Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Школы бывают разные

Карта престижа — школа в Грязновском

Село Грязновское имеет свои географические особенности. Оно расположено между трактом Екатеринбург — Тюмень и железнодорожной линией, в километре от станции, куда каждым ранним утром тянется поток жителей, чтобы ехать электричкой на работу в Екатеринбург. В этом — большой плюс для села, где живет 2500 человек, и в этом же его главный минус — в населенном пункте, где нет ни одного предприятия, дети целый день предоставлены сами себе.

Текст: Наталья Паэгле

Директор


— Не себе, а школе, — уточняет директор Грязновской средней общеобразовательной школы Сергей Чистополов. — Учебный процесс у нас заканчивается в 14.40, в начальной школе работает группа продленного дня. В столовой кормим обязательно всех детей, в том числе бесплатно — 98 учащихся начальных классов, опекаемых детей, а также из многодетных и малообеспеченных семей. Тех детей, что живут в соседних селах, таковых у нас 57, на специальном автобусе развозим по домам. В школе до 20 часов в соответствующем всем требованиям спортзале работают спортивные секции.

Одна из старейших школ области, созданная Министерством госимуществ в 1860 году как «безмездное» училище, где без оплаты вели занятия священники, изначально была создана в Грязновском с целью просвещения, и до сих пор выполняет эту миссию.

Сергей Чистополов вырос и учился в этой школе. Нелюбимых учителей у него не было. Наоборот, он любил школу и любил учиться. Способствовала этому и профессия мамы, Надежды Викторовны, заведующей местной библиотекой, куда он шел после уроков и проводил остаток дня среди книг. Здесь он и вырос. С выбором профессии определился в 10 классе. Повлияла на это решение учитель географии Людмила Васильевна Кунникова, которая замечательно вела предмет, и до сих пор работает в школе, а также директор школы Сергей Александрович Петров.

К тому же в УрГПУ, куда он приехал поступать в 2002 году, ему очень понравилась атмосфера на географо‑биологическом факультете. И Сергей поставил себе цель — обязательно поступить! У него получилось! Наставником на факультете стал декан Владимир Григорьевич Капустин.

— После окончания университета в 2007 году у меня вообще не возникало вопроса, куда пойти работать? Я вернулся в свою школу и стал преподавать географию, — говорит Сергей Михайлович. — Нагрузка в первый год была небольшая, уроки вел в 5, 7, 8 классах. Общий язык с детьми нашел сразу, им нравилось приходить ко мне на урок. Особенно они любили играть в географическое «Поле чудес». Все было по‑настоящему, и барабан крутился, и вопросы, и призы «в студии» в виде чупа‑чупсов, карандашей или других сюрпризов. Я считаю, что в сельской школе работать проще, наши дети душевнее, отзывчивее, они не избалованы соблазнами большого города.

Отличительной чертой педагогического коллектива является преемственность поколений. Здесь вместе работают учителя и их бывшие ученики.

  • Читать дальше...

    — Конечно, хочется, чтобы молодые специалисты приезжали в село, — мечтает Сергей Михайлович и радуется: — В этом году я принял молодого педагога, Ольгу Юрьевну Шахтарину, выпускницу филфака УрГПУ 2010 года.

    Сам Сергей Михайлович построил свой новый дом рядом со школой, собираясь надолго здесь обосноваться. За все эти годы он ни разу не пожалел о выбранной профессии. Говорит: «Сначала школа меня растила, в меня вкладывала. Теперь я стараюсь развивать школу». И это у него неплохо получается. На 70 процентов кабинеты оснащены компьютерами и проекторами, есть 4 интерактивных доски. Приобретен кабинет химии с лабораторным и электронным оборудованием, ноутбуками. Также полностью оборудован ноутбуками кабинет начальных классов. Большую помощь в оснащении оборудованием оказывает управление образования администрации ГО Богданович во главе с начальником Лидией Федотовских. Начиная с 2012 года в каждом учебном году приобретается либо полностью кабинет, либо оборудование. В нынешнем приоритетом стали потребности начальной школы.

    1 сентября в Грязновскую школу пришло 24 первоклассника, а всего в начальной школе 98 человек, в среднем звене — 102, в старшем — 14. В 10 классе — 8 обучающихся, в 11 — 6. Практически индивидуальное обучение.

    — Да, в 10‑11 класс у нас целенаправленно идут те, кто будут поступать в вузы, и даже определяются, в какой. Они хотят учиться и впитывают знания, как губки, — говорит Сергей Михайлович. — Но и те, кто поступает после 9 класса в колледжи, радуют нас. В школу приходят благодарности за уровень их образовательной подготовки и участия в общественных делах.

    В успехах грязновских ребят убеждает и «Карта престижа» школы за последние учебные годы. Сюда вписаны участники и призеры районных конкурсов, фестивалей и соревнований. Победители и призеры есть по всем направлениям деятельности — интеллектуальное и творческое развитие, патриотическое воспитание и краеведение, спорт и основы безопасности жизнедеятельности. Понятна особая гордость директора за победителей разных этапов Всероссийских предметных олимпиад школьников, ведь это подтверждает уровень и качество образования Грязновской средней школы.

    Учитель


    Мы идем на урок математики в 9 класс, его проводит Светлана Николаевна Холкина. Предваряя наше посещение, директор заочно знакомит с учителем:

    – Педагог достойный, учитель первой категории. Сегодня одним из важных показателей преподавания являются баллы ОГЭ и ЕГЭ. Ученики Светланы Николаевны показывают баллы выше районных и областных. Она очень много вкладывает в детей. Сильный педагог и душевный человек.

    Звенит звонок. Включен проектор, на столе педагога настроен компьютер, на экране высвечивается тема «Степень с целым показателем». Начинается диалог – спокойный, ровный. Вопрос учителя – ответ ученика, с места, но, не перебивая друг друга, не отрываясь от процесса мышления. Будто все вместе рассуждают вслух, но по очереди. Глядя со стороны, понимаешь, что эта методика скрупулезно отработана. Все дети вовлечены в общий процесс, хотя математические способности у всех, несомненно, разные.

    Очередное задание: выразить математическую часть словами. Звучат предложения. Учитель делает замечание:

    – Сорок девять четвертых, пожалуйста, проговаривайте четко окончания числительных!

    Другое замечание также свидетельствует о формировании общей и математической культуры, из него следует, что нельзя к устным и письменным выражениям относиться небрежно.

    – Математическая запись должна быть грамотной! Когда вы будете поступать в педагогический университет, к вам обязательно предъявят требования по правильному оформлению дроби.

    Такое заявление Светланы Николаевны небезосновательно. В 2002 году она окончила математический факультет УрГПУ. Теперь готовит для поступления своих выпускников. В этом году Олеся Берсенева, которая специально приезжала к Холкиной заниматься математикой из другой школы, поступила на бюджетное место на географо-биологический факультет УрГПУ. Это была их совместная победа – учителя и ученика! За этот скромный вклад Светлана Николаевна получила благодарность от декана ГБФ – Оксаны Янцер.

    Со всеми детьми Светлана Николаевна занимается после уроков бесплатно, входит в положение каждого: кто-то болел и много пропустил, кто-то просто не уяснил тему на уроке, у кого-то нет дома Интернета, а без Интернета никуда.

    Вот и сейчас на экране открываются задания с сайта «Решу ОГЭ». Судя по реакции класса, хорошо им знакомого.

    – Все помним, что в 9 классе для нас приоритет – подготовка к общегосударственной аттестации, поэтому выполняем задания, которые вам могут встретиться на экзамене.

    Задания на доске меняются: представить произведение в виде одночлена, соотнести выражения с их значениями, расположить выражения в порядке возрастания их значения.

    – Принимаются все безумные идеи, – подвигает к творчеству своих воспитанников учитель. И тут же подсказывает тем, кто идет неверным путем к решению.

    И опять в процесс вовлечен весь класс, учитель постоянно в контакте с ребятами, даже те, кто предпочел бы наклонить голову пониже или спрятаться за спину товарища, вынужден участвовать в диалоге. Она для каждого находит нужное слово – похвалы, одобрения или поддержки. Поправляет тех, кто пытается сократить ответ до краткого языка подростков:

    – Надо говорить математически правильно и в соответствии с нормами русского языка. Ищем рациональные пути решения, так как на экзамене будет много заданий и выполнить их надо будет в определенное время.

    Будто в подтверждение звенит звонок.

    – Кладем все ручки, экзамен закончен, вам не продлят его ни на минуту.

    И «экзаменуемые» покидают класс. А мы в перемену можем поговорить.

    – Светлана Николаевна, сейчас была алгебра, а геометрия?

    – Математику я преподаю блоками. Сейчас идет блок алгебры. Он будет длиться до контрольной работы. Геометрия сложней. Поэтому я и выбрала модульный подход. Если разрывать уроки во времени, то ребятам сложнее усваивать материал. Мой опыт показывает, что это более приемлемая форма преподавания математики.

    – Вы обращались на уроке к работе с сайтом, это норма?

    – Да, конечно. Это замечательный образовательный портал для подготовки к экзаменам! Его разработчик Дмитрий Гущин, «Учитель года – 2006» из Санкт-Петербурга. Все задания на портале систематизированы. Ребята могут их решать и тут же проверять. Я тоже могу к ним подключаться, и отправить нужное задание. Можно эффективно проводить индивидуальную работу. И организовывать дифференцированное распределение заданий в соответствии с уровнем знания детей. Все мои ученики, начиная с 8 класса, зарегистрированы на этом портале. Регистрация бесплатна. Я их учу, как пользоваться сайтом. Хотя они это умеют делать лучше нас, взрослых. Но, так как не у всех дома есть компьютеры, то я использую в процессе обучения мобильные устройства. И когда другие учителя говорят на уроках: уберите телефоны, я прошу их достать. Через мобильные устройства провожу контрольные работы, и сразу вижу, как дети справляются с заданием. Также есть вход на портал и через «ВКонтакте». Преимущества использования мобильного устройства заключаются еще и в том, что, например, пока дети едут в транспорте, они могут открыть сайт и заниматься математикой. В арсенале 500 000 задач самых разных типов, которые надо решить. Всем педагогам рекомендую этот сайт, для чего проводила мастер-класс в нашем районе.

    Светлана Николаевна 25 лет преподает в родной Грязновской школе.

    – Я обожаю детей, – говорит она. – Они все такие разные! Я люблю свою математику, и ни за что не променяю ее ни на какой другой предмет. Кого-то пугает подготовка и сдача ЕГЭ. Меня – нет. В этом году впервые в нашей школе балл ЕГЭ по математике был выше 76. А по русскому языку – 95! (учитель русского языка Ольга Алексеевна Берсенева) Представляете, что это такое для сельской школы! Все эти дети – умницы, без репетиторов поступили на бюджет в вузы – УрФУ, УрГПУ и другие. Теперь мне пишут ласковые письма: «Светлана Николаевна, не сходите с ума со своей работой!»

    Раньше у нее было хобби, любила вышивать. Теперь каждую свободную минуту посвящает поискам в Интернете сложных задачек, чтобы со своими умниками их разобрать.

Фото: Вадим Осипов