Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Публицистический проект

 

Паэгле Н.М.

Начальник управления стратегии и информационной политики, УрГПУ, г. Екатеринбург

 

Публицистический проект «Если бы не 1917-й... Если бы не 1937-й....» как метод осмысления исторических событий в контексте реалий ХХI века

АННОТАЦИЯ: В статье описан публицистический проект «Если бы не 1917-й… Если бы не 1937-й». Он будет реализован в Уральском государственном педагогическом университете. В статье изложена проблематика проекта, поставлен вопрос о взаимосвязи Октябрьской революции 1917 года, красного террора послереволюционного времени и большого террора 1937 года. 

Ключевые слова: молодежь, террор, репрессии, революция, свобода, патриотизм, мировоззрение

Paegle N.M.

Head of Department of Strategy and information policy, Ural state pedagogical university, Ekaterinburg

 ABSTRACT: the article includes describe the journalistic project "If not in 1917... If not for the 1937". It will be realize by the Ural state pedagogical university. The article describes the projects problematic; shows the question of the correlation of the October revolution of 1917, the red terror of the post-revolutionary time and the great terror of 1937.

Key words: youth, terror, repression, revolution, freedom, patriotism, ideology

 

2017 год является знаковым для истории России. Будут отмечаться две даты: 100-летие социалистической революции и 80-летие большого террора. Два события, повлиявшие на ход истории страны, осмысление которых в период новейшей истории (1990-2000 гг.) вызвало много споров и дискуссий в обществе о значении каждого из них. А в какой-то мере даже раскололо общество на приверженцев и противников большевизма, на сторонников и противников сталинизма.

Примером тому может служить история с установкой бюста Иосифу Сталину в сентябре 2016 года на набережной Оби в городе Сургуте, которая нашла широкое отражение в СМИ. Думается, как раз по той причине, что городская общественность разделилась на тех, кто «за» и «против». Особенную досаду у противников установки бюста вызвал тот факт, что инициаторы воздвигли его на месте, куда причаливала в 30-х годах баржа с политическими заключенными. И городская комиссия по топонимике одобрила установку рядом с этим местом памятника жертвам политических репрессий. Но сторонники Сталина установили бюст ранее. В итоге, факт был признан незаконным, бюст демонтирован, противостояние сторон продолжается [6] .

История показательная, если учесть, что среди сторонников установки бюста есть представители молодежи, которые не хотят ничего знать о жертвах политических репрессий, сократив это явления до аббревиатуры ЖПР. А на возмущенные протесты о том, что во время Сталина страну охватили репрессии, также возмущенно отвечают, что Сталин об этом ничего не знал. 

Откуда в современном обществе, назревает потребность в Сталине? Почему молодежь желает видеть в нем кумира, поддерживая и повторяя с новыми интонациями – ни гордости, ни поклонения, а некого протеста против существующей действительности – «Отец народов». Почему набирают силу тенденции к одобрению авторитаризма, «сильной руки», повиновению одних другим, пересмотру истории в «нужном» русле, отсутствии аналитического и критического взгляда на происходящие процессы.

Возможно, попытаться дать ответы на эти вопросы, призван 2017-й год, в ходе которого необходимо не только достоверно рассказать о событиях 1917-го и 1937-го, но и показать их историческое место в развитии государства. Особенно в том случае, когда это касается работы с молодежью. Что было неизбежным и чего можно было избежать? Есть ли взаимосвязь между этими годами? Каковы последствия и возможные сценарии развития? С этой целью и задуман в Уральском государственном педагогическом университете публицистический проект «Если бы не 1917-й… Если бы не 1937-й».

Если учесть, что молодежь, не имея сформированного мировоззрения и жизненного опыта, а также достаточных знаний в разных областях, на интуитивном уровне выражает протест против существующего положения вещей и легко подается влиянию, то очень важно, кто и каким образом будет противостоять протестным движениям и оказывать влияния на молодые умы. 

Надо сказать, что все это не ново. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, которого называли «совестью нации», и которому довелось расти и формироваться как личности среди старой русской интеллигенции, объяснял похожие порывы молодежи, которые ему пришлось наблюдать в 1915 году, в преддверии событий 1917-го. «Почему же при такой глубинной и естественной патриотичности юная душа отказывается внимать логике «всемирно-исторических событий»? Потому что не логику слышит юная душа в этих событиях, а бесовский пляс». [4, с.9]

Как правило, молодежи не свойственны аналитический подход к осмыслению исторических событий, сопоставление прошлого и настоящего, наблюдение причинно-следственных взаимосвязей и исторических последствий.

Поэтому нам представляется важным начать проект с проведения серий открытых лекций ведущими профессорами и специалистами по теме социалистической революции и «Большого террора» в СССР; организации панельных дискуссий, круглых столов и парламентских дебатов по теме проекта. Мы намерены начать анализ событий с февральской революции 1917 года: была ли с приходом к власти Временного правительства достигнута истинная свобода или создана только ее иллюзия? И был ли дальнейший выбор у России?

Мы не случайно определили проект как публицистический, предоставив студентам возможность свободы поиска, анализа и осмысления происшедших событий, возможность написания своей альтернативной истории. 

Очень важно в процессе лекций и обсуждений показать молодежи взаимосвязь революционных и послереволюционных событий с 1937-м годом. В том, что эта взаимосвязь существовала, сегодня уже мало кого надо убеждать. Д.С. Лихачев, прошедший Соловецкий лагерь, в своих тетрадях писал: «Это теперь отмечают как «особые» 1936 и 1937 годы. Массовые аресты начались с объявлением в 1918 году красного террора, а потом, как бы пульсируя, усиливались-усиливались в 1928-м, 1930-м, 1934-м и т.д, захватывая не отдельных людей, а целые слои населения, а иногда и районы города» [4, с.273].

Исчерпывающую характеристику красному террору дают доктора и. н. Ю.Г. Фельштинский и Г.И. Чернявский: «… красный террор по своим масштабам, глубине, бесчеловечности никак не может быть уподоблен белому террору, являвшемуся вторичным, ответным и обусловленным перипетиями гражданской войны» [2, с.9].

Проанализировав материалы Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, авторы последовательно и доказательно приходят к выводу, что большевики реализовывали свою политику насилия, используя самые низменные качествах человека.  «Впитав в себя наиболее неустроенную, неквалифицированную  и подверженную низменным чувствам часть промышленных рабочих, то есть тех же маргиналов, … большевики именно в этом слое фактически видели воплощение «пролетариата, когда переходили от голых абстракций к реальному осуществлению своей политики». [2, с.9]

С уверенностью развенчивают они и тот миф, что вождь пролетариата В.И. Ленин, ничего не знал о красном терроре. В последствие такой же миф  появится о  Сталине и репрессиях. «Большевистский террор и связанные с ним акции получали «высочайшее благословение» лидера партии и главы государства В.И. Ленина» [2, с.9].

Понимая, как устроена любая государственная система, трудно предположить, что глава государства пребывает в счастливом неведении о том, что его страна заливается кровью собственных граждан. Эти мифы о «праведных» вождях были удобны государству для продвижения авторитарной идеологии.

Проблематика проекта «Если бы не 1917-й… Если бы не 1937-й», на наш взгляд, лежит не только в плоскости доведения определенной информации до молодежи. Родившиеся в конце ХХ начале ХХI века сегодняшние юноши и девушки не испытывают того пиетета к вождям революции, которые насаждались в советские времена. И они примут предложенные им версии без психологического сопротивления. Другое дело носители информации, то есть преподаватели, и те, кто работает с молодежью в этой сфере. Сможем ли мы изжить из себя навязанные образы вождей, пафос революционных событий и отдать должное подлинным фактам и архивным документам?

Цель нашего проекта состоит еще и в том, чтобы молодежь задалась вопросом об истинном чувстве патриотизма, понятии, которое сегодня, на наш взгляд, уже «вышло в тираж». А также о том, всегда ли цель оправдывает средства? И здесь в очередной раз хочется процитировать академика Лихачева: «Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Сейчас это трудно многим понять. Мы не пели патриотических песен – мы плакали и молились»  [4, с.111].

 

Вопрос о том, что репрессии и террор в любом виде – это неотъемлемая часть государственной политики, предполагается рассмотреть за «круглым столом», обсуждая репрессивное законодательство, и отвечая на вопрос: все ли меры хороши для достижения цели и оправдывает ли цель средства? Как пишет доктор и. н. В.М. Кириллов: «В.И. Ленин, еще до победы Октябрьской революции, четко определил будущность всей законодательной политики советского государства, заявив «…этично все, что служит укреплению и завершению коммунизма» [1, с.7].

В ходе реализации проекта предполагается, что его участники будут заниматься сбором устной истории, работой в архивах и фондах музеев, чтобы в итоге написать мини-исследование или снять видео-ролик о своей работе. Для чего предварительно будут проведены мастер-классы и обучающие занятия, в процессе которых акцент будет сделан на историю семьи, своего города, края. И будет объяснено, что краеведы в историческом понимании, это те люди, которые, по словам академика С.О. Шмидта, не принимали унификацию образа жизни, понимая особенности своего края в разных сферах. Большинство из этих людей были преданы родине и своему краю [5, с.18] .

Проект «Если бы не 1917-й… Если бы не 1937-й» будет реализован совместными усилиями студентов исторического факультета УрГПУ и его декана к.и.н. И.Л. Бахтиной, объединённым советом обучающихся и его председателем Д.Л. Островкиным, а также подразделением ректората – управлением стратегии и информационной политики.

Проект поддержан Уполномоченным по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзляковой.

 

Литература

1.  Кириллов В.М. Жертвы репрессий. Нижний Тагил 1920-1980-е годы. Екатеринбург: Издательство УГТУ, 1999. – 442 с.

2. Красный террор в годы Гражданской войны: по материалам Особой следственной комиссии по рассследованию злодеяний большевиков. Под ред док-ров ист. Наук Ю. Фельштинского и Г. Чернявского. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2004. – 512 с.

4. Лихачев Д.С.  Воспоминания / Дмитрий Лихачев. М.: Вагриус, 2007. – 428 с.

5. Паэгле Н.М. За колючей проволокой Урала Т.3. Екатеринбург: ИП Лисицина, 2010. – 452 с.

6. РБК. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/57f60f559a79479bbeb036cf (дата обращения 08.12.16)