Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Перед классом

Front of the Class, 2008, США, режиссер Питер Уэрнер

Текст: Татьяна Мостон


 

– Меня зовут Брэд Коэн. Но когда я был маленьким, люди звали меня по-разному. Мой брат Джеф звал меня Доктор Боба, мама – милый. Что касется детей в школе, они звали меня по-всякому – от придурка до психа, – с этих слов начинается фильм «Перед классом». – У меня и правда было не много друзей. Зато был один постоянный спутник.

Этим спутником был диагноз «синдром Туретта». Раньше таких людей считали бесноватыми и одержимыми дьяволом. Только в 19 веке было доказано, что эти непроизвольные резкие движения и звуки являются заболеванием центральной нервной системы.

Даже отец не мог понять своего ребенка:

– Перестань строить из себя клоуна!

– Я не могу контролировать это!

– Нет, можешь! Прекращай это! Самоконтроль – вот все, что тебе нужно!

Брэд ненавидит школу, где каждый его тик вызывает смех детей и ругань учителей. Он переходит в другую. Директор приглашает его прийти на школьный концерт (где Брэд всем, конечно же, мешает), а по окончании вызывает его на сцену.

– Тебе самому нравится издавать эти звуки и нервировать людей?

– Нет, сэр. Мне нравится издавать эти звуки еще меньше, чем вам слушать. У меня синдром Туретта. Это нарушение в мозге.

– Но при желании ты можешь контролировать это?

– Нет, сэр, это болезнь, от которой нет никаких лекарств.

– Что мы можем сделать, чтобы помочь тебе?

– Я просто хочу, чтоб со мной обращались, как со всеми.

Бред идет по залу, издавая свои звуки, но над ним уже никто не смеется. Более того. Весь зал встает и аплодирует ему.

«Всего несколько слов распахнули дверь в новый совершенный мир. Я понял: как-нибудь, когда-нибудь я стану учителем. У меня не было другого выбора, кроме как доказать, что синдром никогда не отнимет у меня лучшее. Перестать бороться – это значит согласиться с теми, кто говорил мне, что я выбрал не ту дорогу. Моим лучшим учителем был мой синдром», – звучит закадровый голос Брэда, пока он проходит собеседование за собеседованием с директорами школ. Все бесполезно. «Кому нужен учитель, который лает, как собака».

И вот очередная школа. Что необычно – кроме собеседования с директором состоялась встреча с учителями вторых классов. Видимо, при выборе кандидата мнение учителей тоже имеет вес.

–Чему самому главному вы хотели бы научить детей? – спрашивают они Брэда.

– Важно научить их, что это хорошо – быть собой.

Брэда приняли в эту школу учителем. Пустой кабинет. Парты и две огромные школьные доски. И вдруг в дверях появляются учителя с тележками и корзинами:

– Мы подумали, что это может Вам пригодиться!

Счастью Брэда нет предела. С коробкой шляп и живым кроликом он идет на урок и первое, что слышит от детей:

– Чокнутый!

А затем – кучу вопросов:

– Это заразно?

– Это больно?

– А вас когда-нибудь вылечат?

– А Вы можете ходить в кино?

– Я не могу делать только одну вещь!

Дети заинтригованы:

– Какую? Скажите!

– Играть в прятки!

Да, некоторые родители забрали детей из его класса. Другие – оставили и не пожалели. Начинается самая яркая часть фильма – как Брэд общается с детьми, как ведет уроки, как преображается кабинет в зависимости от календаря – на стенах появляются привидения, сердечки или индейки, сделанные руками детей. Это всегда ярко и необычно.

Замечательный фильм о настоящем Учителе. Я смотрела его и пыталась вспомнить хотя бы один российский фильм последних лет о хорошем учителе. И не могла. «Географ глобус пропил», «Училка» таковыми, по-моему мнению, не являются. Если кто-то знает такой фильм и сообщит мне, буду рада. А пока – будем смотреть иностранные фильмы об Учителях с большой буквы.