Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Перевернутый, цветной, бинарный... — что это? Урок!

Понятия «урок» и «класс» обычно связывают с «Дидактикой» Яна Коменского и 1632 годом. Если покопаться в просторах Интернета, можно найти, что эти процессы возникли еще в эпоху античности, где в спартанской системе воспитания агогэ форму класса представляли «агелы» — отряды.

Изменилось ли с тех пор общество? Ответ очевиден. Стал ли другим урок? Ответов может быть огромное множество. Современному уроку, его новым возможностям и результатам, был посвящен мартовский V Международный форум лидеров образования, одним из партнеров которого выступил Уральский государственный педагогический университет.

Мнения о судьбе урока разделились. Марина Битянова, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Классное руководство и воспитание школьников» Москвы, заявила однозначно: «Урок исчерпал свой потенциал, но остается основной формой образовательного процесса. Соблюдение традиций — это любовь к чемоданам без ручки. Наши инновации — это не состоявшиеся в массовом образовании столетние методики». М. Р. Битянова выделила три принципиально важные инновации в организации учебного процесса: обучение как деятельность, перевернутый класс как другой взгляд на роль школы в развитии ребенка и индивидуализация, уход от классно-урочной системы.


По словам Ольги Соболевой, руководителя программы дошкольного образования «Диалог», автора и разработчика системы инновационных методик обучения и развития дошкольников и младших школьников, урок не исчерпал себя, современный урок должен расширить границы, чтобы выйти на расширение сознания учителя и ученика.



После стихийной пленарной дискуссии началось самое интересное — открытые уроки нового типа. В 47-ой гимназии только в первый день форума было продемонстрировано около 40 открытых мероприятий и мастер-классов, каждый из которых раскрывал новые грани старого и всем знакомого урока. Собравшиеся познакомились с такими его формами, как «перевернутый класс», «цветной урок», «бинарный урок», КСО (коллективные способы обучения), «сингапурские практики» и многими другими. На некоторых нам удалось побывать.

Перевернутый класс

— Полет — это один направленный отрезок или много? — спрашивает у десятиклассников Герман Эдуардович Залетин, учитель математики 47-ой гимназии.

После небольшой дискуссии класс приходит к выводу о множественности отрезков, так как люди двигаются вместе с самолетом, и путь каждого образует отрезок.


Тему «Простейшие задачи в координатах» школьники изучали дома, а закрепление материала происходит на уроке. В этом суть методики «перевернутый класс».

Затем старшеклассники достали свои смартфоны, ввели пароли, первые буквы фамилии и начали решать задачи в программе Kahoot. it, находить координаты точки В. На доске появилось количество выбранных вариантов решения задачи. Как оказалось, к учителю поступает и более подробная расшифровка, кто именно из детей как ответил. Ни учебников, ни тетрадей не понадобилось.


Спрашиваю у сидящих рядом учеников, как они относятся к такой технологии изучения материала.

— Мне очень нравится, я слушаю материал дома на смартфоне, — отвечает Рома Платонов.

— А я читаю параграф в учебнике, мне так понятнее, — делится Влада Гурлиев.

Вот вам и решение вопроса, как учитывать сенсорные особенности восприятия учеников (зрительные, слуховые, тактильные и другие).


Методику перевернутого класса показывали также Алена Александровна Перина в 5 классе и Алена Зуфаревна Байбатырова в 8 классе. Видимо, в 47-ой гимназии технология «переворачивания» классов очень распространена.

Из положительных качеств методики учителя называли формирование ответственности учащихся за собственные знания, самостоятельности, из недостатков — сложность контроля, игнорирование задания, которое приводит к зря потраченному времени на закрепление «неизвестного» на сегодня материала.

Бинарный урок

У доски в 7А классе стоят два учителя. Звучит приветствие на двух языках — русском и английском. Начинается бинарный урок литература + английский язык, который ведут учителя 47-ой гимназии Мадина Асхатовна Макурина и Алена Викторовна Симакова.


Пока Алена Викторовна с упоением читает стихотворение о волхвах, выясняет его тематическую структуру, Мадина Асхатовна молча выстраивает на доске интеллектуальную карту.


Затем приходит очередь английского языка. Образы героев рождественской новеллы О. Генри «Дары волхвов», их взаимоотношения, интерьер комнаты обсуждается на языке оригинала.

Не менее интересен был бинарный урок литература + музыка, который провели лауреат специальной премии «За яркий дебют в профессии» конкурса «Учитель года России» 2015 году Александр Владимирович Рухлов и Евгения Сергеевна Александрова, победитель конкурса «Учитель года России» в Ленинградской области в 2015 году.

На уроке «Популярная культура: принимать или сомневаться?» десятиклассники сравнивали два признания в любви — А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение» и песню Егора Крида «Самая-самая» («О, боже, мама, мама, я схожу с ума»).

После обсуждения с Александром Владимировичем особенностей стихотворений, рассмотрения рифм и образов, пушкинских «мгновенье-виденье», «суеты-черты», рифмы Е. Булаткина «обед-омлет», «проблем-колен», «сама-глаза» были мягко названы «неточными».


Далее вступила в диалог учитель музыки Евгения Сергеевна:

— Любовь какая?

— Бесконечная, значимая, сложная, возвышенная, жертвенная, вдохновляющая, оживляющая, — отвечают ей старшеклассники.

— Какой должна быть мелодия объяснения в любви? — спрашивает учитель, и дети подбирают эпитеты:

— Плавная, негромкая, нежная, глубокая.

Учитель на синтезаторе проигрывает куплет популярной песни, лишенной украшающей ее аранжировки, и становится ясно, что мелодия неразличима, ее просто нет, она проще любой детской песенки.

Принимать ли такое искусство, решать детям.

Урок будет жить

Александр Владимирович рассказал о своей работе в школе для одаренных детей Ленинградской области. Уже в октябре все начинают готовиться к новогоднему спектаклю, в котором задействовано большинство учащихся и преподавателей школы. Сами пишут сценарий, готовят костюмы, репетируют. Это помогает ребятам, только что поступившим в школу, приехавшим из разных уголков области, влиться в коллектив, проявить свои способности. В пьесе не менее семи сцен, в каждой участвует по 3-4 главных героя, что позволяет реализовать творческие способности многих детей. А еще учитель пишет стихи, любимый жанр — сонет, и с удовольствием открывает секреты стихосложения всем желающим.

Внеклассная работа таит в себе огромный потенциал, но во главе угла в школе по-прежнему остается урок.

На открытых уроках форума было интересно не только детям, но и всем присутствующим взрослым. Угнетало одно — что не можешь разделиться на несколько фантомов, чтобы посмотреть все мероприятия, идущие одновременно. После подобной «практики» сложился однозначный ответ по «ленинской формуле»: «Урок жил, урок жив, урок будет жить». Просто он не должен стоять на месте, он должен меняться, расширяться, углубляться, сливаться. Быть современным.

© Татьяна Мостон,
Фото — Наталья Логинова