Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

УрГПУ в команде лидеров вожатского движения

Чемпионка СССР по мотокроссу Антонина Федоренкова рассказывала, что ездить на мотоцикле ее научили вожатые в лагере. Валерий Сюткин упоминал, что первые гитарные аккорды ему показал вожатый. Мы, рожденные в СССР, до сих пор с благодарностью вспоминаем о вожатых, встреченных в детстве на нашем пути. Они нас учили чему-то новому, они общались с нами на равных, они были нашими кумирами. Поэтому как же здорово, что вожатые возвращаются. Не только в детские оздоровительные лагеря, но и в школы. Подробнее об этом расспрашиваю директора Окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров Уральского федерального округа Татьяну Майданову.

IMG_5844.JPG

На фото: Татьяна Майданова в центре

— Татьяна Витальевна, с чего все началось?
— 29 мая 2017 года Владимир Путин подписал указ об объявлении 2018–2027 годов Десятилетием детства. В рамках этого указа Министерством образования и науки РФ был предложен проект внедрения воспитывающей среды в образовательные организации, организации отдыха и оздоровления детей. В нем обозначены несколько направлений деятельности: получение специальной профессиональной подготовки вожатых в рамках бакалавриата и магистратуры; взаимодействие с государственной общественной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» (РДШ), упор на внедрение доступной среды в образовательные организации и родительское просвещение.
В связи с внедрением проекта возросла роль подготовки вожатых. Сегодня вожатый работает не только в летнем загородном лагере, вожатые нужны в пришкольных лагерях, в общественных детских организациях и даже в образовательных организациях, потому что РДШ сегодня внедряется практически в каждую школу, и вожатый должен помочь администрации, классным руководителям, учителям, детям в реализации мероприятий Российского движения школьников. Поэтому вожатых необходимо готовить. По предложению Министерства образования и науки РФ в каждом федеральном округе были созданы окружные координационные центры по подготовке и сопровождению вожатских кадров. В России восемь федеральных округов, и в каждом создан такой центр. В Уральском федеральном округе центр создан в нашем университете.

— Почему выбор пал именно на УрГПУ?

— Мы начали решать вопрос подготовки вожатых намного раньше, чем появился данный проект. В УрГПУ дисциплиной «Организация деятельности в условиях детских оздоровительных лагерей» занимался институт социального образования. Более 20 лет в лагере «Зеленый мыс» шла подготовка вожатых, и наш преподаватель Нинель Дмитриевна Шурова накопила обширный материал о работе в этом лагере. В ближайших планах центра — издание Хрестоматии об этой интереснейшей практике. Курс читается около 20 лет, и ежегодно на ИСОбре студенты 2 курса выезжают в детские оздоровительные лагеря.
В декабре 2017 года мы заключили договор о сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом о совместных мероприятиях в рамках подготовки вожатых (за которым сегодня закреплен Центральный округ, и вуз считается головным учреждением в области реализации данного проекта). МПГУ была разработана программа «Основы вожатской деятельности», рекоменованная Минобрнауки для внедрения в педагогические вузы. Это целый модуль, который включает предмет «Основы вожатской деятельности», прохождение учебной практики на 2 или 3 курсе вуза в оздоровительных или пришкольных лагерях в летнюю оздоровительную кампанию, а также научно-исследовательскую работу студентов и адаптационные сборы студентов в условиях лагеря.
Поэтому когда принималось решение о создании окружного центра, вопрос о том, на базе какого университета округа его создавать, даже не стоял. Конечно, на базе УрГПУ, имеющего огромный опыт и не прекращавшего эту деятельность даже в лихие годы перестройки. Мы вошли в этот проект без каких-либо обсуждений.
Под каждым окружным центром было закреплено определенное направление, у нас это экспертиза программ деятельности лагерей и экспертиза деятельности вожатых.

IMG_4710.JPG

— Как Вы остановились именно на теме экспертизы?

— В марте этого года в рамках форума «Педагогические мастерские» мы совместно с областным Министерством общего и профессионального образования в течение трех дней проводили защиту программ детских оздоровительных лагерей. Раз мы вошли в эту тему еще до образования центра, то мы решили ее продолжить. Центр начал свою работу с июня 2018 года. С этого времени мы начали проводить мониторинги по своему направлению. Мы собираем данные со всех вузов и сузов УрФО, где есть педагогическая подготовка, а это не только педагогические вузы, но и классические университеты, такие как Тюменский государственный университет.
Мы мониторим степень подготовки вожатых, выходящих на практику в детские оздоровительные лагеря из педагогического колледжа или вуза. Сейчас требования к вожатым повышаются, они не могут работать в детском оздоровительном лагере без какого-либо обучения. Поэтому в прошлом году мы стали участниками проекта «Уральская школа вожатых», и к нам приходили учиться студенты разных вузов, в том числе и УрФУ, получали сертификаты, и с ними уезжали в лагеря.

— Когда я училась в СГПИ, нам всем на филфаке преподавали «Основы вожатской деятельности». Я до сих пор храню свои конспекты.

— В новых федеральных образовательных стандартах высшего образования, утверждения которых все ждут, предмет «Основы вожатской деятельности» включен в обязательную программу для педагогического направления подготовки уже со следующего учебного года. Кроме теории, рекомендована система практик, которая осуществлялась бы в условиях летнего отдыха детей. Программа была разработана МПГУ. Сейчас уже принят в работу второй доработанный пакет программы, где учтено предложение нашего центра — добавить направление «Работа с детьми разной категории риска». Я всегда считала, что в программе это направление должно быть, потому что в условиях детского отдыха вожатые могут встретиться с разными категориями детей (с ограниченными возможностями здоровья, из неполных и малообеспеченных семей, с детьми-сиротами, детьми, находящимися под опекой или на учете в детской комнате милиции, и с одаренными детьми, также требующими особого внимания). С каждой категорией детей вожатым нужно уметь работать. Мы говорим о создании в лагере доступной среды, и к работе с детьми с ОВЗ и профессионально, и морально должны быть готовы вожатые.

— Если в следующем учебном году будет введена обязательная дисциплина «Основы вожатской деятельности», УрГПУ готов к ее внедрению?

— Да, у нас есть отработанная программа. Четыре специалиста прошли курсы повышения квалификации и получили право ведения этой дисциплины. Думаю, что этого количества преподавателей будет недостаточно, но еще есть время и возможность направить специалистов на эти курсы. Мы сами также готовы провести такие курсы и подготовить преподавателей. Пока ждем утверждения нового федерального стандарта высшего образования.

— Чем еще занимается центр?

— Одно из направлений — сотрудничество с Российским движением школьников, с отделениями всех регионов УрФО. Очень активно взаимодействуем с координаторами РДШ Свердловской, Челябинской и Тюменской областей. Мы готовим вожатых для работы в образовательных организациях в рамках РДШ.

IMG_4728.JPG

— Кто такой вожатый РДШ? Это взрослый человек или старшеклассник?

— Это не обязательно взрослый человек. Это может быть студент вуза или колледжа, который проходит практику в школе. Но практика должна быть пролонгированной, когда студент приходит в школу раз в неделю и работает в течение года. Сейчас в образовательных стандартах таких практик нет. Речь идет о том, чтобы заложить такие пролонгированные практики в новом образовательном стандарте.

— То есть вожатый в школе — это доброволец или студент на практике, в любом случае его работа не оплачивается?

— Да. Но когда студенты выходят на практику только как предметники, они выпускают огромный пласт, потому что каждый учитель является еще и классным руководителем, и он в любом случае воспитывает детей на уроке и во внеурочной деятельности.
Практика в детских оздоровительных лагерях в качестве вожатых — это еще и хороший задел для будущих педагогов. Только круглосуточное нахождение с ребенком позволяет понять: педагогика — это мое или нет? Не 40 минут урока, проведенного под чутким руководством наставника, а 21 день круглосуточно рядом с детьми, где ты им помогаешь во всем, налаживаешь контакты, организуешь, обучаешь чему-то, воспитываешь. Каждый год часть наших студентов выходит на практику в лагеря, и мы видим, как происходит переоценка ценностей. Кто-то влюбляется в педагогику, кто-то разочаровывается в ней, что тоже хорошо — вовремя понять свои наклонности и возможности. А некоторые, выезжая из лагеря, говорят, что дети — это лучшее, что есть в этом мире. Я считаю, что для педагогического образования такая практика необходима для каждого направления и профиля подготовки. Наши студенты должны почувствовать, что такое дети. Окунаем в профессию с головой. Выплыл, понял, что это твое — ты дальше в этом реализуешься.
Сейчас стоит вопрос о введении профессионального стандарта вожатого. Значит, мы говорим о том, что вожатый — это профессия, и в образовательных организациях, я надеюсь, когда-нибудь будут ставки вожаты

— Наверное, это стереотип, но по моим представлениям вожатый — это молодой человек. Можно ли освоить эту профессию и работать до пенсии (и дольше) вожатым?

— Да, это стереотип. И во мне он тоже живет. Сегодня нет единого определения, кто такой вожатый. Распространено мнение, что вожатый — это педагог, который осуществляет деятельность в формировании детского коллектива. И сегодня вожатый — это не педагогическая специальность. Это служащий. Даже в детском оздоровительном лагере, где есть ставки вожатого, это человек, который сопровождает ребенка. А воспитательным процессом занимается воспитатель. А вожатый этим заниматься не обязан. Но эти понятия настолько размыты! Если вожатый занимается организацией мероприятий, сопровождает детей в течение всего дня, он с ними общается, он в любом случае влияет на ребенка, то есть занимается воспитанием. Раньше на должности старших вожатых работали разные люди, пенсионеров я не помню, но это были взрослые люди. Я помню свою старшую вожатую, ей было больше 30 лет, это был взрослый человек с высшим педагогическим образованием. Возрастных ограничений в принципе не должно быть.

IMG_4746.JPG

— Вы надеетесь, что ставки старшего вожатого будут вновь введены в школах?

— Они уже вводятся. Я знаю об этом от студентов заочной формы обучения. РДШ нацелена на то, чтобы вернуть в школу систему воспитания, которая была заложена в октябрятской, пионерской и комсомольской организациях. В РДШ ребенок может войти с 1 класса и быть там до 18 лет. Он может состоять в РДШ на протяжении всех школьных лет и найти свое место, реализуясь в том или ином направлении деятельности

— Старших вожатых тоже надо готовить? Это другие специалисты, чем просто вожатые?

— В Российской Федерации единственным вузом, в котором готовят специалистов в области воспитания, является УрГПУ. Институт социального образования много лет готовит специалистов по профилю подготовки «Управление воспитательной работой». Наш университет уникален. Когда мы открывали это направление, мы планировали готовить заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе. Но как только мы начали подготовку, это направление нашло более широкое понимание, потому что даже в системе МВД и в пенитенциарной системе нет специалистов в области воспитания. Перевоспитывать нужно не только несовершеннолетних, но и взрослых людей, которые несут наказание. Сейчас нет военных училищ, которые раньше готовили специалистов в области воспитания. Повторюсь, УрГПУ — единственный вуз в России, который открыл это направление подготовки. Начиная с 2010 года мы выпускаем новых специалистов в сфере воспитания ежегодно. Для меня самой удивительно, но наших выпускников данного направления берут на работу и в детские сады, и в образовательные бизнес-центры, и в общественные структуры.

— А тьютор в этой складывающейся системе воспитания играет какую роль?

— Да, сегодня началась активизация тьюторства, и у нас в УрГПУ есть магистерское направление «Социальная педагогика и тьюторство». Мы уже лет 5 проводим обучение по этому направлению. Удивительно, но мы интуитивно выходим на то, что потребуется в обществе в ближайшее время. Опять же, мы начали заниматься этим раньше, чем об этом стали муссировано говорить. Тьютор — это человек, который сопровождает ребенка с ОВЗ, помогает ему. Он тоже занимается воспитанием.

— Как вы видите, обучение вожатых — это в том числе подготовка классных руководителей?

— Это подготовка студентов к осуществлению не только учебного, но и воспитательного процесса, где бы он ни проходил. Наш выпускник должен уметь воспитывать, а не только обучать. Образование — это обучение и воспитание. На сегодняшний момент мы сконцентрированы на первом составляющем и зачастую забываем о втором — о воспитании. А воспитанию педагогов тоже нужно учить.

IMG_6217.JPG

— А классных руководителей Вы обучаете?

— Конечно, работа классного руководителя требует обучения, потому что это не только человек, который отслеживает успеваемость детей и проводит родительские собрания. В системе дополнительного образования у нас проходят курсы повышения квалификации для классных руководителей.
Вожатые должны вырастать в специалистов, которые бы понимали ответственность за формирование качеств личности ребенка, потому что закладываются основы личности не только в семье, но и в школе, и в системе дополнительного образования, и в общественных детских организациях, и в системе оздоровительных лагерей. Там, где находится ребенок, должны быть специалисты, разбирающиеся в процессе воспитания, знающие, на что обращать внимание.

— Если в школе будут работать классные руководители, тьюторы, вожатые, старшие вожатые, заместители директора по воспитательной работе, не возникнет ли некая путаница?

— Надо просто четко расписать функциональные обязанности каждого специалиста. И это забота директора школы. Да, пока эта система выстраивается. Вожатыми могут выступать студенты, которые будут выходить в школы на практику. Значит, должен быть старший вожатый, который будет курировать это направление и деятельность РДШ в школе. Но воспитательный процесс этим не ограничивается. Есть много других направлений. И этим занимается зам. директора по воспитательной работе, и в зону его ответственности входят старший вожатый и вожатые.

— Чем еще, кроме подготовки вожатых, занимается ваш центр?

— Родительским просвещением. Мы входим в состав Областного родительского комитета. Выезжаем с форумами в территории области, собираем и родителей, и педагогов, и старшеклассников. В Верхнем Дуброве мы проводили семинар для помощников вожатых, которые готовились на базе местной школы.Помощники вожатого — это несовершеннолетние дети от 14 до 18 лет. Например, под Новоуральском есть лагерь «Самоцветы», в котором работает школа помощников вожатого. В некоторых пришкольных лагерях работают помощники вожатого, и их тоже готовят в школах.

— Есть надежда, что помощники вожатого появятся во всех школах? То есть пятиклассники пойдут к первоклассникам, а к ним придут старшеклассники? Как это было в советской школе?

— Думаю, что со временем мы к этому придем. Но как это сложится, будет понятно, когда система выстроится. На сегодняшний день она проходит период становления. Но что интересно — сегодня ребенок может сам, один вступить в РДШ, даже если в его школу эта организация пока не пришла. Он может поучаствовать в каких-то мероприятиях, выиграть конкурсы, получить путевку в Артек. Он может быть независим ни от какой структуры. Ребенок имеет возможность вступить в РДШ независимо от администрации школы, управления образования. Дети выигрывают гранты, получают деньги на реализацию своих проектов. Одна из целей РДШ — вовлечение детей в полезную деятельность, чтобы они ушли от уличного негатива.

— Вернемся к деятельности вашего центра.

— Была составлена всероссийская дорожная карта деятельности центров, в которой более 200 мероприятий, и каждый окружной центр в эту карту вошел.
В рамках дорожной карты 5 октября мы провели окружной семинар вожатых РДШ. Сейчас идет конкурс эссе «Я вожатый Урало-сибирского региона». Призеры и победители будут приглашены 23 ноября на вручение дипломов, где мы проведем для них серию прикладных мастер-классов. В этот же день в УрГПУ пройдет Всероссийская конференция по экспертизе программ детских оздоровительных лагерей и экспертной оценке деятельности вожатого. Мы ждем гостей со всех уголков России.

  — С кем сотрудничает центр? 

 — Мы тесно сотрудничаем с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области по подготовке кадрового состава летних оздоровительных лагерей. Летом мы ездили по детским лагерям, смотрели, кто работают вожатые, какие условия им созданы. На базе УрГПУ прошел областной конкурс вожатых. 1 ноября пройдет областная конференция «Итоги лета — 2018». В марте 2019-го мы совместно с областным министерством проводим Всероссийский форум сотрудников в сфере детского отдыха. В апреле—мае запланировали провести конкурс программ детских оздоровительных лагерей. Для заместителей директоров лагерей мы предварительно проведем курсы повышения квалификации, расскажем, как правильно написать программу, провести самоэкспертизу, на что обратить внимание. Кроме того, мы выпускаем учебно-методические рекомендации по вопросам экспертизы программ, пособия для вожатых.

— Что для вас главное в этой работе? 

 — Конечно, это очень важно для всего российского образования. Это не ново, потому что подготовка вожатых шла в вузах, и на практику в детские оздоровительные лагеря студенты не переставали ездить, но целостной картины не было. Сейчас необходимо выстроить единую систему воспитательной работы в школах, и это замечательно, что мы в команде лидеров этого движения. Это будет актуально еще долго.

Беседовала Татьяна Мостон