Цвет:
Размер шрифта:
а
а
а
Интервал:
Изображения:
Вкл
Выкл
Все разделы

Давайте дружить домами

Осуществление перехода от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь становится концептуальной основой модернизации системы профессионального образования.

(Владимир Путин. Из речи на заседании Государственного совета РФ 23 декабря 2015 г.)

«Несколько лет назад представить наш колледж без педуниверситета было невозможно», – эта фраза Ивана Чернышева, директора Камышловского педагогического колледжа, прозвучавшая в разгар совещания директоров и руководителей профсоюзных организаций педагогических колледжей области, выразила суть проблемы, которую можно обозначить так: все новое – хорошо забытое старое.

Текст: Наталья Паэгле

Изучая историю образования, можно найти немало примеров возвращения на круги своя. Разве поколение рожденных в 1960-70-е не слышало в свои школьные годы о профориентации, об учебно-производственных комбинатах, о педагогических классах, существующих в любом, даже маленьком городе? Разве школьники 1980-х не ходили на экскурсии в училища и техникумы, которые позже стали называться колледжами? Все это было, и все мы это проходили. Но в какой-то момент, тот самый, когда главными профессиями в стране стали не учитель и инженер, а менеджер и юрист – было такое время, было… – профориентацию в школе вместе с профильными классами ликвидировали. А сегодня, занимаясь модернизацией образования, вновь вспомнили о них, и это совершенно справедливо.  


Совещание, которое состоялось на площадке Свердловского областного педагогического колледжа, по своему формату больше напоминало семинар. В его работе и организации приняла участие и команда УрГПУ в составе Светланы Минюровой, первого проректора – проректора по учебной работе, Романа Шебалова, начальника управления образовательных проектов, Ирины Мурзиной, руководителя лаборатории региональных образовательных проектов, Анджеллы Нефедовой, начальника отдела профориентации и продвижения образовательных программ, и Ольги Ленковой, специалиста по учебно-методической работе центра менеджмента качества и мониторинга.

Обсуждали вопросы сетевого взаимодействия между вузом и колледжами, внедрение эффективного контракта в образовании и перспективы деятельности УрГПУ в ходе участия в проекте модернизации педагогического образования и реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. Тут стоит оговориться, что профессиональные стандарты существуют во всем мире, это вовсе не ноу-хау наших чиновников. Будут они разработаны по всем профессиям и в России. Педагоги стали работать над своими стандартами вторыми, после гостиничного бизнеса.


О том, что профессиональный стандарт – не догма, а возможность для самообразования и творческого роста педагога, рассказала Светлана Алигарьевна Минюрова. Выступая перед руководителями учреждений СПО, она сделал акцент на том, что не стоит бояться внедрения стандарта, гораздо конструктивнее – активно включиться в процесс его обсуждения, организованный сейчас по всей стране. Необходимо уже сегодня осмыслить механизмы, которые заработают с 1 января 2017 года, когда начнется внедрение профстандарта педагога, а пока УрГПУ является стажировочной площадкой по его разработке в Свердловской области.

Сетевое взаимодействие между вузом и колледжем – второй вопрос, вызвавший большой интерес аудитории. В качестве положительного примера был рассмотрен опыт взаимодействия между Нижегородским государственным педагогическим университетом имени Козьмы Минина, более известным сегодня как Мининский, и Нижегородским педагогическим колледжем. Ознакомиться с этим опытом стало возможно в ходе прямого включения – «телемоста». На вопросы уральских коллег отвечал Михаил Соловьев, проректор по сетевому взаимодействию и социальному партнерству.

Если сформулировать кратко, то цель вуза в данном вопросе заключается в том, чтобы упростить обучающимся колледжа возможность получения высшего образования. Для этого вузом и колледжем реализуется совместный модуль, в ходе которого осваиваются 60 зачетных единиц курса «Педагогика и психология школьного возраста». Занятия ведут педагоги вуза на площадке колледжа. По этой программе уже был сделан выпуск, который себя оправдал. В то же время при колледже работает детский сад, где девушки (как правило, именно они учатся в педколледжах) проходят практику без отрыва от учебы.

Особенное одобрение руководителей учреждений СПО вызвала идея мининцев о выпусках команд, которые бы целенаправленно шли работать в школу. «Команда изменения» – так назвал ее Михаил Соловьев и добавил, что она должна обязательно владеть специфическими компетенциями, полученными в ходе обучения на двойном бакалавриате.  

И здесь уместно заметить, что компетенции педагога также нашли отражение в профессиональном стандарте, призванном расширить поле деятельности каждого педагога. Один из идеологов создания профстандарта, руководитель группы разработчиков, директор Центра образования № 109 города Москвы, академик Евгений Ямбург в интервью «Учительской газете» от 10 ноября 2015 года четко определяет: «Стандарт – это мастерство, очень мощное педагогическое мастерство. И в этой ситуации он не антитеза творчеству, а способ выйти на уровень. Самое интересное – если его выполнять, он защищает творчество». К тому не стоит забывать, что главное качество учителя – это самообразование.

В процессе обсуждения пришли к выводу о том, что необходимо вузу и СПО совместно искать те модули, которые интересны обеим сторонам. У вуза на этот счет много предложений. Это, например, образовательные программы бакалавриата. Многие из них двухпрофильные: иностранные языки в разнообразных сочетаниях (история и иностранный язык, правоведение и иностранный язык, география плюс иностранный язык). При этом предоставляется сравнительно большое количество бюджетных мест, что обусловлено потребностями региона в учительских кадрах.


Ориентация на уральский регион позволяет в настоящее время рассматривать и русский язык как иностранный, что ведет за собой формирование нового сегмента в образовании.

В ходе обсуждения форм взаимодействия родилась идея создания уральского регионального педагогического кластера – интеграционной модели: школа – СПО – вуз, внутри которой реально существуют партнерские отношения, а объединение ресурсов способствует достижению синергетического эффекта.

Когда верстался номер

Ректору УрГПУ А.А. Симоновой поступило письмо за подписью министра общего и профессионального образования Свердловской области Ю. И.  Биктуганова от 22 января 2016 года, в котором говорится о том, что министерство приглашает специалистов УрГПУ принять участие в разработке концепции создания педагогических классов в общеобразовательных организациях Свердловской области. Процесс создания педагогических классов запущен здесь и сейчас. А в школах муниципалитетов еще работают  учителя, которые выпускали эти самые педагогические классы.  Значит, на «круги своя» будет возвращаться проще.