Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Программу начальной школы — за первый класс

— Программу первого класса заканчиваем в сентябре, и до конца года осваиваем всю программу начальной школы, — рассказывает о своей методической системе Владимир Жохов. — Во 2–4 классах изучаем основы географии, астрономии, истории, обсуждаем произведения Достоевского и других классиков, осваиваем три иностранных языка на уровне свободного общения и многое другое. На каждом уроке дети поют, рисуют, они могут вставать, ходить, говорить вслух. Наша система — единственная, удовлетворяющая всем требованиям нового ФГОС и даже перекрывающая эти требования.


«Жоховцы» и традиционалисты

1 апреля в римской аудитории УрГПУ собрались как приверженцы методической системы обучения Владимира Жохова, так и ее противники, поэтому семинар получился «жаркий». Почти каждое заявление «жоховцев» встречало нападки приверженцев традиционной системы обучения.

— Детям учиться очень интересно, они плачут и не хотят идти на каникулы, не хотят уходить из школы домой, — рассказывали учителя, работающие в «жоховской» системе.

— У нас тоже некоторые дети не хотят уходить домой, — опровергали их традиционалисты.

— В сентябре я поменял стекла в разбитых очках, привязал их на резиночку, чтобы не снесло ветром, но выдержал, ни разу не закричал на детей и не сделал им замечания, — рассказывает учитель Нижнетагильской школы «Подсолнухи» Андрей Чернов. — В октябре начали вырабатывать правила нашей жизни, например: «Нельзя прикасаться к другому человеку без его разрешения».

— Мы тоже запрещаем детям прикасаться друг к другу, рассказываем о личном пространстве, — возражали учителя, работающие по обычной системе.

К середине семинара несогласные начали покидать помещение. Так проще. Ничего не менять в своей методике, не утруждать себя желанием понять и вникнуть.

Давайте положим руку на сердце, и скажем, что многие учащиеся начальных классов не хотят ходить в школу, что драки, потасовки и дерганье за косичку не являются редкостью в среде учащихся. Так может, есть смысл дать жоховской системе право на существование?

«Совесть, благородство и достоинство»

Инициаторами внедрения новой системы являются в первую очередь родители. Именно они выступили с инициативой пригласить Владимира Ивановича в УрГПУна семинар, они создают свои родительские сообщества и организуют автономные классы и частные школы, работающие по его системе. Переводят своих детей на «семейное обучение», чтобы те в конце 4 класса с блеском сдали все экзамены и перешли в 5 класс обычной школы. Кстати, четвероклассники хорошо справляются с диктантом за 7-ой класс, так как всю орфографию и часть пунктуации осваивают в начальной школе. Родители уговаривают учителей и директоров муниципальных школ работать по Жохову.


Тут тоже есть о чем задуматься. Многие родители боятся традиционной школы, у них еще свежи в памяти окрики учителей, родительские наказания за двойку, насмешки и издевательства «товарищей» по классу. Они хотят уберечь от всего этого своих детей. Да, школа стала гуманнее, отношение к детям изменилось, или мы хотим так думать?

Жохов разработал не просто систему обучения, самое привлекательное в ней, на мой взгляд, воспитательное влияние на детей. Когда ребенок отвечает правильно, класс хором кричит «Ура!», когда ошибается, дети выкрикивают: «Хочу помочь!», и один из них идет объяснять однокласснику, что тот не понял.

С днем рождения ребенка поздравляет весь класс на ушко. Дети знают, что сначала надо сказать про товарища что-то хорошее, а потом что-то нужное ему пожелать. С Днем 8 Марта каждый мальчик поздравляет 5-6 девочек, и каждой он на ушко говорит о том, какая она замечательная. Самые смелые целуют девочкам руки и ставят в тупик мам и бабушек, когда, поздравляя их, целуют руки им.

Дети очень любят бывать в музеях. Однажды в музей истории Москвы пришел «жоховский» класс. Все сбежались посмотреть, как спокойно и красиво дети раздеваются, мальчики помогают девочкам снять пальто и расстегнуть тугие пуговки. Затем дети прошли в зал и начали задавать вопросы про находящиеся в витрине черепки. Экскурсовода за все время существования музея ни разу про эти экспонаты никто не спрашивал, и она не знала, что ответить. Тогда дети сказали ей, что через неделю они придут снова и очень надеются, что она им все расскажет.

Отзыв одной из мам ученика «жоховского» класса:

— Наших детей отличает уважение человеческого достоинства, отсутствие насмешек над более слабым ребенком, дружелюбие и сострадание к окружающим людям, острое чувство справедливости и правды.

— Мы воспитываем в детях внутреннее достоинство. В конце 4 класса обсуждаем песню Булата Окуджавы «Совесть, благородство и достоинство», — рассказывает Владимир Иванович. — Наши дети горой стоят друг за друга, и ни одному старшекласснику не удается безнаказанно дать подзатыльник, они облепляют его, как воробьи ворону, и волокут к классному руководителю или директору, по дороге объясняя, почему так делать нельзя. Они не позволяют в средней и старшей школе учителям на них повышать голос или прилюдно кого-то ругать.


Если система работает, дети не болеют

Кто же такой Владимир Жохов, и в чем особенность его методики обучения?

Владимир Иванович — заслуженный учитель России с 50-летним стажем работы в школе. Свою систему он создал двадцать лет назад, после того, как 11 лет «отходил» в Московский медицинский институт усовершенствования врачей, не пропуская ни одной лекции светил медицинской науки.

— С собой в сумке у меня всегда был белый халат, который был своеобразным пропуском в институт, — рассказывает Владимир Иванович.

Свою систему он разработал на основе новейших открытий в области детской физиологии, нейрофизиологии, психолингвистики и других наук и называет природообразной.

В начале урока дети поют под фонограмму песню. Оказывается, это один из лучших способов наладить межполушарное взаимодействие. За музыку отвечает правое полушарие, за текст — левое. Дети знают множество песен и с удовольствием их поют, где только можно — во время прогулок, поездок. Однажды они сели в автобус и запели хором «Гимн России». Водитель и пассажиры были шокированы.

Математику тоже переводят в правополушарный, интуитивный режим, поэтому за скоростью расчетов «жоховских» детей не поспевает даже взрослый.

— Мы с внуком играем — я считаю на счетной машинке, а он — в уме, и я не успеваю сказать ответ первой. А мы умножаем и делим трехзначные числа! — делится одна из бабушек.

— Наши дети отличаются от сверстников тем, что у них очень прямые спинки, они ходят, как артисты балета, — отмечает Владимир Иванович.

Одно из упражнений, которые выполняют дети практически на каждом уроке — сидят, заведя ручки за спинку стула, которая специально подогнана под их рост.

Каждый урок дети выполняют упражнения для глаз, в практике работы классов нет ни одного случая ухудшения зрения у ребенка.

Известно, что бичом школы является гиподинамия. Дети во время урока двигаются в 8 раз меньше, чем им это требуется. На уроках по методике Жохова дети подходят к учителю, чтобы сказать ему на ушко получившийся ответ, садятся на корточки возле парты, чтобы в нужный момент встать и продиктовать что-то соседу. Встают, чтобы прокричать хором ответ на вопрос учителя.

Владимир Иванович разработал массу приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. В периоды эпидемий «его» дети не болеют, они выше и сильнее своих сверстников, а одной из форм отчета, которые требует Жохов от учителей, работающих по его системе, является количество дней, пропущенных учащимися по болезни. Если система работает хорошо, дети не болеют.

Мы будем рядом

К концу первого класса дети, обучающиеся по методике Жохова, проходят степени и отрицательные числа. Однажды они писали выпускную контрольную работу за 1 класс, где была задача: «Коля повесил на елку 6 игрушек, а Миша — 4. Сколько игрушек они повесили на елку?». К удивлению учителя, ответы разошлись, половина класса ответила: 10, а половина: 2. Когда стали спрашивать, почему, дети ответили: «Мише не понравились 4 игрушки, и он их снял». Оказалось, дети приняли знак тире в задаче за минус, а 4 — за отрицательное число.

Сколько же надо учителям готовиться к урокам-винегретам, чтобы на каждом спеть с детьми песню, не забыть про упражнения для развития осанки и зрения, подобрать мультимедийный материал?

— К урокам на всю неделю я готовлюсь в четверг, когда посещаю вебинар Владимира Ивановича, — делится Римма Суюндукова, учительница, работающая по этой системе в муниципальной школе одной из военных частей под Нижним Тагилом. — Все другие учителя мне завидуют. Тетради проверять не надо, учебников нет. Мне нужно только просмотреть материалы к уроку и распечатать карточки. В начальной школе преподаю 30 лет, и ни разу не проработала дважды по одной программе, первый год — по системе Жохова. Мне есть с чем сравнивать.

Если класс решает работать по системе Жохова (для этого требуется лишь согласие учителя, директора школы и родителей), учителю присылается жесткий диск с разработанными уроками на весь учебный год. Еженедельно — вебинары, консультации мастера по любым вопросам.

Брать какие-то отдельные элементы Владимир Иванович не советует. Им разработана система, каждый кирпичик которой подогнан к другому и работает на конечный результат. Методику трудно назвать экспериментальной — ей исполнилось 20 лет, а некоторые приемы взяты из практики дореволюционных лицеев. (Чем плох Царский лицей?). И тем не менее, система Жохова с трудом пробивает себе дорогу. Почему? Нет ответа. На вопрос о перспективах внедрения системы Владимир Иванович ответил:

— Никакого просвета нет. Каждый наш класс — очевидное обвинение современной школе. Надо научиться по-другому на ребенка смотреть, переломить себя. А кто хочет этим заниматься? Родители становятся движущей силой. Но они же — главная проблема многих классов, если начинают вмешиваться в работу учителей, ссориться между собой. В результате автономные классы могут закрыться.

Тем не менее, система жива, только в Челябинской области работает около ста «жоховских» классов. В Екатеринбурге в 2016 году открывается несколько первых классов в частных школах и два — в муниципальных.

— Точек зрения на методическую систему Жохова очень много. По «Закону об образовании» каждый учитель имеет право выбрать методику, по которой он будет работать. Здесь навязывать что-то не имеет смысла, — заявил директор института педагогики и психологии детства УрГПУ Сергей Новоселов. — Для меня очень важно, чтобы ни одно новое направление в педагогике не прошло мимо нас. Мы должны знать обо всем. Мы готовы к научному сопровождению методики. Если нам скажут: будьте рядом, мы будем рядом.

© Татьяна Мостон
Фото — Василий Васильев