Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Звездочки на земле

(Taare Zameen Par), 2007 г., Индия, режиссеры Аамир Кхан, Амол Гуптэ.

Фильм отхватил в свою копилку множество наград. Его даже представили на премию «Оскар», но он не вошел в «шорт-лист».

Текст: Татьяна Мостон 

Любите ли Вы индийское кино? Я – нет, но этот фильм я отнесла к своим любимым. Хотя он, как обычно, о любви и ненависти. О любви к детям и ненависти к равнодушию педагогов.


Фильм начинается с прыгающих, переворачивающихся букв, танец которых переходит в полную какофонию. Именно так воспринимает мир знаков Ишан Авасти – маленький мальчик, страдающий дислексией. На фоне издевательски прыгающих букв звучит строгий голос учительницы:

– Ишан – два балла из 25!

А затем камера переводит взгляд на плавное кружение по воде пластиковой пробки и мельтешенье рыбок, которых пытается поймать мальчик.

– Ишан! Чего ты копаешься в грязи? – зовут его.

В руках у мальчишки – банка с рыбешками, и он счастлив.

Титры идут на фоне замечательной пластилиновой анимации – качающиеся на арбузной дольке заяц и черепаха, слон, летящий на воздушных шариках и танк, стреляющий рыбками. Это мир фантазий Ишана, в который ему так радостно уходить от действительности, где все считают его наглым глупцом. Контрольная превращается в игрушку для собаки, а найденная железяка – в бесценное сокровище.

Открываются железные ворота школы, и во двор высыпает гурьба одинаковых мальчишек: у всех – коричневые рубашки и шорты, красные галстуки, черные носки и башмаки. Всех отличающихся выводят из строя и наказывают.


На уроке Ишан не может прочитать предложение.

– У меня буквы танцуют, – оправдывается он под общий смех детей.

– Ты меня вывел! Выйди вон из класса, бесстыжий мальчишка! – это единственный выход из создавшегося положения, который видит учительница.

– Этот балбес вечно за дверью! Неудачник! Лузер! – комментируют проходящие мимо старшеклассники.

На следующий день Ишан пропускает школу. И мир встречает его во всем великолепии красок, звуков и запахов. Маляр, ловко карабкающийся по бамбуковым лесам. Лед, облитый красным и желтым сиропом. Экскаватор, гребущий ржавый песок. Спокойная гладь моря и спящий в корзине человек. Все это бесконечно интереснее скучных уроков.

Но родители не могут ему простить плохих оценок и прогулов. Они находят меру воздействия – отдать сына в интернат. Оторванный от своей семьи и по-прежнему чужой в мире знаков ребенок впадает в глубокую депрессию. Он перестает разговаривать, улыбаться, даже рисовать. Но буквы лезут в класс на тонких паучьих ножках. Здесь Ишан не просто стоит за дверью класса – он стоит на коленях и получает по костяшкам пальцев линейкой.

Все меняется, когда в школу приходит Учитель. Вернее, закатывается колесом в одежде клоуна (возможно, это какой-нибудь национальный театральный костюм). Играя на флейте и разбрасывая разноцветные платки, он танцует, поет и вовлекает в это действие всех детей.

Фильм, как и все индийские, очень музыкален. Правда, танцуют здесь не влюбленные, а учитель с целым классом учеников. Под музыку семья собирается на работу или прощается с оставленным в чужом городе сыном.

– Рисуйте карандашами, красками, чем хотите, – говорит учитель.

– А что нам рисовать? На столе ничего нет!

– Этот стол слишком мал, на нем не уместится весь тот чудесный мир, который называют воображением!

Лист Ишана остается чистым. Он один не реагирует на песни и танцы учителя. Сидит, опустив голову. Но именно Учитель Рам Никум, роль которого исполняет звезда Боливуда Аамир Кхан (кстати, этот фильм – режиссерский дебют Аамира), распознает заболевание мальчика и начинает с ним усиленно заниматься. Они пишут буквы на песке, на ладошке, лепят из пластилина, собирают из палочек. На ступенях лестницы изучают счет. Ишан вновь начинает рисовать.

Кульминация фильма – состязание художников, в котором принимают участие все ученики и учителя интерната. Побеждает, конечно, Ишан. Когда он идет к награде между рядов ликующих учеников, плачут все взрослые. И я плачу. Как без этого? Это же традиции индийского кино! Если зритель не заплакал – фильм не удался!

– На Соломоновых островах, чтобы очистить участок леса, аборигены не вырубают деревья. Они собираются и ругают их всем племенем. Через некоторое время деревья начинают умирать. Медленно и верно, – рассказывает Рам Никум отцу мальчика.

Нам, взрослым, так важно помнить о Соломоновых островах, общаясь с детьми!