Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

По мановению волшебной палочки

Искренняя улыбка, внимательный взгляд, прижатый к груди томик Цветаевой, рассказ о том, как собирала макулатуру в 90-е, чтобы его купить. Марина Николаевна Овчинникова, выпускница Сверловского государственного педагогического института (сегодня – УрГПУ), кандидат филологических наук, преподает русский язык и литературу уже 31 год, из них 30 – в школе № 22 Верхней Пышмы. Именно ей предстоит вести литературу в новых инженерных классах.

   Текст: Татьяна Мостон

 

Одиннадцатиклассники сначала настороженны: в классе гости, камерная атмосфера и доверительность, к которой они привыкли на уроках литературы, нарушены. Но вскоре активно включаются в работу. С пятиклассниками проще – наперебой обсуждают пленение Жилина и Костылина из повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» подбирают слова:

– Жилин упрямый.

– Кто скажет точнее?

– Он втирается в доверие!

– Это выражение имеет негативный оттенок. Как об этом сказать по-другому?

– Пытается завоевать доверие.

– Молодец, Настя.

Ученики 5 класса пытаются рассказать о Марине Николаевне:

– Разговаривает всегда вежливо, есть легкая строгость, но учительница она не очень строгая.

– Замечательный учитель, который все делает, чтобы мы были идеальными,– это уже мнение девятиклассников, её «родных детей», как их называет Марина Николаевна, классный руководитель с 5 класса. – Если у нее свободный час, она приходит послушать, как мы отвечаем на уроках других учителей.

– Ей не лень ходить с нами в музеи, в театры, – наперебой рассказывают дети, – в каникулы мы всем классом поедем на оперу «Евгений Онегин». Она готова тратить на нас свое свободное время. Она сильный учитель, поблажек нам не делает. С любым вопросом можно к ней обратиться. Ее очень расстраивает, когда у нас нет вопросов. Ответственный учитель: всегда выслушает, поймет. Интересуется, кто чем занимается, знает, как зовут наших родителей, кто где живет.

 

Вчера учащиеся 9 класса сдавали репетиционный основной государственный экзамен, сегодняшний урок русского языка посвящен «разбору полетов». Начинается неожиданно:

– Прослушайте аудиотекст изложения, которое вы вчера писали, найдите орфоэпическую ошибку диктора.

Невероятно, но факт: опытный диктор сделал ошибку в слове благАми, и почти все дети это заметили. Записали слово «благо – блАгами (флаг)». Флаг – это прием мнемотехники, чтобы лучше запомнить, как произносится слово.

А дальше – разбор нравственного посыла, заложенного в тексте:

– Какую проблему поднимает в этом тексте автор? Определите авторскую позицию. Приведите литературные примеры. Какие морально-нравственные понятия употребляет автор? О чем текст?

– О духовном воспитании детей, – один ответ.

– Детей должны воспитывать родители, а не бабушки и дедушки, – еще одно мнение.

– Я бабушка, и воспитываю внуков, наверное, неправильно – я их балую, я им многое разрешаю, хотя учу быть трудолюбивыми, прилежными, добрыми. Но эту ли проблему ставит автор – не давать детей на воспитание бабушкам? – направляет учитель.

– В воспитание ребенка надо вкладывать нравственные ценности, – рассуждают дети. – Нужно, чтобы заботы родителей не ограничивались материальными ценностями: купить подарок, одеть, накормить.

– Антипример: «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Госпожа Простакова неправильно воспитывала Митрофанушку. Проявляла чрезмерную опеку, не заботясь о его нравственности.

– Родители подают нам пример своими поступками, – опять вступают в диалог дети.   

 

Школьники подбирают примеры, рассуждают о воспитании, о семейной жизни. Для написания ОГЭ это важно? На уроке русского языка это необходимо? Начинаю понимать восторженные отзывы директора ИФТиЭ УрГПУ Петра Владимировича Зуева, который посещал уроки учителей 22-ой школы в связи с внедрением концепции «Инженерного лицея». Он побывал на уроке Марины Николаевны по теме «Бессоюзные сложные предложения», на котором бурно обсуждался смысл человеческой жизни. Вот эта нацеленность на разбор нравственных проблем, эта душевность и духовная направленность уроков является ли инновацией? Марина Николаевна работает так всю жизнь. Каждый из нас вспомнит Учителя, повлиявшего на формирование его нравственных устоев, на его выбор жизненного пути и характер. Были ли наши Учителя новаторами? Вряд ли. По-другому они работать просто не умели. И именно их мы помним всю жизнь. Духовное воспитание учеников – это смелость раскрытия себя, это дарение себя миру. А когда ты раскрываешься, и тебе есть что рассказать, у тебя много чего есть «за душой», детям интересно, и они тебе верят, и хотят быть такими же.

 

– Я с детства больше ни о какой профессии, кроме учительской, не мечтала, – делится Марина Николаевна. – Сразу после того, как увидела свою первую учительницу Лидию Ильиничну Батеневу, решила тоже стать учительницей. Куклам шила такие же платья, как у Лидии Ильиничны, во всем ей подражала. Младшая сестра Лена мужественно терпела, когда я сажала ее на кухне за табуретку на маленький стульчик и на доске, на которой стряпали пельмени, писала тальком буквы и слова, изображая учительницу.

 

– Марина Николаевна показывает себя специалистом высочайшего класса. Она использует новейшие технологии, но самое главное, что можно найти в уроках Марины Николаевны, это духовность, независимо от того, урок это русского языка, литературы или риторики, – соглашается со мной заместитель директора школы Елена Алексеевна Крохалева. – Самое ценное, что ребята понимают педагога с полуслова. Учитель по сути  играет роль дирижера, и буквально как по мановению волшебной палочки – по тем вопросам, приемам, которые использует педагог, дети включаются в работу. Мы всегда приглашаем на уроки к Марине Николаевне молодых специалистов, чтобы они приобретали опыт, сами часто посещаем ее уроки, делимся опытом её работы не только на уровне образовательных учреждений города, но и на областном уровне. Всегда и везде работа педагога получает наивысшие оценки.

 

– Нужно любить свое дело, – отвечает на вопрос о секретах ее мастерства Марина Николаевна. – Образованности и просвещенности мало. К нам иногда приходят молодые учителя, хорошо знающие предмет, но отношения со школьниками у них не складываются, особенно со старшеклассниками. Они стремятся поучать, а дети этого не терпят, они прислушиваются только к советам человека, которому доверяют. Главное – завоевать доверие учеников, и все получится. Секрет нашей профессии – в любви к детям. Я их люблю, и они меня любят. Когда я работаю, я очень искренна. Иначе нельзя, ученики чувствуют любую фальшь. Искренность не мешает мне ощущать себя артисткой, мне нравится представлять себя на сцене, где каждый день идет новый спектакль.

 

– Пятые классы учатся по новому ФГОС, – отвечает Марина Николаевна на мой вопрос о нововведениях. – Я стараюсь их больше включать в деятельность, в самостоятельную работу, чтобы они учились учиться. Например, даю задание найти интересный факт биографии писателя и сама удивляюсь, какие подробности им удается «нарыть». Пишем сочинения, лучшие из которых включаем в книгу, которую издадим в конце года.

 

–К идее создания на базе школы инженерного лицея отношусь положительно, – отмечает учитель. – В контексте города это направление очень важно, нам нужны свои инженеры. Мои ученики, которые сейчас работают на УГМК, один – начальником цеха, другой – заместителем главного инженера, очень успешны. В рыночных отношениях все зависит от того, сумеешь ли ты договориться с партнером. И риторические умения: услышать партнера, понять, предъявить свою позицию – необходимы. Слава Ждановский, победитель многочисленных олимпиад и конкурсов по физике, математике, информатике, раньше относился к литературе как к предмету, не особо ему нужному. А в этом году сам захотел поучаствовать в городской олимпиаде по литературе и занял первое место. Для меня это было таким прорывом – повернуть Славу к литературе! Вот такие должны быть инженеры – и математики толковые, и талантливые, самостоятельно изучающие науки, и читающие, умеющие разбираться в литературе, общаться. Это идеал, который я себе нарисовала. Я буду преподавать литературу в инженерных классах и все силы приложу к тому, чтобы дети читали. Не умаляя значения других дисциплин, скажу, что литература – это единственный предмет, который работает с душой, дает возможность сохранить в ней что-то высокое и чистое, так как духовно-ценностным ядром русской литературы всегда были высокие нравственные смыслы.

 

У Марины Николаевны такими предметами являются и русский язык, и риторика. Мне кажется, она занималась бы духовным воспитанием, если бы преподавала математику или информатику. Так уж она устроена. Можно ли назвать стиль ее преподавания инновационным? Да, если учесть, что новое – это хорошо забытое старое, что практическая педагогика – одна из самых устойчивых и неповоротливых к новшествам наук, и в этой традиционности – ее новаторство. 

   

Фото: Вадим Осипов