Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

До чего дошел прогресс?..

На областном августовском педагогическом совещание работников образования Министр общего и профессионального образования Свердловской  области  Юрий Биктуганов, докладывая о темпах реализации приоритетного национального проекта «Образование» и задачах на 2016-2017 учебный год, среди  главных стратегических целей развития системы назвал проект «Уральская инженерная школа».

Как поется в известной детской песенке, «до невиданных чудес».  И с этим трудно не согласиться, посетив заседание районного методического объединения дошкольного и начального общего образования, состоявшееся накануне Дня знаний в детском саду № 18 «Солнышко» города Богданович. Казалось бы, тема «Развитие инженерного мышления – фактор повышения качества образования» – вовсе не для детского сада, но, отнюдь, наши дети более готовы к восприятию технического прогресса, чем мы – взрослые.


Возьмемся за руки, друзья!

Все началось с программы научно – методического сопровождения инновационной деятельности дошкольного учреждения, что является темой магистерской диссертации заведующей «Солнышком» Марины Шабалиной, магистрантки УрГПУ. Результатом внедрения и реализации программы стало активное включение детского сада в инновационную и экспериментальную деятельность, создание районной инновационной  площадки по нескольким темам. Первая – «Содержание и технологии педагогической деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста» совместно с Национальным центром деловых и образовательных проектов,  под руководством  кандидата педагогических наук, доцента Ларисы Шемятихиной.  Вторая – экспериментальная площадка «Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогического коллектива по организации профильной и предпрофильной подготовки воспитанников в рамках сетевого взаимодействия: детский сад, школа, вуз “ФГБ ОУ ВО УрГПУ”», под руководством доктора педагогических наук, профессора УрГПУ Светланы Фоменко. И третья – соглашение о создании образовательного кластера  «Кадры для образования XXI века», также под руководством Светланы Леонидовны Фоменко.


Марина Шабалина уверена, что реализация модели по формированию предпосылок инженерного мышления невозможна без организации социального партнерства и сетевого взаимодействия. И это взаимодействие в данном случае широко. Детский сад № 18 сотрудничает в научном и методическом плане с  «Национальным центром деловых и образовательных проектов», УрГПУ, школой № 2 Богдановича, а в социальном – с огнеупорным заводом,  литературным музеем Степана Щепачева, детской библиотекой, городским телевидением и радио, муниципальной газетой « Народное слово».

Интересно и то, что в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития занялись техническими инновациями, формированием предпосылок инженерного мышления воспитанников, которое активно развивалось  в течение 2015 – 2016 учебного года. При этом взаимодействуют все участники  образовательного процесса – педагог, ребенок, родители.

Интересна в этом смысле разработка и реализация педагогических проектов: «Профессии моей семьи» и «Профессии нашего города».

Саша и роботенок

В уютном зале детского сада собрались коллеги по дошкольному воспитанию, представители школ и управления образования, градообразующего предприятия – ОАО  «Огнеупоры», чтобы совместно обсудить шаги по реализации областной программы «Уральская инженерная школа».   

Главное направление диалогу в докладе «От детского сада к производству» задала Марина Шабалина. Она наглядно показала навигацию по «Атласу новых профессий», взятом ею из открытых источников. Среди наиболее востребованных профессий названы: инженер, проектировщик 3D моделей, специалист по робототехнике. Хочется надеяться, что останется и педагог, так как тех, кто создаст роботов, он должен сначала вырастить, воспитать и научить. А чтобы с роботами быть на «ты», в детском саду № 18 успешно реализуются программы дополнительного образования по конструированию и робототехнике.


Автором одной из них – «Роботенок», является  Георгий Семышев, по профессии инженер. Но более важно то, что в данном проекте он, вместе со своей супругой Еленой,  бухгалтером детского сада № 18, выступают в роли родителей.  Программа «Роботёнок» – научно-технической направленности, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие информационной, технологической культуры малышей. И предусматривает работу с образовательными конструкторами  «HUNA-MRT» и позволяет детям в форме познавательной игры развить необходимые в дальнейшей жизни навыки, формирует специальные технические умения, развивает аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат. Георгий Яковлевич написал «Роботенка», а Елена Николаевна вместе с воспитанниками детского сада этих самых роботенков создала и продемонстрировала возможности электронных помощников выполнять поставленную задачу, например, преодолеть путь с различными препятствиями. Выглядит эффектно! Все детали конструкторов яркие, с минимум электроники, но в тоже время роботенки включают и электронные элементы: датчики, моторы, что приводят их в движение. А собравших их инженеров – в полный восторг.

Другая семья – Шишкиных, в составе Сергея Евгеньевича, Анастасии Николаевны, старшего сына Максима, выпускника «Солнышка», и младшего Саши, воспитанника детского сада, создала проект «Мой первый робот». Поводом к исследованию послужил мультик, во время которого братья играли в «Лего». И у них возникла идея сделать робота, который загружает и перевозит различные предметы. Родители идею обогатили, предложив узнать, что такое транспортёр и погрузчик, как они выглядят, что делают. Но начали с самого первого определения, что такое «робот».


Выяснили, что произошло оно от словацкого «robota», определяющего главную задачу роботов: помогать человеку делать тяжелую работу. Кстати, это слово изобрел чешский писатель-фантаст Карел Чапек в прошлом веке. Следом определились с понятиями в отношении «транспортёра» и «погрузчика». А после этого с выбором конструктора – в данном случае подошел металлический, для уроков труда. Основной этап закончился результативно: «Раз, два, три, четыре, пять. Транспортёр готов играть!» Во время испытания Саша убедился в том, что с помощью погрузчика можно перевозить различные предметы. А в будущем он узнает, как такие механизмы используются на предприятиях, например, на заводе по производству огнеупоров, на котором работают многие жители Богдановича.

В свою очередь, специалист по профориентационной работе завода Светлана Станиславовна Пулянина рассказала о том, как ведется работа с младшими детьми в плане знакомства с профессиями. Одна из самых эффективных форм – сюжетно-ролевая игра «Кто работает на заводе?» Так, в процессе знакомства с огнеупорной глиной дети узнают, кто такой технолог. Заливая глину в форму – кто такой формовщик. Из конструктора собирают кран и знакомятся с профессией слесаря. Укладывая готовую продукцию, ощущают себя в роли укладчика, потом съемщика и водителя, который повез готовую продукцию на склад. Там ее проверяет контролер, а менеджер продает. Теперь они все знают о том, как получается огнеупорной кирпич, и все непременно хотят работать на заводе.


Оранжевое настроение

Взаимодействие детского сада со следующей образовательной ступенью – школой, более чем естественно. Опыт реализации образовательного проекта «Инженерная школа» на базе школы № 1 был представлен в разных направлениях. Это и программа по развитию логического мышления у младших школьников в рамках ФГОС НОО, и опыт сетевого взаимодействия с Богдановичским политехническим техникумом и Каменск-Уральским торговли и сервиса, и реализация проектов с красноречивыми названиями «Вечный двигатель своими руками» и «Золотое сечение», а также использование гаджетов для создания коллажей и мультиков.

Свой подход к проблеме у педагогов школы № 2. Судя по эмоциональному выступлению Аллы Анатольевны Швецовой, учителя физики, и тут же проведенному ею опыту, физика во второй школе вновь занимает место науки наук. Взаимодействие с Малой академией наук, участие школьников в олимпиадах по физике разного уровня, познавательные экскурсии вплоть до Музея космонавтики в Москве, изготовление приборов на факультативных занятиях, постановка и демонстрация домашнего эксперимента – вот далеко не полный перечень тех направлений, в процессе которых формируется оригинальное, творческое и аналитическое мышление у школьников.


Интересного было еще много: коллективно сочиняли стихи, учились снимать мультфильмы, смотрели видеоролики – веселые и познавательные. Замечательно, что методическое совещание не превратилось  в теоретизирование программ и концепций. Обмен опытом проходил  ярко и увлекательно.  Каждое выступление сопровождалось интеллектуально-динамической паузой: познавательной игрой, физическим опытом, демонстрацией возможностей моделирования и конструирования, в чем принимали участие и воспитанники «Солнышка».  

Должное хозяевам площадки надо отдать и за великолепное  художественное  сопровождение  мероприятия. Уровень эстетической подготовки воспитанников, достойное наставничество воспитателей вызывали глубокое уважение к работе коллектива. Даже точка в заключение мероприятия в виде «оранжевой песни» и оранжевого коктейля настраивали всех на позитив, даря прекрасное оранжево-осеннее настроение. 

© Наталья Паэгле
Фото — Вадим Осипов