Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Eng
Все разделы

Инноватика

Урал знакомый и незнакомый

05.03.2018 298
Поделиться
Рассказать
Image00001.jpgImage00002.jpgImage00003.jpgImage00004.jpgImage00005.jpgImage00006.jpgImage00007.jpgImage00008.jpgImage00009.jpgImage00010.jpg

Текст: Ирина Шаманаева Фото: Василий Васильев, Антон Зайцев

 

– Нас это очень радует, потому что это говорит о вашем устойчивом интересе к естественным наукам, к исторической науке, о желании познавать свой родной край через собственные исследования, – сказала декан ГБФ Оксана Янцер.

Юных географов, биологов, экологов, историков и краеведов приветствовала проректор по научной и инновационной деятельности Мария Ворошилова. Она поздравила участников с Всемирным днем науки и отметила, что современный мир развивается очень динамично, знание, зафиксированное в учебниках, его уже не объясняет, и его нужно исследовать постоянно.

Присланных работ оказалось так много, что пришлось даже разделить некоторые секции на подсекции. Заявки с прошлого года принимаются от участников с 7 до 17 лет. Именно младшие школьники откликаются очень активно. Многие делают в школе очень интересные проекты и рады возможности выйти с ними на более высокий уровень.

Физическая география Свердловской области и Урала, экономическая и социальная география Урала; Рекреационная география и туризм; Биологические исследования природы Урала; Экология; Природопользование; История; Этнография и культура Урала – вот направления, где были представлены работы юных исследователей. Абсолютное большинство работ носило ярко выраженный самостоятельный и практический характер. Учащиеся сами наблюдали изменения биоразнообразия парков в течение лет, определяли свойства родниковой воды, искали способы восстановления леса, исследовали вред «Кока-Колы» и содержание витамина С в свежих и пакетированных соках, представляли краеведческие исследования на материале своих родных городов и поселков, составляли туристические маршруты, которых пока еще нет, но пройтись по ним, наверное, уже нашлось бы немало желающих. Также защищались работы реферативного характера, большинство из которых выглядели достойно.

Декан ГБФ Оксана Янцер и заведующая кафедрой географии Ольга Гурьевских поделились впечатлениями о работе своей секции и о фестивале в целом.

– Мне очень нравится, что в этом году у нас так много детей, – сказала Оксана Васильевна. – Большая часть заявившихся участников нашла возможность приехать и поучаствовать очно. Темы очень разные, многие даже сложно отнести к какому-то направлению, настолько они интегрированы. Например, история и география, ремесла и этнография, экология и природопользование. Междисциплинарность проявляется у нас очень отчетливо. Потому мы теперь называем наш конкурс не «Юные исследователи природы Урала», как было вначале, теперь тема обозначена шире. Радует, что много малышей. Начальное и среднее звено – как раз тот возраст, когда можно успешно развивать любовь и интерес к родному краю, к его природе, истории, географии, традициям.

– Еще мы видим, что в этом году очень активно включаются родители, – отметила Ольга Юрьевна. – Понятно, что малышам они все равно помогают. Но они делают это с огромным удовольствием, у них горят глаза. Им нравится, что, участвуя в проектах, они получают географическое, краеведческое образование вместе с детьми. Участвует много пап, с не меньшим энтузиазмом, чем мамы. Многие проекты можно назвать семейными.

На секции, как подчеркнула Оксана Янцер, были и серьезные научные исследования с начатками фундаментальности, и работы, представляющие собой знакомство с проблемой в самом первом приближении. Возраст участников все-таки очень разный. Но что важно отметить – во всех случаях это достаточно большой отрыв от школьной программы. Например, исследовательская работа семиклассницы по демографии опережает программу на два года! Немало работ посвящено фенологии, которая вообще не изучается в школе. И это позволяет надеяться, что краеведческий подход в обучении, который ГБФ всеми силами пропагандирует через своих студентов, выпускников и школьных учителей, развивается, находит новых сторонников.

Для ребят очень важно, что они пришли со своими работами в университет, что их исследования рецензируют не их же собственные учителя, а ученые, преподаватели вуза. Планка задается достаточно высокая, поблажек никому не делается. Так же строго оцениваются и выступления (в этот раз даже вручался специальный диплом «Лучший доклад»). Жюри было очень внимательным к юным исследователям. Отдельным удовольствием стало наблюдать, как общалась с маленькими экологами профессор Людмила Таршис на секции «Экология»: ребята, наверное, даже не поняли, что перед ними ученый с мировым именем, потому что мягкая, доброжелательная манера общения Людмилы Григорьевны и ее чувство юмора снимали все психологические барьеры. Но при этом представители большой науки оставались принципиальными и указывали и на некорректное употребление публицистического термина «экологическая обстановка» в научном исследовании, и на недостаточное внимание к историографии исследуемой проблемы. Доцент ГБФ Алексей Данилов, руководитель секции «Биологические исследования», так и объяснил свою позицию: «Мы здесь занимаемся наукой! Ребята, которые берут научную тему, должны уже сейчас учиться работать так, как работают ученые».

– Хочу отметить, – продолжил Алексей Николаевич, – что роль руководителей проектов здесь является решающей. Если руководитель с самого начала грамотно ставит задачу, оказывает ребятам методическую помощь – помогает выбрать методы исследования, объясняет, как обрабатывать материал, помогает этот материал представить, – то результат всегда получается очень высокого уровня.

Доцент исторического факультета УрГПУ Галина Кругликова руководила секцией «История Урала». Она тоже поделилась своими наблюдениями.

– Впечатления у меня оптимистичные, обнадеживающие, даже в чем-то восторженные. Ребята к нам пришли увлеченные, уже нацеленные на научные исследования. Во всех работах проявляется личная авторская позиция. Например, есть обращения к семейной истории – ребята показывают вклад своих предков в дело Победы. Тематика была очень широкая, от археологии до истории XX века, и это говорит о том, что ребят интересует все, что их окружает. Наша задача – поддержать и развить этот интерес, – подытожила Галина Александровна.

Фестиваль «Юные исследователи Урала» стал для школьников этапом апробации полученных на этот момент результатов, и он завершился. Но процесс познания родного края бесконечен, и на Большом географическом фестивале, который пройдет в марте, мы увидим еще немало интересного.