Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Мы главные идеологи проекта «Инженерный лицей»

...особое внимание мы уделим продвижению профильного образования,
связанного с точными науками. Основы инженерного
и технического образования закладываются именно в школе.
В. В. Путин

Один из проектов региональной программы «Уральская инженерная школа» — открытие в Свердловской области инженерного лицея. Какое отношение к этому имеет Уральский государственный педагогический (не технический!) университет? Самое прямое!

— Мы главные идеологи проекта «Инженерный лицей». Нам поручено разработать концепцию учебного заведения нового типа, адаптировать образовательные программы, повысить квалификацию учителей и в дальнейшем оказывать методическую помощь лицею на протяжении ряда лет. Это всерьез и надолго, — заявил директор института физики, технологии и экономики УрГПУ Петр Владимирович Зуев.

Инженерный лицей решено открыть на базе 22-ой школы г. Верхняя Пышма, что находится вблизи Технического университета УГМК. С января 2016 года началось проектирование нового дополнительного корпуса лицея на 500 мест, 29 учебных кабинетов. Здание будет построено и оснащено самым современным оборудованием на основе софинансирования областью, городом и Уральской горно-металлургической компанией к сентябрю 2018 года. Уже в апреле-мае 2016 года начнется отбор учащихся в два инженерных десятых класса, а к августу 2018 года 22-я школа будет переименована в Инженерный лицей.


Возвести здание, начинить его современным оборудованием и даже набрать перспективных детей — это еще полдела. Самое главное — изменить образовательную парадигму школы. С просьбой о разработке концепции подготовки учащихся для поступления в технические вузы и методической поддержке инженерного лицея в дирекцию института физики, технологии и экономики обратился ректор Технического университета УГМК Евгений Вадимович Караман. Выбор УрГПУ в качестве идеолога проекта поддержал и областной министр образования Юрий Иванович Биктуганов, заявив, что именно методисты ИФТиЭ могут успешно справиться с поставленной задачей.

— Сотрудники кафедры теории и методики обучения физике, технологии и мультимедийной дидактики много лет занимались разработкой методов формирования инновационного мышления школьников. Видимо, это показалось убедительным, раз из нескольких претендентов на разработку концепции лицея, в числе которых УрФУ и РГППУ, выбрали именно наш университет, — объяснил Петр Владимирович. — Над проектом работает команда специалистов: профессора Александр Петрович Усольцев, Тамара Николаевна Шамало, доценты Наталья Геннадьевна Свириденкова, Ольга Геннадьевна Надеева, Татьяна Валентиновна Наговицина и другие.


Совсем недавно мы обсуждали проблему подготовки инженерных кадров. У нас десятилетиями не хватает на рынке труда таких людей, специалистов высокого класса, востребованных сегодня. И то, что в Свердловской области в одном из центров нашего промышленного потенциала такая работа проводится, это очень здорово, очень хорошо.
В. В. Путин


Сегодня специалистами института физики, технологии и экономики разработана концепция лицея, которая была одобрена руководством Уральской горно-металлургической компанией и ректоратом Технического лицея УГМК.

— Сущность концепции состоит в том, что по нашему мнению, инженера за 2 года не подготовить, — рассказывает Петр Владимирович. — Его надо растить с детского сада. Нами была предложена модель, которая дает возможность формировать интерес к инженерной деятельности на основе реализации нескольких принципов. Первый принцип — мультифункциональность. Ребенок в дошкольном возрасте, согласно теории Л. С. Выготского, должен получить опыт деятельности в разных направлениях, и чем их больше, тем богаче его воображение. Лучше, если это будет непосредственное взаимодействие с предметами (можно рисовать, лепить, клеить и так далее). А еще лучше создавать симбиоз словесного, графического и технического выражения себя. Для создания мультфильма, например, надо написать сценарий, нарисовать персонажей, а потом постараться картинку подвигать, отснять, смонтировать, то есть применить инженерные методики. Так у ребенка возникают эмоции, свое понимание и свое мировосприятие.

— Далее реализуются принципы метапредметности, углубленности и инновационности, — продолжает Петр Владимирович. — В начальной школе необходима ранняя естественнонаучная подготовка. Начинать изучать физику в 7 классе поздно, «Занимательную физику» надо начинать в первом классе, а в средних классах начинать углубленные курсы физики, математики и химии. В лицее не только увеличится количество часов, но изменится структура программы, физика из теоретической станет практикоориентированной, с большим количеством лабораторных работ, самостоятельных исследований, с реализацией проектов. Еще один архиважный принцип — целостность учебного процесса: изменения коснутся всех учебных предметов и дополнительного образования во всех классах. Если все получится, этот опыт будет распространен на пятьдесят предприятий УГМК, расположенных от Норильска до Сербии и Чехии.

Сейчас специалисты института посещают уроки учителей школы, анализируют состояние образовательной среды.

— Мы увидели хороший потенциал учителей, который надо усилить и умножить, — делится впечатлениями директор ИФТиЭ. — В марте мы проведем в школе целую серию семинаров, на которых будем рассказывать, как в нашей концепции надо строить уроки и зачем это надо. Официальным и объективным требованием для реализации нашей концепции является новый ФГОС. Учителя обязаны выполнять его требования, а, реализуя их, они будут повышать качество обучения и мотивировать учащихся на инженерно-техническую деятельность. Главное, чего хотелось бы добиться — привнести в школу дух исследовательской деятельности, связанный с формированием инженерного мышления, с ориентацией на технические специальности.

© Татьяна Мостон,
фото — Вадим Осипов