Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Публикации

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ОМС Управление образованием Полевского городского округа


МАОУ Полевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 21 

«Эх, хорошо в стране советской жить?!»

   

Исполнитель работы:

Вторыгин Дмитрий,

ученик 9 класса 

МАОУ ПГО «Политехнический лицей № 21» 

Научный руководитель:

Быкова Лариса Александровна,

руководитель  музея МАОУ ПГО

«Политехнический лицей № 21»

Из уроков истории я знаю, что революция октября 1917 года открыла миру совершенно новую советскую эпоху. И если вспомнить строки популярных песен «Эх, хорошо в стране советской жить!», «Я другой такой страны не знаю!», то страна эта – «кипучая, могучая, никем непобедимая…» – покажется моим современникам поистине сказочным государством. 

Прочитав эти строки, я задумался: действительно ли так уж замечательна была жизнь в этой лучшей стране мира? Общаясь с жителями Полевского, читая школьные учебники тех лет, я сталкивался с различиями в книжном толковании исторических фактов и в рассказах свидетелей советской эпохи.

Как писал А.Гайдар, «что такое счастье – каждый понимал по-своему…» Для одних людей жизнь в Советской стране была «типично тяжелой, порой трагичной», по мнению же других – «счастливой».

Беседуя со старшими членами моей семьи, я, конечно же, поинтересовался, что же волновало учеников тех лет, какими были их интересы. И приходил к выводу: вся жизнь в стране, где «человек проходит как хозяин», находилась под постоянным контролем партийных органов.

Вся работа педагогов (а моя бабушка была директором школы) шла в соответствии с указаниями КПСС по любым направлениям учебно-воспитательной деятельности учебных заведений. Из детей и подростков под лозунгом «От алых галстуков ребят – до красных книжек партбилета!» уже в школьные годы формировали убежденных «борцов за коммунизм».

Листая страницы школьных книг, по которым учились советские дети, детально изучая художественную литературу и тексты периодических изданий тех лет, я все больше убеждался: не только учебники, но газеты и журналы тоже были направлены на формирование ощущения, что советский человек живет в стране с чудесным будущим. А значит, и каждый ребенок страны Советов – самый счастливый на земле! Его детство и юность проходили под влиянием школьных уроков «о титанических свершениях советского народа», о мифических «строителях коммунизма», возведенных на пьедестал гремящей славы.

Но чем тщательнее анализировал я документы и архивные материалы, чем внимательнее слушал воспоминания взрослых, тем ярче проявлялся контраст между картинками счастливого детства в советской стране, показанными в учебниках и книгах, и вынужденным аскетизмом в быту и образе жизни в реальности.

Материальный достаток любой среднестатистической семьи по тем временам был невысоким, едва хватало на жизнь. Жили многие в бедности в коммунальных квартирах и даже не знали, что такое канализация. Электричество давали по четкому графику, в остальное же время люди пользовались керосиновыми лампами.

Аскетизм во всем. Нередко «праздничный наряд» девочек состоял из купленного на базаре поношенного платья и парусиновых туфель. Одежда мальчишек часто состояла из пальто, перешитого из шинели, и брюк, доставшихся от отца или старшего брата. На ногах ребятишек были растоптанные ботинки, сапоги или тапки, а чаще и вовсе приходилось бегать босиком. Учебников не хватало, выдавали один учебник на троих-пятерых человек.

Питание было плохое. Мой дед, живший в 1950-е годы в поселке при торфопредприятии, вспоминает, что после уроков школьники таскали тяжелые тележки с сырыми торфяными брикетами сначала в сушилку, а потом отвозили уже высушенные торфяные кирпичики на склад, чтобы в качестве награды получить по 100 граммов хлеба и талон на кашу. А теперь ответьте: до учебы ли было после этого?

Как я успел понять, в ХХ веке жизнь страны претерпевала большое количество реформ и преобразований, связанных с политическими и социальными «зигзагами».

Люди, с которыми я побеседовал, и жившие в 1960-х, вспоминали: чтобы купить хлеб, макаронные изделия, надо было с вечера занять очередь, номер которой писали на руке, рано утром не опоздать на перекличку и потом долго ждать, когда привезут хлеб. Проворонил – хлеба не видать!

Моя бабушка рассказывала: весной и осенью она носила на ногах черные суконные ботинки на шнурках, зимой – валенки. О кожаной обуви даже речи не шло. А еще ее мама, несмотря на запас двух-трех новых пар, неизменно заставляла штопать старые чулки и носки. И это, думаю, – не излишняя скромность советских людей, а скорее укрепившаяся с годами, хотя жизнь стала гораздо лучше, привычка к экономии во всем осталась.

Справедливости ради стоит сказать: люди поколения 1970-1980-х, в том числе мои родители, рассматривая эти годы даже через призму бесконечных социальных потрясений, считают их замечательными, а многие называют период советской эпохи счастливым. Почему? Да потому, что это были годы их детства, юности, и эти ныне старые люди были еще молоды и здоровы.

Конец 1980-х – это был период перестройки. Сколько же было надежды и веры в новое, светлое – простому человеку всегда свойственно надеяться на лучшее! Хотя и в эти годы многие города и села по-прежнему опоясывали очереди за дефицитными товарами.

В самом начале 1990-х годов, практически последних в существовании СССР, педагогам нашего города, по рассказам моей бабушки, перестали платить зарплату – ее компенсировали выдачей продовольственных товаров. В то «счастливое» время квартиры превращались в подобие продуктовых складов и были забиты мешками с сахаром, крупами, макаронными изделиями, ящиками с тушёнкой, сгущёнкой…

Народ же не терял оптимизма и с энтузиазмом слушал пламенные речи каждого из руководителей советского государства. Все привыкли к такому образу жизни и считали себя счастливыми, а советские школьники с восторгом пели: «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!»

Несмотря ни на какие невзгоды и беды, многие по-прежнему были  уверены, что живут в самой прекрасной стране. Вот на этом мифе и держалась великая Страна Советов, рожденная революцией 1917 года.

«За Родину каждый был готов отдать жизнь, и мы стремились к этому. И работали, и учились, и жили честно, – говорила мне моя бабушка. – Ничего вычеркнуть из моих прожитых 70 лет не могу и не хочу. Память о каждом из этих дней дорога и свята…»

Эти ее слова отражают, на мой взгляд, суровую реальность человеческого бытия, усвоенную простыми гражданами советской страны и резко расходящуюся с пропагандой политических и идеологических легенд о всеобщем благе. Но в те времена советским людям внушалось, и они твердили: «Не в богатстве счастье!»

Тогда хотелось бы знать, в чем? В чем феномен ностальгии старших поколений по их жизни в черно-белую полоску и по советскому времени, которое они называют счастливым? Осмелюсь предположить, что поскольку другой жизни, находясь «за железным занавесом» своей страны, эти люди не знали, то и сравнивать было не с чем. Пропагандистская машина делала свое безостановочное дело...

Подводя итог сказанному, хочется надеяться, что мне удалось доказать: счастливая Страна Советов, рожденная социалистической революцией, – это была в большей степени страна-миф, подобная Эльдорадо.

«Горькая правда похожа на оголенные провода, по которым бежит ток, – писал Михаил Полторанин в своей книге «Власть в тротиловом эквиваленте. – Дотронешься – тряхнет». И примеров горькой правды «обратной стороны медали», от которой «тряхнет», можно приводить еще немало.

«Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек!» – звучало по радио. И в это же самое время руководители тоталитарного строя во главе со Сталиным организовали массовый террор. Это был самый жестокий период прошлого столетия не только в истории народов нашей страны, но и всего цивилизованного мира. Кто-то из «врагов народа» выжил после страшных лет жизни в спецпоселении, после тюрьмы и зоны, кто-то пал жертвой палачей и навсегда ушел из этого мира.

Глубоко вникнув в исторический период после октября 1917 года, который оказался сплетенным из десятков лет общегосударственных бедствий и общечеловеческих страданий, я пришел к заключению: в лозунге «Эх, хорошо в стране советской жить!», справедливо поставить не только восклицательный, но и вопросительный знак. Он четко обозначит многие нелицеприятные и даже жестокие факты советской действительности.

В истории присутствуют свои закономерности. И зная их, легче прогнозировать современное социальное развитие, чтобы не повторить однажды пережитую беду. Если бы не 1917-й год в истории нашей страны, мы бы не извлекли уроков из ошибок того времени, когда власть, потерявшая ориентиры в потемках собственной замысловатой и безжалостной политики, держалась на полном игнорировании всех правовых представлений о справедливости.

Когда смешались все нравственные критерии и беспощадно попирались основы человеческой совести и морали.

Когда судьбы многих граждан разбивались о жестокую реальность «счастливой» советской жизни...

Каждое историческое событие имеет большое значение. Октябрь 1917 года положил начало новому образу жизни. Не все и не всегда проходило в борьбе за это новое существование гладко и безошибочно.

Думаю, что после некоторых размышлений над сказанным, читатель согласится – заголовок моей работы может быть записан так: «Эх, хорошо в стране советской жить?!»

Вместе с тем смею надеяться: сегодня, прожив сто лет после Великой русской революции, наше государство идет навстречу обществу, стремящемуся предоставить каждому из нас возможность наиболее полно и свободно раскрыть свою индивидуальность и больше всего ценящему в человеке способность выбирать свой путь, чтобы доставлять своим трудом, своим неповторимым талантом радость окружающим людям и себе самому.