные, интересные, веселые, она и сама старается так работать, часто консультируется у своей учительницы.

Надежда Васильевна – человек современный, на трудности с сегодняшними учениками не жалующийся. Говорит, они – информированнее, а значит, умнее. Компьютеры, в которых сидят, дают такие возможности в ее предмете, о которых и не мечтали раньше. Например, можно было сколько угодно объяснять стереометрию, а теперь фигуры в пространстве можно просто посмотреть на экране…

И рада тенденции: профессии, связанные с математикой, сегодня – самые нужные в обществе.

 

Текст: Ирина Васильева

Фото Анастасии Борискиной