Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Равнение на гениусов!

В феврале текущего года на форуме по профстандарту педагога в УрГПУ своим и идеями об организации повышения квалификации в форме стажировки поделились представители гимназии № 210 «Корифей». Продолжают тему учителя информатики гимназии № 210.

Текст: Ирина Лебединцева, Татьяна Русских

В настоящее время у педагогов как никогда высока потребность в повышении квалификации. Вопросов много и по новым стандартам, и по информационно-коммуникационным технологиям, в том числе в связи с активным внедрением новых – мобильных средств обучения. Учитывая серьезную загруженность педагогов, обучение лучше всего организовывать в форме стажировки: с погружением в живой образовательный процесс, с предоставлением именно той информации, в которой педагоги нуждаются, с отработкой тех умений, которые сразу могут быть применены на практике.

Когда у школ появляется потребность стать стажировочными площадками, делиться накопленным опытом? Например, тогда, когда они работают над одной темой – для обмена ресурсами и получения более качественного результата. Именно на такой основе началось взаимодействие гимназии № 210 «Корифей» и Бауманского лицея города Йошкар-Ола. В Бауманском – персональный IPad есть у каждого из 1300 учеников и 300 педагогов, устройства систематически используются на уроках, и на сегодняшний день это школа, в которой впервые в России на практике реализуется модель «1 ученик – 1 планшет». «Корифей» только в начале этого пути, но, как оказалось, Бауманский лицей заинтересован в обмене опытом не меньше, чем мы. Вместе проще решать общие проблемы, связанные и с технической стороной дела, и с методической: изменение подходов к обучению, технологии урока, формы организации учебного процесса. В октябре 2015 года корифейская делегация приняла участие в образовательном событии «Большая советская энциклопедия – новое PRO-чтение», на котором учителя Бауманского лицея поделились опытом применения IPad-ов в учебной деятельности. Педагогам из Москвы, Екатеринбурга, Казани, Тюмени и других городов страны были продемонстрированы варианты работы с приложениями и сервисами, при которых планшет действительно становится эффективным и незаменимым инструментом учебной деятельности. Там же выяснилось, что обе стороны заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве.


В январе наша гимназия принимала Константина Бирюкова, ИТ-директора Бауманского лицея, Apple Distinguished Educator. Он провел  семинар «Построение эффективной сетевой структуры гимназии «Корифей» для работы с мобильными устройствами». Мы получили ответы на множество вопросов, которые появляются у нас при освоении новых приложений и мобильных средств. В результате работы на семинаре был составлен план реорганизации инфраструктуры гимназии и намечены пути дальнейшего продвижения проекта «Мобильный Корифей». Думаем, что в скором времени все наши гимназисты будут учиться с помощью планшетов, также как и в Баумановском лицее.

По примеру Бауманского в нашей гимназии создана группа тьюторов, обеспечивающих постепенное обучение всех учителей работе с образовательными приложениями на планшетах. Предложены рекомендации по использованию этих ресурсов на том или ином этапе урока. Что еще необходимо? Конечно, создавать методическую базу. Все, что мы делаем, нужно описывать. Сегодня нет методик по использованию мобильных устройств в образовательном процессе. Как провести эффективный урок, в ходе которого дети с помощью планшета узнали новый учебный материал посредством собственной деятельности? В 45 минут уложиться сложно. В Баумановском лицее изменена форма учебного расписания. С 5 класса в основе него теперь лежит модель парных уроков. Пары разбиты на тридцатиминутки, каждая из которых – условно самостоятельная часть изучения темы, расширенный этап традиционного урока: коррекция знаний – контроль – изучение новой темы. Именно в таком варианте построение занятий, по мнению известного педагога Ю.И. Латышева, автора модели, в наибольшей степени отвечает требованиям учебного процесса по ФГОС. В лицее ведется работа над «Конструктором урока» (интегрированном в электронный журнал), в котором приемы критического мышления, других предметно и личностно ориентированных технологий адаптировано к продуктам Apple. Использование такого конструктора на первых этапах внедрения модели «1 ученик – 1 планшет» в гимназии «Корифей» тоже очень актуально.

К сожалению, у многих детей сегодня нет мотивации ходить в школу, отсиживать уроки, когда столько интересного они могут узнать и вне ее стен. Да, прошли те времена, когда учитель имел монопольное право на знания, и конкретная Мария Ивановна знала что-то такое, чего не знали все остальные. Теперь о том, что Земля круглая, любой школьник может узнать из Интернета, сделав несколько кликов. А в области ИКТ учащиеся порою знают и умеют больше, чем педагоги.

Тому, как повысить мотивацию школьников, мы тоже учимся у коллег из Йошкар-Олы. По примеру Баумановского лицея в нашей гимназии была набрана группа «гениусов» (Genius) – детей из разных классов, которым интересны мобильные технологии, и которые готовы помогать другим в их использовании. Ведь не все ученики и учителя одинаково хорошо способны справиться с планшетом (например, подключиться к сети Wi-Fi, открыть необходимый сервис). Постоянно в ходе работы с различным ПО у учителей и у учеников могут возникнуть вопросы, требующие консультации у более «продвинутых» пользователей. В Баумановском лицее есть две стойки, для начальной школы и для основной, где любой ученик может обратиться к гениусу, чтобы он помог настроить ему планшет. У гениусов своя атрибутика – отличительные знаки, символы. Не лишним будет заметить, что участие в этой группе само по себе очень ценный педагогический инструмент, повышающий мотивацию к учебе, ведь нужно быть во всем знатоком. И у детей появляется интерес, и учителю большое подспорье.

Чтобы попасть в команду Genius школьники сдают экзамены сначала в школе, а затем в представительстве Apple в Москве. Конкуренция огромная, ведь гениусов с охотой берут в отделы продаж как опытных специалистов. Надеемся, что в мае первые три представителя «Корифея» тоже станут обладателями удостоверений. В мае много работы будет у всех гениусов – они будут участвовать в технической реорганизации сети, монтаже точек доступа WiFi под руководством все того же уважаемого Константина Бирюкова.


Genius-ы уже проявляют себя как активная самостоятельная организация. Например, недавно сами организовали и провели в школе квест и уже готовят следующий. Одна из задач группы Genius – это показывать учителям как можно применять и использовать мобильные технологии на уроках. Так, к примеру, защиты проектов по предметам могут проходить не в форме стандартной презентации, а в виде небольшого обучающего видеоролика.

Мы ждем с января 2017 года внедрения профессионального стандарта педагога. Хотелось бы отметить, что информационно-коммуникационные умения этот документ ставит на одно из первых мест. Выбор у педагога сегодня небольшой: или ты, работая в школе, изо всех сил стараешься поднять уровень компетентности, или сходишь с дистанции. Поэтому мы думаем, что школам нужно точно определять свои «болевые точки», выходить на конкретных педагогов, компетентных в этой области, и приглашать их в свои школы. Специалистов, открытых к сотрудничеству, готовых поделиться опытом много, наш пример тому подтверждение.