Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Надо спасать детей! От Училок!


– Ваше ЕГЭ похоже на «Угадай мелодию».

– Это не дети, а расслабленные организмы, не приспособленные к обучению.

– Школа умирает.

– Самым страшным итогом развала Советского Союза стало равнодушие и цинизм молодого поколения.

Это далеко не полный перечень фраз учительницы истории с 40-летним стажем работы, которую дети называют не иначе как Училка в одноименном фильме Алексея Петрухина, показ которого состоялся 7 октября в Екатеринбургском Доме кино и был приурочен к всемирному Дню учителя.


Текст: Татьяна Мостон

А за четыре дня до этого, 3 октября, министру культуры В.Р. Мединскому была направлена петиция с требованием, чтобы фильм был доступен для всех желающих: «Премьера «Училки» состоялась в ноябре 2015 года, фильм вызвал бурное обсуждение, особенно среди учителей и школьников. Причем мнения разделились на диаметрально противоположные – кто-то обвинял создателей в очернении профессии, направлял жалобы, а кто-то восторгался и благодарил». Точно так же разделились взгляды зрителей фильма.

Как мне показалось, в фильме изображена совершенно неправдоподобная ситуация. Учитель с 40-летним стажем работы приходит в 11-ый класс (где она, скорее всего, работала с пятого класса) и встречает презрение (надпись на доске: «Училка») и полное равнодушие к себе и предмету. Каждый старшеклассник занимается своими делами, не обращая на нее никакого внимания. Такое положение дел возможно, если учитель только начинает свою деятельность или педагог приходит в класс, где его видят в первый раз. Но если подобное случается после шести лет работы стажиста с классом, это катастрофа. Уйти из школы учителю надо было гораздо раньше. Или не приходить в педагогику вообще.

– Я вдолблю в ваши головы одну простую вещь: вы все пустое место.

– Вы никчемные уроды.

– Мне вас не жалко. Я могу любому из вас пулю в лоб всадить. Рука у меня не дрогнет.

– Ты для меня просто прыщ!

Я не могу оправдать подобных фраз опытной учительницы ни тем, что такие-рассякие дети довели, ни ее нервным срывом. Из-за обаяния Ирины Купченко, играющей Аллу Николаевну, хочется понять учительницу, пожалеть, найти объяснение ее поступку. Если отойти от харизмы актрисы, что остается? Где хоть капля педагогического мастерства, учительского достоинства и такта? Если учитель на таком уровне работал 40 лет, то зачем он это делал? А если работал хорошо, то как до такого презрения и пренебрежения учеников могло дойти?

Директор школы, бывшая ученица Аллы Николаевны, настольной «книгой» которой стал калькулятор, снимает с доски ее портрет и неловко прячет в ящик стола, затем вызывает к себе педагога и распекает, укоряя уехавшей за границу дочерью. Директор – результат воспитания Аллы Николаевны. Ничего странного, если учительница позволяет себе произносить упомянутые выше фразы. Затем, спустя всего один урок, «директриса» вдруг переосмысливает роль Училки и вывешивает ее портрет на место.

Что же выдающегося сделала Алла Николаевна, что так изменило отношение к ней директора школы? В драке отобрала у школьника пистолет (рискуя его и своей жизнью, и только чудом пуля всего лишь царапнула его руку). А затем, направив дуло на школьников, заставила их учить историю.

Мы в очередной раз натыкаемся на философский вопрос: а что, ради благих целей действительно все средства хороши? Можно ли силой, с оружием в руках заставить полюбить предмет, воспитать достойных людей? Если это так, стоит просто выдать всем учителям по пистолету?

В этом фильме мне импонирует позиция одного из старшеклассников, отказавшегося отвечать под дулом пистолета:

– Это наша жизнь, и мы сами вправе выбирать, что нам надо.

Тогда Алла Николаевна прибегла к открытой манипуляции, обвинив ученика в том, что он идет против всего коллектива. Все ответили, и ты отвечай. Будь как все:

– У нас нельзя презирать общество!


Но больше всего меня поразил и оттолкнул оптимистичный конец: все сидят вокруг костра, улыбаются и поют песню, а Алла Николаевна с милейшей улыбкой подбрасывает сучья в огонь.

Детей морально изнасиловали, ее чуть не убили (на «Скорой» в конце фильма ее увозят в больницу), и все всем всё простили, тишь и благодать. Что дальше – общая фотография на стенку и «на переделку» следующий класс «уродов и расслабленных организмов»?

Сегодняшнее поколение школьников не уважает учителя априори, только за то, что он избрал эту профессию. Расположение детей надо заслужить. Чем? В первую очередь – своим отношением к ним, еще – педагогическим мастерством, позволяющим привлечь их внимание и удержать его. Личным примером достойного поведения, честным отношением к ним и реальности. Ведь ни на один вопрос детей Училка не отвечает открыто – ни о развале Советского Союза, ни о ситуации на Украине.

А еще – поразил смех в зрительном зале, звучащий в моменты, когда герои фильма говорили о любви:

– Это же так страшно – не знать, что такое любовь. Мне очень больно, – говорит плачущая девочка с пистолетом в руках (пистолет много раз переходил из рук в руки и каждый, у кого он оказывался, считал себя вправе высказать все, что наболело).

А зал смеется…  

Среди зрителей равнодушным не остался никто. Вот некоторые мнения:

Надежда Ивановна Рыкова, пенсионер, много лет проработала в школе секретарем директора:

– Это притча, а притчи не дают рецепта, они заставляют задуматься. Слава Богу, что такой кинофильм появился. Его задача – заставить молодых людей задуматься о смысле жизни. Я заметила, что в фильме использовано много цитат из «Библии»: «Вы созданы по образу и подобию Божию», «что было, то и будет» и другие. Фраза в конце фильма: «Мы ответственны за все» мне очень понравилась. Вспоминается Сент-Экзюпери. Мне все это знакомо: вызывающее поведение детей, заботы директора. Главное – не нужно зацикливаться на мелочах. Ирина Купченко провела огромную работу, очень трудно держать на себе такой тяжелый фильм.

Юлия Башина, студентка первого курса института педагогики и психологии детства:

– В фильме раскрыты актуальные проблемы современной школы, такие как непростые взаимоотношения учеников и учителей. Показана реальная жизнь, я недавно вышла из школы, и могу сказать, что есть такие ребята, которые презирают учителей. Надо прислушиваться к словам старшего поколения, ведь они намного умнее нас, молодых. Учительница пыталась донести до детей, что каждый человек должен знать историю своей страны, без знания истории нет будущего. Конечно, добиваться своей цели надо мирным путем, без применения оружия, но не до всех учеников это доходит. Если бы всей этой ситуации не произошло, они бы ничего так и не поняли. Учителя бывают очень требовательными, и не всем детям это нравится, не все хотят учиться, добиваться успехов в жизни. Все идет из семьи, из детства, от того, как родители воспитывают. Но учителя – это вторые родители, от них очень многое зависит.  

Татьяна Григорьевна Новоселова, учитель русского языка и литературы с 33-летним стажем, сегодня – пенсионер:

– Фильм нереалистичный, в нем просто заострены какие-то проблемы, какие-то тенденции. Поэтому кинокартину воспринимаю как некий плакат, который заставляет задуматься. Я сидела и думала: если Алла Николаевна хороший учитель, как она могла до конца 11 класса не найти понимание с учениками? Вдруг в один момент ее, что называется, «прорвало», а что раньше-то делала? И сразу все переродились, за один урок. Показан учитель, который совершенно не справляется с классом. Но если она такая опытная, авторитетная, такая любимая поколениями выпускников (офицером спецназа), как это возможно? В фильме сконцентрированы, собраны в одну кучу разные моменты, и поэтому возникает ощущение гротеска.

Вспоминаешь себя в молодости: пришла в класс, растерялась, не знаешь, что делать с расшалившимися детьми. Но со временем ты учишься справляться с дисциплиной.

Фильм важен и для учителей – иногда у нас взгляд на ученика «зашоренный» – он хулиган, двоечник, а в каждом ребенке есть светлое, которое нужно только увидеть, процарапаться к нему, прокарябаться через защитный панцирь. Мне понравилось, что в фильме нет огульного очернения молодежи. Героиня вначале детей обзывает уродами, а потом говорит, что они талантливые.

Это искусство, это концентрация образа с целью показать учителям и детям самих себя со стороны, помочь ученикам увидеть учителя со своими проблемами, болезнями. Некоторые дети даже не знают, что учителя так, всем сердцем переживают за них.

Игра актеров слишком наигранная, ситуации какие-то игрушечные. Все проблемы заострены. Подобный уровень этики молодого поколения – это недостатки нашего общества, нашего воспитания, нашей системы образования. Есть такие дети? Конечно! Просто в фильме всех трудных детей собрали в один класс. Состояние школы – это состояние общества. И если оно такое, когда дети понимают только силу, конечно, это вызывает общественный резонанс. Стиль квартиры с антикварной мебелью, выражающий духовный мир учительницы, не стыкуется с ее одеждой. По ситуации ее надрыв нелогичен. Вспоминаю фильм «Доживем до понедельника». Во многом благодаря этому фильму я стала учителем. Почему перестали снимать добрые, хорошие фильмы про школу?

Ольга Сергеевна Власова, педагог с 30-летним стажем:

– На мой взгляд, проблемы выпячены, чтобы привлечь внимание к школе, к взаимоотношениям учителей и детей. Правильно было показано, что выросло телефонное поколение, весь мир у которого заключен в гаджетах. Они сидят на переменах, в транспорте, уткнувшись в телефон, они так общаются. Но о чем? Если посмотреть – полный бред.

Фильм неоднозначный. Некоторые структуры изображены карикатурно. Без смеха нельзя смотреть на спецназ, на то убожество, в котором живет учительница. Фильм снят в жанре фарса, все преувеличено, приукрашено. В жизни возможны лишь отдельные элементы, а не вся ситуация, отраженная в фильме.

Наталья Ивановна Баженова, председатель профсоюзной организации студентов и аспирантов УрГПУ:

– Очень тяжелый фильм. На негативные процессы, которые есть в образовании, можно закрывать глаза, а можно в это окунуться и подумать, как их решать. Понятно, что был показан собирательный образ школы, но тем не менее, вопросы, связанные с взаимоотношениями учителей и учеников, требуют ответов. Одни позволяют себе резкие негативные оценки в отношении учителей, другие очень болезненно на это реагируют. Учительница многократно и тактично пыталась направить действия школьников в нужное русло. И перешла на их уровень только после эмоционального неконтролируемого срыва, когда дети жестко, хлестко выражали свое неподчинение.

Некоторые ситуации, показанные в фильме, недопустимы. Как бы ни разворачивались взаимоотношения, нельзя браться за оружие. Многие студенты после фильма плакали, ситуация их эмоционально затронула. Когда все поняли, что человек может погибнуть, произошла некая переоценка ценностей. В момент, когда мы кого-то теряем, в момент безвозвратности мы начинаем многие вещи осознавать очень четко.

Директора, как руководителя, с одной стороны, понимаешь, зачастую надо заниматься многими официальными скучными вещами, чтобы школа развивалась, но на другой чаше весов всегда – конкретные люди, и надо уметь находить нужные слова, чтобы смотивировать их на эту деятельность. С точки зрения корпоративной этики, человеческих взаимоотношений совершенно недопустимо снимать портрет одного учителя, чтобы повесить на его место фотографию другого. После всего происходящего директор задумалась: «Надо спасать детей». Надо от бумажек разворачиваться к детям.