Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Где растут «самородки»

...Они вышли на сцену УрГПУ на олимпиаде института социального образования «Земли Уральской самородки», посвященной Году литературы, и с первых же слов покорили весь зал. Сначала это были слова русского языка. Ребята из Сухого Лога почти единственные из участников в своей «Визитной карточке» говорили не о литературе из школьной программы, а о том, интерес к чему сымитировать нельзя: о современной поэзии. А потом они заговорили по-английски — грамотно, живо, свободно. После этого нам стало ясно: просто необходимо ближе познакомиться с их Гимназией № 1.

Сюрприз или закономерность?

Было понятно, что в гимназии мы увидим много впечатляющего. Такой уровень, который показали ребята на олимпиаде, ниоткуда сам по себе не возьмется. Это не только их способности, но и результат филигранного, творческого труда учителей. Если старшеклассникам интересно учиться — значит, в школе создана атмосфера, которая мотивирует, вдохновляет и помогает им тянуться «вперед и выше».

Мы связались с директором гимназии Ириной Александровной Аладиной и руководителем «самородков» Мариной Геннадьевной Батиной и получили приглашение приехать уже на следующий день: на 16 марта в гимназии была назначена презентация публичного доклада директора школы «Наша новая школа — результат не завтра, а сегодня».

Это одна из традиций гимназии. Каждый год директор представляет доклад о состоянии дел в гимназии и об ее достижениях за прошедший год. Приглашаются все учителя, ученики, их родители, и, конечно, социальные и образовательные партнеры: представители Института развития образования Свердловской области, администрации и управления образования ГО Сухой Лог, заводов-шефов. Приходит немало педагогов из других школ города и района. Всем интересно узнать о новых достижениях этой образовательной организации, которая является региональной инновационной площадкой, базовой площадкой ИРО и муниципальным ресурсным центром.

Достижений в 2015 году было немало, но главное — гимназия победила в конкурсе Правительства РФ и получила на 2015–2020 гг. статус региональной инновационной площадки по введению ФГОС среднего общего образования на 5 лет раньше массовой практики. Многие учителя уже являются тьюторами ФГОС, программы перестроены в соответствии с новыми требованиями, классы оборудованы компьютерами, проекторами, интерактивными досками. Все это мы сами увидели в деле в тот же день.

Основной результат работы гимназии в 2015 году — достижение нового качества общего образования, подтвержденного независимыми оценками. Так, по результатам интегрального рейтинга, проведенного ИРО, гимназия вошла в 100 лучших школ Свердловской области, заняв 37-ю позицию (всего в рейтинге участвовали 633 школы). А если взять из этого рейтинга только «Условия реализации основной образовательной программы», то здесь гимназия занимает в сотне лучших 12-ю строку!

По данным статистического отчета Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, результаты ЕГЭ выпускников гимназии за 2015 год по 11 предметам из 12 соответствуют уровню статусных учреждений Свердловской области, а по 8 — превышают среднее значение для статусных учреждений.

И новейшее из достижений гимназии: по результатам регионального этапа Всероссийского конкурса «Путь к успеху» среди федеральных и региональных инновационных площадок гимназия № 1 стала призером регионального этапа в номинации «Лучшая основная образовательная программа начального общего образования».

Итак, вроде бы не стоит удивляться уровню учеников. Но цифры — это цифры, а главным сюрпризом стала творческая, интеллектуальная, счастливая атмосфера гимназии, которая захватила нас в плен с первых минут и не отпустила до конца визита.

Школа будущего

Телевизор на стене передает школьные новости. Это школьная телерадиокомпания Radio-School-TV. А вот и ее сотрудники, аккуратные, серьезные девочки с фотоаппаратами, не робея, со знанием дела берут интервью у начальника городского управления образования Юлии Сергеевны Берсеневой. Руководит этим проектом учитель русского языка и литературы Татьяна Анатольевна Долгополова. «Я только куратор, — говорит она, — все делают сами дети». Вот это «все сами» мы сегодня услышим не раз.

Школьный музей. Ребята-экскурсоводы и руководитель Наталья Юрьевна Афанасьева показывают любовно собранную, грамотно выстроенную экспозицию. Музей живет, пополняется и развивается. В книге множество восторженных отзывов почетных гостей.

По стенам актового зала развешены детские рисунки. Если не знать, что это «просто» школа, можно предположить, что мы находимся в ДШИ.

После доклада идем по секциям, где учителя готовятся к мастер-классам. Поскольку я сразу признаюсь директору, что меня больше всего интересует инновационная деятельность школы, Ирина Александровна показывает мне те площадки, на которых будет происходить что-то необычное с точки зрения методики или технического оснащения учебного процесса.

Все ли даже высшие учебные заведения могут похвастаться наличием мобильного лингафонного кабинета? А в Гимназии № 1 их два! Каждый «чемоданчик» стоит полмиллиона рублей и содержит в себе множество возможностей, чтобы процесс обучения иностранным языкам шел эффективно и без скуки. Возможности одного из кабинетов демонстрирует учитель английского языка Н. В. Лешукова: «Мы активно используем его при подготовке аудирования и говорения, причем дети уже заранее привыкают к наушникам, в которых они будут сдавать экзамен. Можно подключиться к нашей программе и увидеть список имен, выбрать себя или зайти как гость. У меня на компьютере отображается вся группа, и я могу контролировать выполнение всеми задания. Ученики записывают себя, тренируя произношение, а я их прослушиваю, и мы не отвлекаем остальную группу».

В другом кабинете молодой педагог Татьяна Евгеньевна Валова, тоже учитель английского, дает мастер-класс на тему «Формирование положительной мотивации при изучении иностранного языка». Пятиклассники еще не знают, какое задание им приготовила Татьяна Евгеньевна, но учитель соглашается продемонстрировать нам, как это работает. Ребята берут школьные планшеты (пока гимназия их не приобрела, они пользовались собственными смартфонами), наводят на разложенные на столе листочки с QR-кодами и считывают их. Код на экране превращается в задание заполнить пропуски в предложении.

— Это задание не требует подключения к Интернету, — комментирует учитель, — но в сети мы тоже работаем. Мы часто решаем тесты. Раньше мы их распечатывали и проверяли вручную. А теперь их также можно закодировать, считать, выполнить онлайн, проверить свои ответы и сразу получить оценку. У нас стоит второй лингафонный кабинет, и мы активно тренируем аудирование. Слушаем, например, песню, а потом заполняем пропуски. Очень много пользуемся видео, просматриваем обучающие видеоролики и выполняем задания. Когда все визуализировано и можно пользоваться гаджетами, детей все это очень мотивирует. Они могут легально использовать на уроке свои электронные «игрушки», но не для баловства, а для пользы.

— Об этом мечтает каждая семья — чтобы дети использовали гаджеты в полезных целях, — добавляет директор. — А ребята у нас продвинутые, они сами умеют создавать такие коды. Недавно расклеили их по всей гимназии, даже на дверь моего кабинета прилепили. Пришлось брать телефон и читать! — Ирина Александровна весело смеется.

Затем нашим «экскурсоводом» становится Татьяна Викторовна Попова, учитель физики:

— У нас открытое занятие по теме: «Электрические явления. Постоянный ток» с использованием комплекта «ГИА-лаборатория». Мы его только осваиваем. Вот эти комплекты на столах у детей — это набор оборудования для ГИА (государственной итоговой аттестации. — Прим. авт.) 9 класса. Мы проведем одну из работ, которая, возможно, будет на экзамене. Задача ребят — собрать электрическую цепь. После проверки правильности сборки ребята сделают измерение, выполнят задание и оформят свои результаты. Важно, чтобы здесь не было ошибок, за это задание они могут получить целых 4 балла.

Еще в одном кабинете нас ждут четвероклассники с действующими моделями роботов в руках. Учитель начальных классов Елена Павловна Бекетова занимается с ними внеурочно, в рамках студии. «Они собирают модели уже на уровне восьмиклассников, — говорит она. — А самое интересное, что дети овладевают навыками программирования, еще не владея высшей математикой. Я им почти не помогаю, они разбираются сами».

Мастер-класс по робототехнике называется «Протяни руку помощи». «Кому помогают ваши роботы?» — интересуемся мы.

— Людям, — отвечают мальчики сначала несмело. Потом оживляются. Четвероклассник Кирилл рассказывает:

— Мы начали заниматься робототехникой год назад, в третьем классе. Сначала собирали модель по конструктору, а потом начали делать уже и свои модели.

Второй мальчик, Алексей, продолжает:

— А в этом году мы учимся программировать роботов. Сначала мы загрузили специальную программу, потом начали изучать блоки среды программирования. В общем, мы уже начали делать свои проекты. Сколько робот должен сделать оборотов, чтобы проехать нужное расстояние, насколько он должен повернуться градусов, чтобы прийти в заданную точку, и так далее.

— Но при чем же все-таки «Рука помощи»?

— Мы начали с того, что Елена Павловна дала нам задание с помощью механизма добраться в труднодоступное место, — объясняет Кирилл. — А здесь возможности у роботов для помощи людям очень велики. Роботы-спасатели, роботы-доставщики грузов, роботы по очистке от снега и так далее.

— Ну а сегодня руку помощи будут протягивать дети взрослым, — говорит Е. П. Бекетова. — Они будут тьюторами на мастер-классе, а собирать роботов будут наши гости.

— Комплект для робототехники у нас пока один на школу, — объясняет для нас, гостей, директор гимназии. — Но мы планируем купить еще. Многие дети настолько этим увлекаются, что достигают большого мастерства. Из разрозненных деталей собирают робота за 40 минут, в течение урока.


После уроков

По словам директора, приоритетная задача педагогов гимназии состоит в выработке такой модели воспитания и социализации учащихся от начальной до старшей школы, которая обеспечит современный, социально значимый результат образования. Как это выглядит, мы увидели на секции «Новый формат внеурочной деятельности», которую вела Марина Геннадьевна Батина.


На всех уровнях здесь происходит разноплановое, комплексное развитие детских способностей. Малыши посещают ИЗО-студию и детский театр, ученики среднего звена — различные клубы и студии по интересам, а старшие активно готовятся к тому, чтобы стать настоящими гражданами своей страны. Вот что делает, по словам М. Г. Батиной, вожатский отряд «Этена», которым руководит Наиля Казбековна Гордеева (она также руководитель курса «Проектная деятельность» и наставник «самородков»): «Это бесценный орган ученического самоуправления. Члены вожатского отряда „Этена“ ведут вожатскую работу с 1–11 классами, проводят сборы актива на муниципальном уровне, принимают участие в различных акциях. Ребята могут просто взять лопаты, пойти и расчистить площадку около памятника павшим героям. Или построить горку в детском саду. А еще у нас традиция — в Новый год члены вожатского отряда показывают, бесплатно, конечно, театрализованное представление, на которое приглашаются учащихся начальной школы и все детские сады города!».

Еще с олимпиады «Земли Уральской самородки» мне хотелось пообщаться с Мариной Геннадьевной, расспросить ее о педагогическом пути.

— Я проработала 25 лет учителем английского языка, — рассказывает она. — Я выпускница этой гимназии, затем закончила Нижнетагильский педагогический институт и приехала обратно по распределению в мою родную школу: тогда она называлась Средняя школа № 1, потом получила статус гимназии. Работала в классах с 5 по 11. В позапрошлом году Ирина Александровна предложила мне стать руководителем проектной группы «Дар» — это группа по работе с одаренными детьми. И в этом году я являюсь только руководителем этой группы.


Спрашиваю у Марины Геннадьевны, откуда у ребят такой прекрасный английский, какими секретными методиками владеют учителя? Оказывается, секрета нет. Это тоже результат внеурочной работы. Будем реалистами, за 3 часа в неделю ни один учитель не научит школьников говорить свободно и без ошибок. Но в 1996 году на базе гимназии был открыт центр дополнительного изучения иностранного языка, и 90% учащихся являются его студентами. Первоклассники учатся дополнительно 12 часов в месяц, среднее звено — 24, старшие — 32 часа. А это уже 8 дополнительных часов в неделю — уровень высококлассного языкового центра, только гораздо дешевле.

— Наш центр — филиал Ассоциации преподавателей вузов в Челябинске, — продолжает Марина Геннадьевна. — Это очень динамично развивающаяся образовательная компания, которая имеет филиалы по всему УрФО, а ее партнеры в образовании — языковые школы в Британии и США. У нас много совместных проектов. А еще мы сотрудничаем с Генеральным консульством СШАв Екатеринбурге. К нам уже несколько раз приезжали консулы, привозили специалистов по методике, и мы проводили мастер-классы для учителей и для гимназистов. И все это происходит на базе гимназии, ребятам даже идти никуда не надо! Мастер-классы мы проводим и для тех школьников, которые не посещают центр, чтобы заинтересовать и замотивировать их. Мы следим, как дальше социализируются в жизни студенты нашего центра, и результаты нас радуют. 50% наших выпускников являются студентами лингвистических факультетов в вузах России и за рубежом. Учатся они в Чехии, Германии, Великобритании.

Опираясь на традиции

— Чем еще интересна наша школа? — продолжает разговор И. А. Аладина. — Тем, что ее окончила почти половина учителей, в том числе и я сама. 46% наших педагогов — выпускники гимназии. К нам возвращаются молодые, как Татьяна Валова. Отсюда и наш девиз: «Опираясь на традиции, внедряя инновации, формируем будущее». Инновации — это хорошо, но наши традиции по-настоящему прекрасны и ценны: традиции отношений между учителями и детьми, учителями и родителями. И, пожалуй, главная традиция — это педагогика сотрудничества.

Возьмите наше школьное телевидение — оно создано в 2006 году, 10 лет назад. Дети снимают новости гимназии, освещают важнейшие события, участвуют в конкурсе видеороликов. Выпускают совместно с муниципальной газетой «Знамя Победы» свою страницу «Первая ньюс»: делают материалы и передают в «Знамя», а те публикуют у себя. То есть это редкий по нынешним временам пример сотрудничества на медийном уровне школы, муниципалитета и бизнеса. Их главный редактор мне доказывала, что нельзя сочетать в названии русские и иностранные слова. А я ей говорю: «Мы дети, нам все можно! Пусть творят что хотят». В этом дух первой гимназии — быть не просто номером один, а делать лучше всех то, что другие пока делать не могут или не желают.


Традиции и инновации. Очень трудно понять, где кончается одно и начинается другое. Здесь соединились и динамичные1960-е с их духом познания, и 1990-е с их свободой выражения, и наше время с его развитыми технологиями. Здесь воспитывают чувство ответственной, деятельной любви к большой и малой Родине. Здесь учат быть открытыми. «Сколько всего интересного на свете!» — с таким лейтмотивом у этих ребят начинается каждый новый школьный день.

Не секрет, что во многих школах умные и любознательные дети чувствуют себя некомфортно, боятся получить клеймо «ботаника» и стать изгоями. Здесь этого нет, как теперь любят говорить, «от слова совсем». Атмосфера создана такая, что быть умным — почетно, быть талантливым — здорово, а стараться показать себя с лучшей стороны — необходимо для достижения жизненного успеха. Эти ребята действительно достойны и лучших вузов, и блестящей карьеры. И если чей-то путь во взрослую жизнь будет пролегать через УрГПУ (а такие намерения нам высказывали), мы будем рады поддержать эстафету «кузницы талантов».

© Ирина Шаманаева
Фото — Дмитрий Земсков