Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Школы бывают разные

Имею право творить добро!

Идешь мимо официозных зданий по улице Ельцина, переходишь через дорогу и оказываешься совсем в другом мире, где тишину нарушают только стук дятла и жужжание шмелей, а среди двухэтажек послевоенной постройки притаился такой же старенький, 1956 года выпуска, маленький детский сад на четыре группы. С очень большим названием: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — Центр развития ребенка — детский сад № 199 «Созидание».

Текст: Татьяна Мостон

IMG_8103.JPGIMG_8120.JPGIMG_8125.JPGIMG_8168.JPGIMG_8213.JPGIMG_8231.JPGIMG_8236.JPGIMG_8242.JPG

У ребенка есть право на творчество

12 лет назад сюда пришла работать психолог, сегодня – заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, Юлия Михайловна Рогинская. Она с удовольствием и гордостью показывает нам детский сад. В четырех группах занимаются 60 детей. В коллективе семь воспитателей, пять из которых имеют высшую квалификационную категорию, две – первую. Все работают здесь более десяти лет.

Во второй младшей группе дети сидят за круглым столом и что-то клеят. Воспитателем Натальей Анатольевной Городиловой была поставлена задача: создать на бумаге дом и елочку. А из каких фигур – каждый ребенок решает сам. Так рождается елочка из кружочков, больше похожая на снежную бабу, дом-паровозик и скворечник (кто сказал, что все домики должны быть для людей?).

  • Читать дальше...

    – Дети не отвлекаются на гостей, потому что знают: если занят делом, думаешь только о нем! – объясняет Юлия Михайловна. – Им надо принять инструкцию педагога, понять ее и выполнить. Видите, как они сосредоточены, работают обеими ручками. У ребенка есть право на творчество. Он может сделать так, как считает нужным. Работа по образцу идет в самом начале, когда мы обучаем детей чисто техническим навыкам. А сейчас они сами творят свои миры. Где-нибудь когда-нибудь и такая елка, из кружочков, имеет право на существование. Развитие творчества, инициативности, самостоятельности начинается здесь.

    На стенде – изображения весенней природы от другого воспитателя, Ольги Борисовны Глухаревой, увлекающейся фотографией. Рядом – библиотечка с непременными «социальными» книжками. В этой группе – «Мышонок Тим плохо себя ведет». Юлия Михайловна листает ее передо мной:

    – Социальный аспект для нас крайне важен. По сути, это книжка-инструкция: каковы последствия плохих поступков и что с этим делать. И у детей опосредованно откладываются в голове причинно-следственные связи: если я поступаю так, то я получаю результат, который меня не устраивает. И тогда нудное назидательство взрослых уже теряет свой смысл. В «Мышонка Тима» можно играть, его можно рисовать. В результате ребенок принимает эффективное поведение и усваивает его.

    В сенсорной коробочке в крупе рассыпаны мелкие игрушки.

    – Какая это крупа? – спрашиваю у малыша и получаю вполне определенный ответ:

    – Другая!

    На полке – коробочка ярости, в которой можно взять бумагу и выплеснуть на нее все негативные эмоции: исчеркать несчастную, смять и даже порвать. Рядом – карточки с разными эмоциями. Калейдоскоп – это волшебная история, способ расслабиться, снять эмоциональное напряжение. Здесь же – фотоальбом каждого ребенка с домашними фотографиями (вдруг соскучится по родным) и пальчиковый аквариум. Когда малыш начинает злиться, воспитатель помогает ему войти в роль и выразить свой негатив. Это скат может рыбку обидеть, а ребенок – нет.

    Все дети собрались в кружок для игры, а один новенький мальчик стоит в стороне.

    – И он имеет на это право, – комментирует Юлия Михайловна. – Воспитатель никогда не будет заставлять ребенка вступить в игру.

    Дети пошли паровозиком, и малыш приблизился к ним, встал в хвост, за плечи предыдущего «вагончика» еще не взялся, но дистанция уже минимальная. Еще немного, и тоже будет участвовать в игре наравне со всеми.

    – Адаптационный период у нас проходит на «ура», – рассказывает Юлия Михайловна. – Когда ребенок первый раз приходит в детский сад и начинает плакать или капризничать, мы понимаем, что он нам сообщает, как ему плохо. Он не знает, зачем его сюда привели, и куда исчезла мама. И воспитатель начинает с ребенком дружить. Формировать симпатию буквально на физическом уровне, с позиции низкого старта, глаза в глаза. Не может быть ребенка плохого, непослушного, капризного. Так он выражает свои потребности, и задача воспитателя – понять: когда ребенок ведет себя неправильно, неэффективно с нашей точки зрения, значит, с ним что-то происходит, о чем он нам, взрослым, сообщает таким поведением.

    Воспитатель приходит на работу, чтобы играть с детьми, рассказывать, как много на свете интересного и учить тому, что умеет. Он – специалист по развитию детей. Если ребенок расстроился, мы позволяем ему это расстройство прожить. Он имеет на это право. На слезы, на переживания. Но мы никогда ему не дадим проживать это в одиночку. Всегда рядом будет понимающий и поддерживающий взрослый. Параллельно мы еще будем учить ребенка разбираться в собственных эмоциях и помогать выйти из этого состояния. Мы будем писать письма маме, рисовать. Мы расскажем ребенку, чем мы будем заниматься сегодня, и в какой момент придет мама. Страх неизвестности пропадает. На завтра – мотивация: у нас будет секретная интересная игра, мы расскажем удивительную сказку и прочее.

    Младшие дети видят старших, которые их опекают, о них заботятся, помогают одеться и раздеться. Подготовишкам даже в голову не придет обидеть малыша – в их мире этого нет. Новенькие видят, что все дети довольные, счастливые, улыбающиеся. Они понимают, что переживать не о чем.

    Ребенок имеет право делать добро

    В средней группе дети объединились в отряды помощи и заняты важным делом «спасения животных» в городе Добрых Дел. Две девчушки в костюмах поварят лепят из пластилина миниатюрные и очень аппетитные морковки и вилки капусты.

    «Доктора» лечат зверушек:

    – Если сильно болеешь, кровь зеленая, а если сильно-сильно, то черная! А если здоровый, то кровь красная! У меня зайчик вообще до тысячи миллионов болеет, – объясняют они мне свой подход к медицине, туго заматывая игрушки бинтами.

    После такого «серьезного» лечения звери попадают куда? К психологам! Да, в этом детском саду дети любят играть в психологов, потому что их работу хорошо себе представляют – Юлия Михайловна успевает уделить внимание каждому. Две малышки в синих фартучках, сидя на желтом диване со смайликом, нежно укачивают, «успокаивают» пролеченных зверей.

    У мальчиков работа посерьезнее – надо построить дома и приготовиться к тушению очередного пожара.

    Воспитатель Елена Эдуардовна Ипатова показывает поделки, изготовленные детьми совместно с родителями: мирилку (коробочку с отверстиями на противоположных сторонах для просовывания ручек), домик, который раскрывается, и тогда можно поиграть внутри, и закрывается, пряча обитателей от посторонних взглядов.

    В группе проходит минутка рефлексии, когда дети выбирают смайлики с разными настроениями.

    – Жить надо радостно и счастливо, поэтому давайте поможем Ване, взявшему грустный смайлик, эту счастливую жизнь обрести. Что для этого надо сделать?

    – Сказать ему хорошие слова! Успокоить! Улыбнуться! Обнять, поиграть! Спеть песню!

    Просим детей спеть придуманную ими новую песню. Неохотно отрываются от своих неотложных дел, но откликаются на просьбу гостей, встают в кружок и поют: 

    Если помощь оказать
    Нужно очень срочно,
    Мы готовы прибежать
    Всем на помощь точно!

    В раздевалке все еще висит плакат, подготовленный к 8 Марта для мам (жалко снимать). Каждая мама – в шикарном платье, вырезанном из журнала мод:

    Наши мамы лучше,
    Чем Моника Белуччи!
    Самые красивые, невообразимые!

    Сколько маминых восторгов и даже слез вызвал этот продукт совместного творчества детей, творчества, которое в этом детском саду всегда носит социальную направленность!

    Дети имеют право на проявление эмоций

    В старшей группе занятия посерьезнее – там разыгрывают импровизированные спектакли в математическом театре и участвуют в числовой «бродилке». Все «умные» игры созданы воспитателем Ольгой Леонидовной Чиканцевой. Она показывает нам игрушки из вторичных материалов, сделанные детьми, аппликации, лепбуки, уголок логики и познавательного развития.

    А в это время дети уже строят ажурные дома из кусочков пластилина и зубочисток.

    – Работать с неоформленными материалами намного интереснее, чем с конструктором, – показывает Юлия Михайловна. – В конструкторе уже многое задано и предсказуемо. Также для нас очень важно, что любое творчество, изобретательство должно иметь социальную направленность. Строят не просто дом, а дом для кого-то. Изобретение создается для того, чтобы чья-то жизнь стала интереснее, позитивнее. Иначе можно получить «сумасшедших профессоров», ненавидящих все человечество.

    В подготовительной группе дети заняты в экологической акции: очищают болото, которое загрязнили «плохие туристы», собирают мусор по раздельным контейнерам с надписями: стекло, бумага, пластик и металл.

    На мой вопрос:

    – Что вы делаете?

    Дети спокойно отвечают:

    – Добро!

    Здесь тоже есть коробочка для гнева, но она обычно стоит без дела. За годы «дружбы» в детском саду все малыши уже научились разбираться в своих эмоциях и справляться с ними. На стене – плакат с изображением «Страны эмоций», где материк Радости соседствует с океаном Доброты, в котором плавает остров Боюська. Дети играют: каждый изображает капельку, которая полетала по миру, сделала доброе дело, и теперь о нем рассказывает ребятам.

    Выходим из группы. На стене – плакат-призыв: «Сделаем ненужное полезным!». Оказывается, вчера в садике был сбор макулатуры. Дети принесли более 400 килограммов!

    Здесь же – рисунки и сказки детей: треугольник превратился в рыбку, черепаху, оленя, который сбегал на Север за ягодами для друзей. Прямоугольник стал слоном, роботом, лошадкой. Про каждое существо – сказка, придуманная ребенком и записанная взрослым. Что характерно – все «герои» улыбаются. А на маленьком столике заботливо накрыт стол для гостей садика, где все блюда и посуда сделаны из пластилина. Здесь непрерывно о ком-нибудь заботятся, кого-то лечат или успокаивают.

    В садике нет отдельных, 15-минутных занятий, напоминающих уроки. Идет непрерывный образовательный процесс, где каждую минуту ребенок занят чем-то интересным, полезным, значимым для него, то есть своей собственной жизнью.

    – Задача воспитателя заключается в том, чтобы максимально совместить потребности ребенка с теми знаниями, которые для него могут быть важны, используя формы, соответствующие возрасту, в основном, игры. В подготовительной группе можно играть в школу. Здесь может быть занятие в традиционном варианте, когда все сели за столы и учатся красиво сидеть не потому, что так надо, а потому, что так удобнее слушать и запоминать. Ребенок никому ничем не обязан, дети не просят, чтобы их сюда привели. Малыш должен чувствовать абсолютное безусловное принятие. А для этого воспитатели должны создать атмосферу, где ребенку будет комфортно, безопасно, где ему будет интереснее, чем дома. И мы этого добиваемся: наши дети в выходные и во время отпуска просятся в садик.

    Мы проводим много открытых мероприятий, и гости-педагоги всегда удивляются:

    – Почему у вас так тихо? Дети-то где?

    Дети все заняты делом, у них идут свои процессы. Воспитатели каждый раз говорят о том, что надо пожалеть свои и чужие ушки, свои горлышки, разговаривать вполголоса, ведь мы все друг друга слышим. И у детей нет повода для крика, выяснения отношений, как и для слез и капризов.

    С января этого года вступила в должность заведующей детским садом Марина Владимировна Февралева.

    – Юлия Михайловна была первой, кто меня принял и помог войти в коллектив, – рассказывает она. – Дети спокойные, воспитанные, любознательные. Педагоги – настоящие профессионалы. Все новое, что я здесь вижу, я готова поддержать, и не со стороны, а непосредственным участием.

    ***

    Садик под стать окружающему его пространству – в нем тоже разлиты покой и тишина. Но это не молчание детей, притихших после окрика взрослых, а созидательная тишина занятых серьезным и интересным делом людей.

Фото: Александра Карпушева