Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Первый десятый «И»

— Учащиеся десятого инженерного класса к уроку готовы. Отсутствуют двое: Балабанова Валерия — по причине болезни и Анастасия Швецова — по причине поездки. Домашнее задание — параграфы три точка один — три точка четыре. Дежурный по классу Быков Евгений, — так по-военному четко, с рапорта дежурного, 21 сентября начинается урок физики в первом десятом инженерном классе средней школы № 22 Верхней Пышмы, которой вскоре суждено стать инженерным лицеем.

Дождь — это процесс?

— В чем разница между барометром и манометром?

— Дождь — это процесс?

— Что будет происходить с воздушным шариком, если на него подуть? Какой из трех макропараметров я поменяю?

На эти и многие другие вопросы учителя физики Дениса Павловича Рукомойкина отвечают будущие инженеры. После ответов — подсчет голосов:

— Кто согласен? Кто не согласен? Воздержался? Ушел в себя?

Учитель достает какой-то агрегат, состоящий из гофрированного сосуда, соединенного трубкой с манометром, начинает увеличивать и уменьшать объем, и дети постепенно приходят к открытию закона Бойля-Мариотта.

А затем лицеисты сами выводят изобарный закон Гей-Люссака и изохорный закон Шарля. На их открытие человечеству понадобилось полторы сотни лет, а будущим инженерам хватило и половины урока, правда, пришлось прихватить перемену — никто из них не встал и не вышел из класса, словно и не слышали звонка. Так все были заняты.


— Уравнение Менделеева-Клапейрона в ваших учебниках называется уравнением Клапейрона-Менделеева, а где-то уже просто Клапейрона. Почему? Не обидно за Дмитрия Ивановича, распространившего функциональную зависимость на газы любого количества? Ошибка истории? Учитесь на чужих ошибках! Вам, как будущим инженерам, это особенно важно. Додумался до улучшения детали, механизма, производства или изобрел что-нибудь — запатентовал и продвигай на рынок. Кто является изобретателем радио? Гульельмо Маркони, поскольку Александр Степанович Попов не подавал никаких заявок на получение патента.

— Учиться трудно, но интересно. Посмотрим, что из этого выйдет. Физика везде нужна, — так считает Хаджимурад Кехов, поступивший в десятый инженерный из третьей школы Верхней Пышмы.

Всего в пилотном инженерном десятом классе учится 17 детей, из них большинство, как ни странно, девочки — девять будущих инженер-вумен.

— Технические специальности — более высокооплачиваемые, чем гуманитарные, — обосновывает свой выбор Дарья Полухина.

И ради этого она готова изучать физику шесть уроков в неделю вместо двух в обычных классах, математику — восемь часов вместо пяти и на один урок больше заниматься информатикой. Плюс внеурочная деятельность — олимпиады, конкурсы, защита научных проектов. Специально для внеурочной деятельности по физике выделен 54-ый кабинет — роскошь для переполненной школы, работающей в две смены.


Поддержка проекта

— Проект инженерного лицея интересен не только нам, работникам школы, но и жителям Верхней Пышмы, Свердловской области и в конечном итоге страны в целом. В перспективе — распространение опыта на другие города, где расположены предприятия УГМК, — рассказывает директор школы Ирина Анатольевна Натарова.

УГМК-холдинг, инициатор создания на базе школы инженерного лицея, оказывает ей всяческую поддержку. На 3 миллиона 100 тысяч рублей приобретается оборудование для кабинета внеурочной деятельности, на подходе — еще два миллиона рублей для обустройства кабинетов физики и химии. Кстати, металлургическому производству, кроме инженеров-физиков крайне необходимы специалисты-химики, поэтому данному предмету вскоре будет уделяться не меньше внимания, чем физике.


Сейчас уже подбирается разновозрастный отряд учащихся для поездки во время осенних каникул в санаторий «Селен», где преподаватели УрГПУ будут читать лекции, а студенты университета — проводить познавательные и интеллектуальные мероприятия со школьниками. Оплату путевок берет на себя Благотворительный фонд УГМК «Достойным — лучшее». Достойных в седьмых-десятых классах выявят после проведения внутришкольной олимпиады по физике, задания для которой готовит Денис Павлович.

Какое отношение к инженерному лицею имеет УрГПУ? Самое прямое — специалисты университета под руководством директора института физики, технологии и экономики Петра Владимировича Зуева разработали концепцию инженерного лицея, провели для учителей школы курсы повышения квалификации, организовали летний лагерь для учащихся десятого инженерного.

В планах — охватить Стартовую школу, которая готовит будущих первоклассников, ввести там предметы, развивающие творческие способности детей, а значит, креативное мышление, без которого настоящий инженер не эффективен. «Инженеров надо воспитывать с детского сада» — это твердое убеждение Петра Владимировича.


«Физика — наука экспериментальная»

Рукомойкин Денис Павлович, классный руководитель десятого инженерного и преподаватель физики (в четырех седьмых, четырех восьмых, трех девятых и десятом инженерном классах) — выпускник Уральского государственного педагогического университета. 12 классов, 30 уроков в неделю. Пять дней по шесть уроков, суббота — методический день. Многовато, но иначе не получить достойной для главы семьи зарплаты.

— Мой дедушка Анатолий Васильевич Рукомойкин в свое время обучал инженеров, я сам попал в первый лицейский физико-математический класс, когда в 1995 году в Артемовском районе почувствовали необходимость создания лицея — учреждения повышенного статуса, и учащиеся города выстраивались в очередь, чтобы пройти вступительные испытания в лицей. А сегодня я обучаю будущих инженеров в первом лицейском классе 22-ой школы. Такая вот ирония судьбы.

Педагогические способности Дениса проявились еще в начальной школе, когда он, командир отряда, должен был «подтягивать» отстающих. Мало того, что ему это занятие нравилось — двоечники, с которыми он занимался, скоро начинали получать вполне приличные оценки по математике.

Поэтому выбор института был предсказуем — только педагогический! Пока учился, год отработал учителем физики в школе № 6 Екатеринбурга. Но после окончания вуза пошел не в школу, а на Уральский электромеханический завод инженером-конструктором, определял надежность изделий военно-промышленного комплекса.


В 2004 году наследственность и призвание сыграли свою роль, и Денис Павлович вернулся в свой лицей преподавателем физики. С тех пор он работал в Артемовском лицее № 21, затем — в 130-ом лицее Екатеринбурга. Подготовил десятки победителей физических олимпиад самого разного уровня. Семь лет руководил городским методическим объединением учителей физики. С сентября 2016 года преподает в 22-ой школе Верхней Пышмы.

— Петр Владимирович предложил мне встать у истоков инженерного лицея, и я решил, что это интересно. Это проект отраслевой. Если УрГПУ курирует проект в методическом плане, то УГМК — в финансовом. Открыты возможности самых разных поездок — хочешь поучаствовать в конкурсе в Италии? Пожалуйста. Собираешься на защиту проектов с первоклассниками в Ярославль? Нет проблем, вези команду малышей. Оплатят дорогу, проживание, питание. Если поднимать лицейскую линию, то начинать надо с малышей, к десятому классу в регионе уже слишком много конкурентов, догнать которых за год — за два еще та задача.

То же направление заложено в концепции инженерного лицея.

— Физика — наука экспериментальная, ее надо «потрогать своими руками», надо ей начать заниматься, чтобы понять, — продолжает Денис Павлович. — Ограничение теорией результата не дает. Где взять время на эксперимент? Каждый урок начинаем с рапорта и доклада дежурного. Часто доклад заменяем или иллюстрируем мини-экспериментом. Ничего сложного — допустим, яйцо тонет в воде, но стоит посолить воду, и яйцо всплывает. Возникают вопросы: почему оно всплывает? Сколько нужно добавить соли? И многие другие.

Узнаю ученика Петра Владимировича: «Эксперимент — первичен, теория — вторична!».

— Это идея еще Петра Капицы: физику надо изучать руками. Самый лучший опыт — свой собственный. Поэтому в классах с углубленным изучением физики внедрена система практикумов, где каждый учащийся выполняет свою работу, которая, возможно, не включена в школьную программу.

А классы с углубленным изучением физики, как и других предметов, формируются в 22-ой школе в пятой параллели. И так строится работа уже более десяти лет.


«Все у нас сложится»

В лаборантскую, где мы после уроков разговариваем с учителем физики, постоянно заглядывают дети:

— Денис Павлович, можно Вас отвлечь на минутку? 54-ый кабинет занят. Где будем обсуждать проекты?

— Это катастрофа. Другого кабинета нам не найти. Переносим обсуждение на завтрашнее утро, до уроков. На 7 утра. Сможете прийти? — находит выход учитель.

— Конечно, сможем! — и будущие инженеры исчезают за дверью.

Они готовы ежедневно выполнять домашние задания по физике, оставаться после уроков, приходить за час до занятий. В чем причина такой явной мотивации на учебу? Думаю, причин множество: интересный учитель, особый статус инженерного класса, открывающиеся перспективы участия в олимпиадах, конкурсах и тематических лагерных сменах, в будущем — возможность целевого поступления в Технический университет УГМК и в дальнейшем — на интересную высокооплачиваемую работу.

— Самая главная цель моей работы — чтобы дети выросли хорошими людьми, нашли себя, свое место в жизни. Можно быть хорошим физиком и плохим человеком. Мне не хотелось бы такого результата. Хотя формировать достойного человека — задача очень сложная. Это невозможно без участия семьи, — так вдруг в Денисе Павловиче, «сильном предметнике», открывается Учитель, который на первый план своей деятельности выдвигает воспитание.

— Как руководитель, я довольна тем, что в школу пришел молодой, энергичный, творческий, грамотный педагог. Судя по тому, как активно он включился в работу, как вокруг него вьются дети, результаты не заставят себя долго ждать, хотя я понимаю, что это работа не одного дня. Денис Павлович — целеустремленный, открытый, коммуникабельный человек, любит свое дело и заинтересован в работе на результат. Я думаю, все у нас сложится, — на этой оптимистичной ноте, прозвучавшей из уст Ирины Анатольевны, мы прощаемся со школой, вернее, расстаемся на время.

Мы еще не раз приедем в инженерные классы: первый десятый, второй десятый и первый одиннадцатый, надеемся побывать на открытии нового здания лицея через пару-тройку лет, порадоваться победам и достижениям лицеистов.


Фото — Александра Карпушева