Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Точка роста

Хоть поверьте, хоть проверьте, но даже в наше нелегкое для школьного образования время есть школы, в которые дети идут с радостью и охотно проводят там время после уроков. В маленьких городах их больше, чем в крупных. Развлекательных, развивающих ресурсов и ролевых моделей для любознательных детей и подростков в этих городах вне школ не так уж много. Вот школы и притягивают всех тех, кто хочет жить интересно и ярко даже за сотни километров от мегаполиса.

Текст: Ирина Шаманаева 

Настрой на сотрудничество 

Туринская школа № 2 имени Ж.И. Алферова находится в поселке при целлюлозно-бумажном заводе. Город сам по себе невелик, но вытянут в длину – даже за час его не обойдешь. Так что здесь свой, немного обособленный мир, ближе не к центру, а к сельским территориям Туринского ГО. У школы есть свой автобус, который по утрам собирает ребят из окрестных деревень, а после уроков развозит их обратно.  



Первое сентября в школе наступило только 5-го: наш визит оказался первым днем занятий. Ремонт едва закончился. Директор Елена Владимировна Медведева «висит на телефоне», решая оставшиеся проблемы.

– Летом школа была внутри практически в руинах, – рассказывает она. – Здесь штробили стены и меняли всю проводку. Мы только-только успели привести все в нормальный вид. Жители поселка, встречая меня, спрашивали: «А что, вы не откроетесь 1 сентября?» Я успокаивала: «Конечно, откроемся! Сутками будем работать, но детей примем». Помогали все: и учителя, и родители, и сами дети. Детей я гоняла, потому что им нельзя работать в таких условиях, но они нашли выход – забегали по уже  отремонтированному  запасному выходу прямо в классы и там убирали, мыли. И теперь все пришли в красивое отремонтированное здание.

В первый школьный день вместо уроков был поход. По словам заместителя директора по воспитательной работе Веры Александровны Хмелевской, это давняя традиция. 11-классники уходят с ночевкой, причем сами разрабатывают этапы, полосу препятствий и возвращаются героями. Для остальных ребят, их учителей и родителей поход однодневный, с обедом, играми, песнями. Вот с такой «настройки» на дружбу и сотрудничество здесь начинается учебный год. 

Нынешнее здание школы – уже третье за ее историю (а открылась она незадолго до войны). Сначала она размещалась в деревянном двухэтажном здании. Это сюда ходил юный Жорес Алферов, будущий ученый, когда жил в Туринске в эвакуации, а его отец работал директором ЦБЗ. В 1950-е годы школа переехала в новое помещение, казавшееся, наверное, дворцом среди деревянных построек. Сейчас там располагаются начальные классы. Места едва хватает. В школе 570 детей, и нескольким классам приходится учиться во вторую смену.

Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Главное – им интересно жить! Вера Александровна рассказывает о том, чем занимаются школьники, и вскоре перестает хватать пальцев, чтобы сосчитать все их дела.

–  У нас очень хорошо работает школьное самоуправление. Ученический совет старшеклассников избирают сами школьники, и он работает по  направлениям: спорт, образование, творчество, правопорядок и информация. В выборах председателя Совета старшеклассников  участвует вся школа. Там и предвыборные программы кандидатов, и бюллетени с избирательными урнами, и праздник инаугурации с клятвой на школьном уставе! Есть у нас волонтерские отряды, которые организуют благотворительные акции. Уже 10 лет школа участвует в проекте «Будь здоров», специальный профилактический отряд пропагандирует здоровый образ жизни, прежде всего отказ от курения. Ежегодно мы занимаем первые места в районе. Ребята в течение года проводят массу работы и с младшими школьниками, и с населением, выступают на радио, на телевидении, пишут статьи в нашу местную газету. Конечно, это большая нагрузка и на них, и на педагогов, но работать всем нравится. Мы регулярно становимся победителями спартакиад. Есть прекрасный отряд юных инспекторов дорожного движения, дружина юных пожарников. Когда много дел, каждый находит дело по своим интересам.

Инженерное мышление

Сознательно не сразу спрашиваю об учебной деятельности, знаю по опыту: если дети охотно проводят свободное время в школе, значит, с учебой там тоже порядок. Школьники – люди взыскательные, могут жаловаться на строгость учителя, но слабо владеющего предметом и классом педагога вряд ли будут уважать. Значит, и на общественную работу их не поднять – убегут во дворы или в соцсети.

Предположение оказывается верным: дети выходят из школы прилично подготовленными.

Беседуем с Мариной Леонидовной Стародубцевой (кстати, в этом году она стала лауреатом конкурса на получение денежного поощрения лучшими  учителями образовательных организаций Свердловской области). В школе она работает уже 25 лет. Окончила УрГПУ, тогда еще СГПИ, преподает физику и информатику.

– Времени на хорошую подготовку у нас мало – 2 часа по программе и полчаса-час электива для желающих. Совсем высоких баллов не было, наверное, уже два года. Но стараемся держаться на уровне 50 баллов. Даже с ними дети поступают на бюджет.

Марина Леонидовна – учитель-новатор, первая в районе стала преподавать физику по ФГОС  9 класса. Уже есть наработки, которыми можно поделиться с коллегами, и она много работает в районном методическом объединении, дает открытые уроки.

– Мои уроки доступны для всех, даже родители и коллеги из других школ на них приходят, – говорит она. – Наша школа в этом плане очень открыта. У нас можно без проблем попасть на любой урок к любому учителю.

У школы подписан план совместных мероприятий с ЦБЗ и УГЛТУ. С прошлого года здесь начали работать по проекту Уральской инженерной школы. Учитель химии Татьяна Владимировна Кузнецова  участвует в областном проекте «Промышленная карта России», и в августе вместе с девятиклассниками ездила в Москву для участия в 26-й Всероссийской акции «Я – гражданин России». Со своим проектом школьники заняли 4-е место!  

Школа носит имя лауреата Нобелевской премии по физике Жореса Алферова и поддерживает с ним контакт. Фонд Ж.И. Алферова ежегодно выплачивает стипендию (по 1000 рублей каждый месяц) двум достойным ученикам школы. Ученики и педагоги встречались с Алферовым в Санкт-Петербурге, и сам Жорес Иванович приезжал в Туринск. В свой первый  приезд он подарил школе 25 компьютеров. Так у школы появился компьютерный класс и выход в Интернет. Это было в «нулевые» годы, когда финансирование оставляло желать лучшего, и многие школы в глубинке жили вообще без компьютеров. Об этом эпизоде нам рассказал Андрей Вотинцев, заведующий сектором культурно-массовой работы Центра культуры и досуга УрГПУ, сам уроженец Туринска, выпускник школы № 2 и алферовский стипендиат.

Доступная среда и недоступные специалисты

– В прошлом году мы попали под программу «Доступная среда», – рассказывает директор школы. –  Сделали входную группу, пандус. Это необходимо, потому что детей с ОВЗ и инвалидов у нас много.

Вот кабинет логопеда Елены Николаевны Неймышевой, выпускницы ИСО УрГПУ. Оборудование тоже приобретено в рамках программы «Доступная среда». Есть интерактивная доска с проектором, микрофоны, «говорящее зеркало». Спрашиваю, много ли нуждающихся в помощи логопеда.

– Очень много! Столько, что не одна логопедическая ставка в школе нужна. Это раньше в классах был один такой ребенок, а сейчас хорошо если один здоровый...

В ближайшие две недели Елена Николаевна будет проводить диагностику всех детей и определять, кто нуждается в коррекции.

– В прошлом году в школу пришел мальчик с синдромом Дауна, – рассказывает она. – Вообще не говорящий. Учится и сейчас, во второй перешел. Занимается в основном дома, но к логопеду и на некоторые школьные мероприятия ходит в школу. У него здесь любимая доска с игрушками. Подвижки за год есть, причем заметные. Пришел ребенок, который не только не говорил, но и вообще не контактировал с посторонними взрослыми. За год он повеселел, раскрылся.

Заместитель директора по учебной работе Наталья Викторовна Мищенко продолжает эту тему и приводит цифры и факты, которые заставляют задуматься.  

– Детей с ОВЗ у нас на сегодня 45 человек. Это в основном дети с интеллектуальными нарушениями и с задержкой психического развития. Родители не хотят их переводить в коррекционную школу, хотя такая школа у нас в городе есть, имеют право.  Учатся дети с ОВЗ по адаптированной программе, у каждого ребенка – индивидуальный образовательный маршрут. Сидят в обычных классах, кроме совсем тяжелых случаев. Конечно, у них отведено больше часов на технологию, и нам очень не хватает педагога, который бы занимался трудовым обучением именно с этими детьми.

Из дальнейшей беседы выясняется, что не хватает также  олигофренопедагога и специального психолога. Ставок нет. Хотя на такое количество детей с ОВЗ они необходимы! Как такового нет даже психолога, эту работу ведет по совместительству учитель начальных классов с психологическим образованием. Сейчас школа лицензируется на программу дополнительного образования. Может, хоть таким путем удастся «добыть» нужные ставки…

Коллектив – это сила!

В школе есть музей, им заведует преподаватель технологии Елена Борисовна Степанова. Там узнаем много интересного о педагогическом коллективе. На стенде с именами выпускников, которые вернулись в свою школу учителями, вижу почти всех, с кем сегодня познакомилась. Среди них и Наталья Викторовна Мищенко, и Вера Александровна Хмелевская, и Елена Владимировна Медведева. И сама Елена Борисовна хоть и не отсюда, но эту школу уже считает своей родной. Около 50% педагогического состава – бывшие ученики. УрГПУ сегодня, с появлением прямого автобусного сообщения между Туринском и Екатеринбургом, выбирают все желающие получить высшее педагогическое образование. В этом году в УрГПУ поступило четверо выпускников школы № 2. Самый известный в университете ее представитель – это, пожалуй, Андрей Вотинцев. Он рассказал, что поступать в УрГПУ его сориентировала учительница литературы и классный руководитель Елена Васильевна Широковская. Прежде он и не знал, что есть такой вуз. В результате подал документы только в него, легко поступил в институт музыкально-художественного образования и ни разу не пожалел об этом.

Школа помнит своих знаменитых учеников. Среди них, кроме Жореса Алферова, выдающийся каскадер Александр Массарский, создатель первого свердловского трамвая Александр Гейзер, известный профессор-химик Леонид Деев.

Всех первоклассников обязательно приводят на экскурсию в музей. И они начинают понимать, что «школьная семья» – не просто метафора. Конечно, потом будет и рутина, и неудачи. Но и успехи будут обязательно! А главное, свои школьные годы эти ребята проведут среди неравнодушных людей.    

 

Фото: Дмитрий Земсков