Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

«Учительство — это сподвижничество»

Литературная встреча к Всемирному дню учителей, 90-летию со дня рождения писателя Ч.Т. Айтматова

Фото с книгой.jpg

8 октября в ИИЦ-Научной библиотеке читатели — студенты ИПиПД (руководитель Светлана Томилова, кандидат филологических наук) и ФФКСиБ, (руководитель Мария Вахрушева) обсуждали главную идею и проблематику повести «Первый учитель» Чингиза Айтматова. 

Писатель-гуманист сумел с удивительной силой и красотой художественного слова передать трагическую историю учителя Дюйшена и простой девушки Алтынай из далекого киргизского аила, ставшей в дальнейшем прославленным академиком.

Специалисты библиотеки С. Беспятых, А. Драндин подготовили литературную композицию по повести, а также направляющие внимание слушателей и беседу вопросы, предложили в обсуждении ключевых моментов текста продвигаться «вслед за автором». Читатели отметили, что построение сюжета, заостренность противоречий, художественные особенности произведения Ч. Айтматова — о становлении образования в далеких аулах Киргизии, борьбе человека новой формации с изжившими себя патриархальными традициями — оказывают сильное эмоциональное воздействие, влияют на понимание сути описанных явлений.

Повесть начинается от имени Художника, его приглашают в родной аил Куркуреу на открытие новой школы. Приглашены другие земляки и почетный гость — академик Алтынай Сулайманова, которая неожиданно уезжает с праздника. Позже от нее приходит письмо с рассказом о том, как в 1924 году комсомолец Дюйшен приехал в родной аил и начал обучать детей бедняков. Письмо Алтынай Сулаймановны — это исповедь перед людьми: «Я обязана была поведать о своем учителе Дюйшене... По возвращении из Москвы я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу „школой Дюйшена“. Да, именем этого простого почтальона».
«Я научу вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры, — говорил Дюйшен. — Буду учить вас всему, что знаю сам...». И действительно, он учил нас всему, что знал сам, проявляя при этом удивительное терпение. Склоняясь над каждым учеником, он показывал, как нужно держать карандаш, а потом с увлечением объяснял нам непонятные слова.
...диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника, даже самого обыкновенного букваря, как он мог отважиться на такое поистине великое дело! Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны.
Дюйшен учил нас так, как умел, как мог, как казалось ему нужным, что называется, по наитию. Но я больше чем убеждена, что его чистосердечный энтузиазм, с которым он взялся за дело, не пропал даром.
Сам того не ведая, он совершил подвиг. Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе... вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир..." (Ч. Айтматов. «Первый учитель»).

В центре внимания мастера прозы — этические проблемы и жизненные противоречия между новым и старой уходящей эпохой. Читатели, знакомые с ранними повестями Ч. Айтматова отметили, что ему удалось связать ощущение мировой истории с конкретным местом, конкретными людьми.
Эксперт встречи Владимир Ширшов, доктор педагогических наук, почетный профессор УрГПУ отметил, что прежде всего приковывает внимание образ малограмотного парня Дюйшена — первого учителя в глухом аиле, его смелость, внутренний порыв и самоотверженность в противостоянии с вековыми пережитками и закостенелыми устоями.
Собирательный образ Алтынай очень важен для Ч. Айтматова. Это символ пробуждающейся родной Киргизии — девушка в красной косынке с книгой на фоне заснеженных гор. Писатель черпал вдохновение в национальных киргизских и казахских легендах. «Лучшее в его творчестве — это то, что идет от Киргизии... Айтматов завораживает ранними вещами: «Прощай, Гюльсары!», «Тополек мой в красной косынке», «Пегий пес, бегущий краем моря» (П. Басинский).

Формат литературной встречи (руководитель проекта Лилия Якина) позволил читателям рассмотреть и осмыслить общепрофессиональные ценности педагога сквозь призму большой классической литературы. Звучали темы учительства как сподвижничества, неоценимости положительного педагогического влияния на становление личности. Глубок общечеловеческий смысл повести о роли учителя в жизни человека, актуально социальное звучание произведения Ч. Айтматова. Не оставляет равнодушным гуманистическая позиция автора и близких ему героев — Дюйшена и Алтынай, Художника. «Напиши такую картину, чтобы она отозвалась в сердце каждого человека...» — завершает повествование Ч. Айтматов.
К 90-летию писателя (родился 12 декабря 1928 г.) в Октябрьском районе Екатеринбурга появится улица имени Чингиза Айтматова, классика мировой литературы. Читаем классику!

Текст: Лилии Якиной