Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Публикации

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ОМС Управление образованием Полевского городского округа


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Полевского городского округа

 «Средняя общеобразовательная школа № 17"


Исполнитель: Крыгина Виктория Олеговна,

 ученица 10 А  класса 

Педагог-наставник: Широкова

Алла Евгеньевна,

учитель истории и обществознания

Был ли выбор в «государстве без царя»?

«Любовь к России, к ее прошлому, ...к вере предков мы должны

            возрождать и лелеять».    Василий Сухомлинский

Размышляя о том, был ли в 1917 году у народа выбор, хочу подойти к проблеме с точки зрения сохранения духовных ценностей и традиций. На протяжении всей богатой и противоречивой истории Российского государства в основе его силы и стабильности неизменной оставалась триада: «Народ. Царь. Православие». Еще в XVI веке среди русских людей сложилось представление о Москве как о Третьем Риме, где Россия выступает преемницей христианства, а власть государя исходит от Бога. Спустя столетия тезис о единстве русского народа, царя и православия укрепился в славянофильском религиозно-философском течении 40-х годов XIX века. Ярким примером того является утверждение о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия. В начале ХХ века девиз «За веру, Царя и Отечество!» заключал в себе не только заповеди русского офицерства, но и стержень всей национальной идеи: душу – Богу, сердце – людям, жизнь – Отечеству.

Веками жизнь простого человека, в том числе моих предков и моих земляков, сосредотачивалась вокруг царствующей особы и православных святынь – под сводами храмов совершались основные события: крещение и венчание, покаяние и причащение, проводы близких в последний путь. Гимн России «Боже, царя храни! Сильный, державный, царствуй на славу, на славу нам!…Русь православную, Боже, храни!» точно передавал суть политики и духовности государства. Вера в Бога, Царя и Отечество укрепляла русских людей, являлась основой национального самосознания.

Так возможно ли было заставить такой народ жить совершенно по-новому – в «государстве без царя»? Оказалось, да. К горькой реальности! Потому что 1917 год стал началом трагических страниц «государства без царя». На плакатах и в учебниках новой советской эпохи царская Россия, руководимая «тираном-самодержцем», изображалась лапотной деревней, населенной забитыми мужиками, которыми правили спесивые дворяне да кулаки-мироеды. Или представала страной, где трудами безграмотного работного люда заводов и фабрик, рудников и шахт пользовались лишь толстобрюхие буржуи в цилиндрах…

Я считаю, что кульминацией тех давних событий явилась казнь царя Николая II. Большевики не пожалели при этом ни супругу Александру Федоровну, ни юных дочерей, ни малолетнего наследника Алексея… Почему? Осмелюсь предположить, чтобы пресечь любые возможности вернуть России царя. Чтобы искоренить память народную! Чтобы жил народ без царя в голове. Без веры, без убеждения!

Постепенно старый мир рушился «до основания». И стиралась память о нем. И превращались люди русские в Иванов, родства не помнящих. Новая власть призывала к «преодолению религии как средству затемнения пролетарского сознания масс и отвлечения их от идей социализма». Хотя именно священнослужители всегда занимались на Руси «устроением человеческой души». Теперь же, попав в катаклизмы революционной эпохи, простые граждане, вырванные из их упорядоченного быта, из привычной социальной среды, «теряли голову» и  метались в поисках своего места в катастрофически быстро меняющихся обстоятельствах. Период «безбожной» власти большевиков, у которой «вместо сердца пламенный мотор» и что еще хуже – голова «без царя», был свит из бедствий общегосударственного масштаба и десятилетий человеческих страданий.

Власть с неимоверной жестокостью проводила «великое переселение народов», связанное со сталинскими репрессиями – невообразимый хаос, воцарившийся на необъятных просторах огромной страны, властвовал потоками людей и швырял их наугад. По всей территории советского тоталитарного государства из репродукторов звучало: «Человек проходит как хозяин необъятной Родины своей!..» А в это время в ходе уничижительной политики обобществления крестьянских хозяйств путем их «добровольной» коллективизации сталинские власти насильно «грудили» по колхозам миллионы сельских тружеников. Тех, кто отказывался вступать в колхозы, отправляли в бессрочную ссылку. И тысячи крестьян были силой оторваны от земли и уничтожены! Настоятель Полевского Петро-Павловского храма протоиерей Сергий Рыбчак делится со мной: «Крепкий, работоспособный слой крестьянства был полностью выкошен, раздроблен и репрессирован. А ведь именно у него была настоящая душа русского человека, сохранялась православная вера».

Под звуки песни «Эх, хорошо в стране Советской жить!» большевики совершали кровавые расправы над гражданами нового советского государства, в том числе и священниками, хотя скромный повседневный труд этих мужественных пастырей веками укреплял душу русского человека, оказывал огромное влияние на формирование его духовно-нравственных ориентиров.

После 1917 года в «стране без царя» в течение семи десятков лет уничтожалось православие, нарождалось поколение «без царя в голове» и создавался «Союз нерушимый республик свободных».

После распада СССР человека выпустили из духовного вакуума, буквально вырвали вместе с национальными корнями и поместили в атмосферу духовной сумятицы. Страну захлестнула волна вестернизации. Брошенные в почву бездуховности «семена» западной культуры проросли вместе с ее «сорняками»: культом двойных стандартов, потребительского отношения к жизни, насилия, национализма. Сейчас мне уже сложно представить, как бы выглядело общество нашего времени, не будь 1917-го. Одно могу сказать точно: оно было бы лучше во многих отношениях, во всяком случае, не было бы столь агрессивным и равнодушным. Чем больше я узнаю моих сверстников, вникаю, какие они смотрят фильмы и о чем мечтают, тем больше понимаю, как много проиграно нашей страной в этой духовно-нравственной битве: люди, называющие себя христианами, часто живут в каком-то «моральном окаменении»...

Еще раз прочитав заглавие моей работы, я задумалась: «О каком же выборе все-таки идет речь?» Жить без монарха? Получается, если сейчас в государстве нет царя, то и у человека в голове его нет? А если в нашем государстве президент, значит, и у каждого из нас в голове должен быть президент? То есть наше поколение должно жить без царя, но с президентом в голове? Конечно, я уважаю нашего президента, но подобная мысль абсурдна. Русская пословица «Царь в голове – ум» всегда подразумевала, что человек должен жить с умом, правильно и честно. «Царь в голове» – это своего рода внутренний цензор, некий нравственный механизм, защищающий человека от возможных жизненных ошибок и необдуманных поступков.               

Без царя в голове пусто, без царя в голове грустно.

А с царем в голове – классно, все так просто и все так ясно.

Сколько пользы погибнет зря в голове моей без царя.

И звенят в душе, злятся нерастраченные богатства...

Подводя итог, хочу отметить: у человека есть выбор – просто жить или, вернув в общественное сознание накопленные веками русским народом духовные ценности, пойти по верному пути в светлое будущее. Но как? Думаю, не ошибусь: с царем в голове и с Богом в душе. С помощью Веры, Надежды и Любви. Веры в то, что ни одно последующее поколение не останется равнодушным к христианскому прошлому, ведь оно является основой совести и морали. Надежды, что каждый из нас войдет в будущее со святым верованием в целительные силы исторической и православной памяти. И, наконец, Любви к родному народу и русской национальной культуре.

Как говорил Архиепископ Пермский Андроник незадолго до своего ареста в 1918 году, «за клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются. А когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют силу и сбросят тот ужас, который окутал нашу страну…»   Я уверена: невозможно русскому народу прожить без царя в голове и без веры!

«Ум под небеса уходит и до Бога доходит», – гласит старая пословица. И если все мы будем жить по-христиански, с верой в душе и с умом в голове, то непременно возродим и поддержим вечно негаснущий огонь духовности русского человека, даже если нам самим, как многим радетелям величия государства Российского, суждено сгореть дотла в горниле вековой истории. У каждого есть выбор...