Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Главней всего — погода в школе!

— Не школа, а праздник! — эти слова одного из гостей как нельзя лучше характеризуют гимназию № 47 Екатеринбурга. Судите сами: здесь девять хоров, все учащиеся поют и танцуют, параллель восьмых классов ставит мюзикл «Нотр-Дам де Пари» на французском языке, а параллель седьмых – спектакль «Ромео и Джульетта» на английском.

«У нас нет дней закрытых дверей»

Школьная форма введена не только для учащихся, но и для учителей – строгие синие костюмы, белые блузки, на шее – фирменный платок (у мужчин – галстук). Школа перешла на 10-бальное оценивание и внедрение нового ФГОС во всех классах, на 5-дневную учебную неделю с выведением субботних уроков на дистанционное обучение. Входит в число 200 лучших школ России. И это при отсутствии конкурсного отбора – здесь принимают всех детей своего микрорайона.

– У нас нет дней закрытых дверей. Мы работаем в формате 3Д: душевность, духовность, доброжелательность, – утверждает директор гимназии Елена Крюкова. – Наша цель – дать детям высочайший уровень образования и создать им условия для счастливого детства.

В гимназии накоплен широчайший инновационный опыт, которым она щедро делится со всеми школами страны. Вот и в этом учебном году с 31 октября по 3 ноября здесь прошла методическая сессия, на которой собрались учителя и руководители образовательных организаций России, в том числе – преподаватели и студенты УрГПУ.

Четыре дня включили в себя двадцать отдельных сессий по самым разным темам: формирующее оценивание, робототехника, учебное проектирование, интеллектуальная физкультура, смысловые стратегии чтения и многим-многим другим. Интересные идеи и новые направления можно было черпать большой ложкой. К сожалению, везде побывать было физически невозможно, поэтому расскажем лишь о некоторых.


Актуальная школа. Какая она?

О современных управленческих технологиях в работе руководителей школы рассказала заместитель директора Надежда Шутова. После знакомства и просмотра мотивирующих фильмов началась работа в группах. Каждой было предложено ответить на вопрос: «Актуальная школа, какая она?», подобрать определения от имени учеников, родителей и учителей. Затем записи передавались по кругу, и каждая группа добавляла что-то новое. Оказалось, что для родителей самое важное, чтобы школа была безопасной и здоровьесберегающей, для детей – доброжелательной и технически оснащенной, для педагогов – обеспечивающей профессиональный рост и достойную зарплату.

Примерно так в гимназии проходят общешкольные установочные собрания, где родители, дети и педагоги выделяют самые актуальные ценности, которые должна реализовать школа. Затем выстраивается миссия школы и стратегический план ее развития. Методический совет, в который входят гимназисты, учителя, родители и администрация школы, продумывает условия и формы реализации каждой ценности.

Так, в коллегиальном режиме, внутри школы выстраивается общий вектор ее развития, когда все понимают, зачем проводится то или иное мероприятие, и что это даст.

Какие еще современные управленческие технологии использует администрация школы? Никаких велосипедов здесь не изобреталось. Был изучен, переработан и применен опыт зарубежных компаний: майнд-менеджмент (решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт), проектный менеджмент, тайм-менеджмент (управление временем), стресс-менеджмент (управление в момент стресса), бенчмаркинг (процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями с последующей реализацией изменений) и многие другие технологии, активно применяемые сегодня не только за рубежом, но и во многих успешных российских компаниях. (О любой технологии есть масса литературы, поэтому нет смысла останавливаться на каждой подробно).

Управленцами гимназии также хорошо изучена мотивация персонала и выстроена соответствующая система стимулирования. Все ли руководители школ могут назвать мотивационные типы персонала? В свое время в угольной промышленности страны использовалось свыше 20 тысяч моральных стимулов. Сколько их в современной образовательной организации?

Надежда Владимировна поделилась, что на днях ей позвонила растроганная до слез мама, сообщившая о телефонном разговоре с директором школы. Елена Михайловна полчаса рассказывала, какая Надежда Владимировна замечательная. Это стимул? Еще какой!

Новые формы уроков или внеурочной деятельности отрабатываются сначала на педагогическом коллективе. Ни один педсовет не проходит в привычном формате – когда говорит директор или завуч, остальные слушают. Все мероприятия для учителей – в интерактивной инновационной форме.


Что первично — проблема или противоречие?

На стенах – плакаты, на мольбертах в коридоре – информационные листки. И везде – алгоритмы. Как правильно чистить зубы? Как посадить дерево? Как решать проблему? Последний алгоритм понравился очень: «Вы можете решить эту проблему»? Оба ответа – «Да» и «Нет» ведут к заключению: «Значит, не о чем беспокоиться!».

В гимназии начинается любимый всеми МДО – День междисциплинарного обучения, посвященный, как не трудно догадаться, теме «Алгоритм». Этот день начинается и заканчивается классным часом.

Открытый классный час «Старт дня» в 7 «В» провела Лариса Владимировна Пономарева, руководитель проекта «Одаренность без границ». Она познакомила детей с девизом дня: «Мозги не гибнут от износа, а ржавеют от неупотребления» П. Бови.

После бурного обсуждения фразы – просмотр мотивационного фильма. Вопросы, придуманные детьми по теме «Алгоритм» заставят задуматься любого взрослого:

– Можно ли менять местами пункты алгоритма?

– У всех ли действий есть алгоритм?

– Упрощают или усложняют жизнь алгоритмы?

Затем – работа с дневником участника Дня МДО, в котором – поле для ассоциаций к слову «Алгоритм», карта содержания фильма, маршрутный лист по 12 лабораториям и другие блоки. После заполнения дневника он сдается на оценивание экспертной группе, и ученики, заполнившие дневники лучше всех, получают сертификат на оценку в 9 баллов по любому предмету на их выбор. Почему по любому? Потому что день-то – междисциплинарный! На каждом уроке в этот день пять минут уделяется заданной теме. На переменах работают творческие лаборатории, например, «Юный археолог», где надо не только «раскопать» из песка доисторическую раковину, но и выстроить план действий, чтобы разместить ее в музее. В другой лаборатории продумывают алгоритм начала работы над проектом:

– Что первично – проблема или противоречия?

В лаборатории «Золотая полка книг» расставляют книги сообразно размеру, цвету или содержанию.

К концу дня каждая группа, а затем – весь класс должны подготовить интеллектуальную карту, и лучшие, опять же, не останутся без поощрения.

Дни МДО в гимназии проводятся один раз в месяц. На предыдущих рассматривали такие всеобъемлющие понятия, как вода, время, свет.

Карина Каранчук из 7 «Г» класса с восторгом отзывается о таких днях:

– Я очень люблю Дни МДО – это очень интересно и весело. Узнаем много нового. В 47-ой гимназии я учусь третий год, она очень отличается от моей прежней школы, и я рада, что попала сюда.

Пока Дни МДО готовит рабочая группа педагогов, но в ближайших планах – поручать это старшеклассникам. Механизм уже отработан, но каждый раз требуется свое наполнение согласно выбранной тематике.


Технологии из Сингапура

В рейтинге стран по уровню среднего образования, проводимом TIMSS, начиная с 2003 года, стабильно первые-вторые места занимает Сингапур, эта крошечная страна-город с населением в 5 с небольшим миллионов человек, получившая независимость лишь в 1965 году и экспортирующая даже песок и пресную воду! (Россия в данном рейтинге за это время поднялась с 9-17 до 5-10 места). Поэтому к технологиям, используемым в Сингапуре, наблюдается последнее время повышенное внимание всего мира. Татарстан один из первых обучил всех школьных учителей сингапурским технологиям. И все же в России это – добровольное дело энтузиастов.

В 47-ой гимназии все до одного учителя прошли обучение сингапурским технологиям и активно их используют. Урок основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 «В» классе начинается с видеосюжета, где учителя истории рассказывают об отношении древнего человека к природе.

Дети сидят группами по четыре человека, в каждой по центру – Manage Mat – карточка, указывающая, кто из детей – партнеры по плечу, а кто – партнеры по лицу. Пятиклассники рукопожатием приветствуют своих партнеров, и начинается работа. На спинках стульев – картинки с изображением людей в национальных костюмах. Ребенок определяет название народности: славяне – саамы – коми – эвенки, читает текст о них и записывает главную мысль. Листочки передаются по кругу, и каждый участник группы вписывает свое предложение, получая в конечном итоге все четыре записи.

Учитель искусства Лариса Кузьмина применяет High Five (сигнал тишины и привлечения внимания), беседует с детьми, выясняя, о чем идет речь в тексте. Всем классом выводят ценность, которую необходимо положить в «сундучок» – «Бережное отношение к природе», она же – тема сегодняшнего урока.

Затем пятиклассники выясняют, что такое заповедник, как изменилось со временем отношение людей к природе, и что они сами могут сделать, чтобы сберечь природу своего края. Один сингапурский прием нанизывается на другой, выстраивая структуру урока – необычного, интересного, где дети весело и много двигаются, говорят, делятся мнениями и делают выводы.


Девятиклассники – люди солидные, они не так непосредственны, как пятиклашки, но сингапурские приемы нравятся и им. На уроке геометрии, который ведет учитель математики Алена Байбатырова, у них более серьезные роли в группе: докладчик, хранитель времени, оформитель и координатор. От работы каждого зависит успех группы, а, значит, и оценка – одинаковая для всех.

На четырех досках группами записываются решения задач домашней работы. Затем около доски остается координатор, ученики переходят к следующей доске и проверяют правильность своего решения. В итоге каждый сам себе выставляет оценку, прибавляя балл за аккуратность. Наивысший балл – 9.

Затем группа сама выбирает задачу – на 6, 8 или 9 баллов. Три группы выбрали задачу на 9 баллов, одна группа – на 8 (кстати, восьмерка, девятка и десятка в аттестате трансформируются в привычную всем пятерку, но ученики бьются за каждый балл).

Школьники определяют биссектрисы, медианы, площади и периметры, и все это – со знанием материала, с чувством собственной правоты, солидно и активно. Не могу сказать «весело» и «радостно», все-таки девятиклассники – люди серьезные. Тем более, когда на них смотрят тридцать пар незнакомых придирчивых глаз гостей.

Заметно, что все эти сингапурские приемы со сложными названиями им хорошо известны, они не вызывают удивления или растерянности, а, значит, не являются показухой, а прочно вошли в жизнь школы.


Ключи от планеты детства

На подведении итогов методической сессии гостей до слез растрогала ария Belle из оперы «Нотр-Дам де Пари», исполненная на французском тремя мужчинами – учителями истории, химии и физики (не музыки и не иностранного языка!). Вдохновение и страсть, с которыми они исполняли свою роль, хорошо поставленные мощные голоса вызвали удивление, а затем – восхищение гостей. Были и танцы, и хоровое пение детей и взрослых. 

– Нам доверили ключи от всех дверей планеты детства,

И я с волнением иду на свой урок, – поют хором учителя гимназии, и чувствуется, что это – коллектив, способный решить любые задачи.

Четыре дня были посвящены разным временам года, но любимым в гимназии является весна – сезон надежд, развития и расцвета.

– Погоду в школе можно создать такую, как вы хотите, – уверена директор Елена Михайловна.


© Татьяна Мостон
Фото — Александра Карпушева, Татьяна Мостон