Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Четыре модели педклассов

В Уральском государственном педагогическом университете состоялось совещание по организации педагогических классов с участием представителей Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, управлений образований муниципальных объединений и педагогических колледжей.

Напомним, что разработку концепции создания педагогических классов в нашей области, министерство поручило ученым и специалистам УрГПУ. Все идеи были предварительнорассмотрены,а теперь вынесены на более широкоеобсуждение. 

Почему вновь понадобились педагогические классы, в недавнем прошлом потерявшие свою актуальность? Педклассы исчезли в связи с тем, что у обучающихся пропала мотивация. С введением ЕГЭ были отменены  преференции для  тех, кто со школьной скамьи мечтал быть педагогам, целенаправленно к этому  шел и поступал в педвуз. Сегодня, во время дефицита педагогических кадров, особенно в муниципальных школах, вспомнили истину – педагогами не только становятся, но и рождаются, а потому надо выявлять способных к учительской профессии еще на этапе детей обучения в школе.

Елена Дружинина, начальник управления социальной работы УрГПУ,  с 1988 по 1990 годы училась в педагогическом классе школы № 33, впервые созданном  в Верхней Пышме. Набирали сюда девятиклассников из всех школ. «В классе было 16 человек, 14 девочек и два мальчика, – говорит Елена Николаевна. – Нашим классным руководителем была выпускница СГПИ, учитель русского языка и литературы Людмила Юрьевна Караульщикова. Впоследствии известный в Верхней Пышме человек, тесно сотрудничающий с УрГПУ». 

По мнению заместителя начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства общего и  профессионального образования Свердловской области Ольги Деникаевой,  педклассы сегодня появляются в новом историческом поле. Совместная работа на концептуальном уровне чиновников, ученых и практиков предполагает совместные поиски общих подходов к решению вопросов: как повлиять на выбор профессии педагога, какие найти способы поддержки тех, кто выбрал эту профессию?


В процессе обсуждения было разработано несколько моделей педагогического класса, при этом сохранялась взаимосвязь: дополнительное образование – школа – колледж – вуз – обратное возращение в школу в качестве учителя. Представитель министерства отметила и проблемные зоны: управление процессом и финансирование.

Заместитель начальника отдела профобразования и государственного задания министерства Михаил Корягин аргументировал свой интерес к новой проблеме тем, что сегодня наблюдается текучесть учителей в школах, в связи с чем проблему с кадрами необходимо решать комплексно. «В основе подхода должен быть – отбор, поиск, взращивание будущего педагогического корпуса», – подчеркнул Михаил Геннадьевич. 

Елена Дружинина: «Относительно призвания. Думаю, что у меня оно было, хотя я мечтала стать и биологом, и адвокатом. Но личность учителя все поставила на свои места. Людмила Юрьевна Караульщикова в то время, как и многие в стране, увлекалась коммунарским движением. Ее уроки по методике, строились исходя из методики коллективных творческих дел. (Сегодня можно сравнить с проектной деятельностью – прим. автора). Я благодарю судьбу, что попала в этот класс, где прошла не только профориентацию, но и получила личностное развитие. К нам предъявляли высокие требования в плане обучения. Считалось, раз мы профильный класс, мы должны быть профильными по всем предметам».

Проект «Педагогические классы» представила первый проректор-проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова. Актуальность проблемы она рассмотрела в рамках областной программы социального развития «Педагогические кадры ХХI века», обратив внимание, что новый проект реализуется по инициативе и при поддержке Министра образования Свердловской области Юрия Биктуганова. 

Среди приоритетных направлений проекта Светлана Алигарьевна отметила: профориентацию, проектирование образовательного процесса для профильных классов, учебно-методическое обеспечение, реализацию образовательного процесса. Определила актуальные задачи: создание концепции, разработку моделей и дорожной карты реализации проекта.

 В педклассе школы № 33 Верхней Пышмы преподавали дополнительные предметы: общую психологию, методику воспитательной работы, ораторское мастерство, методику работы в пионерском лагере. По этим предметам были предусмотрены зачеты с внесением в аттестат об окончании средней школы. «Более того, – говорит Елена Дружинина, –  на каждого из нас в 15 лет были заведены трудовые книжки, первая запись в которой  –  воспитатель группы продленного дня. В часы «продленки» мы занимались с ребятами начальной школы, по сути, погружаясь в свою профессию».

 

Модели педклассов представила  Ирина Мурзина, руководитель лаборатории региональных образовательных проектов УрГПУ. И прежде чем показать конкретные схемы, Ирина Яковлевна сказала о том, что учитывалось в процессе их создания: «Прежде всего, развитие коммуникативных и лидерских качеств у школьников, формирование  современного научного мировоззрения», – после чего выделила четыре модели.

Первая – педагогический класс создается в образовательной организации за счет вариативной части, вторая – на базе одной школы, которая выступает в качестве ресурсного центра, выполняет функцию педагогического кластера для территории, осуществляет обучение по предложенной универсальной программе. Следующий вариант – создание педкласса на базе педагогического колледжа, и в этом случае колледж выступает ресурсным центром для территории, обучение идет по программе, предложенной вузом. Надо заметить, что на совещании присутствовали руководители Красноуфимского, Камышловского, Нижнетагильских и других педагогических колледжей. И четвертая модель – создание педкласса на базе УрГПУ, где обучение может происходить во время сессий, очно во второй половине дня, дистанционно, включая сетевые формы взаимодействия. Преимущество данного варианта видится в возможности  подключения научного ресурса.

В рамках предложенных моделей были рассмотрены курсы, по которым предлагается обучение. Например, для десятиклассников на первое место выходят социально-гуманитарные проблемы, основы научного мировоззрения, художественно-творческая деятельность, социально-культурные и научно-просветительские проекты, волонтерство. 

 

Каждое лето учащиеся педкласса школы № 33 Верхней Пышмы работали вожатыми в пионерском лагере «Волна». Предварительно в течение года разрабатывались тематическая программа и методики проведения мероприятий.  Другим направлением профориентации было обучение на дополнительных курсах, факультете «Будущего педагога» в педагогическом институте, которые вел Борис Исаевич Лифшиц. «Я занималась филологией. В течение первой четверти мы получали контрольные, которые выполняли самостоятельно, – рассказывает Елена Николаевна.  –  Потом приезжали в вуз на очную сессию, где нам читали лекции, а во второй половине дня СПО «Амплитуда» проводила творческую часть».

Обсуждение проекта прошло предметно и конструктивно. Директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ Сергей Новоселов сказал о том, что возглавляемое им подразделение выступилоодним из первых с идеей создания педагогических классов. И заострил внимание на таких немаловажных проблемах, как  роли родителей: они сегодня являются обязательным участником образовательного процесса, и проектной деятельности, которая, на его взгляд, является неотъемлемой частью обучения. Более того, Сергей Аркадьевич совершенно справедливо заметил, что педагогические классы могут стать не только платформой для подготовки будущих педагогов, но и возможностью для каждого обучающегося проверить на самом деле его призвание – быть учителем.

Девять выпускников педагогического класса окончили школу  № 33 с медалями – двое, в том числе и Елена Дружинина, с золотой, семеро ее одноклассников с серебряными.  Из 16 – 10 поступили в сегодняшний УрГПУ. Все работают по специальности. Все, кто учились с Еленой Николаевной на факультете «Будущего педагога», также поступили в педагогический и учились в одной группе, большинство из них стало бойцами «Амплитуды»,  16 окончили вуз с отличием. 90 процентов выпускников группы работают по специальности. 

В 1992 году Елена Дружинина в педклассе родной школы преподавала «Методику работы в пионерском лагере».

Идею работы с родителями поддержала и ректор УрГПУ Алевтина Симонова, отметив, что для обучения в специализированном классе обязательно должна быть  мотивация, как у детей, так и у родителей. 

Со стороны практиков, директора областного педагогического колледжа Татьяны Симоновой и ее коллеги из Красноуфимска Антона Третьякова,прозвучали опасения по поводу того, как сегодня совместить обучение в специализированном классе с подготовкой к ЕГЭ, которой школьники и учителя всецело заняты последние два года перед выпуском? Немаловажными аспектами, требующими отдельного внимания, являются вопросы  финансирование проекта и отношение муниципалитетов, которое в данном случае должно быть определенным. На совещании этой определенности еще не проявилось, что собственно и понятно, так как именно муниципалитет должен нести основную нагрузку по содержанию педкласса. Активнее в этом плане на сегодняшний день выступают школы и лицеи Екатеринбурга.

Подвела итог совещанию Наталья Сокольская, начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства образования Свердловской области. Она отметила, что создание педклассов должно исходить из следующих принципов: имеющегося опыта, сложившихся традиций, взаимоотношений между всеми образовательными структурами.  И предложила взять короткий тайм-аут, с тем, чтобы вернуться к формированию педагогических классов уже в апреле текущего года, а с 1 сентября начать процесс создания пилотных классов, на которых будут отрабатываться  все механизмы для дальнейшего внедрения.


Наталья Паэгле

Фото Василий Васильев